Урок русского языка "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Самсонова Инна Николаевна

Цель урока: создать условия для формирования навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разделительный мягкий знак41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. УМК «Школа России»

Тема урока: «Разделительный мягкий знак»

Класс: 2 «Г»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для формирования навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

1.Предметные

1. Формировать умение писать слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак», графически обозначать орфограмму.

2. Определить признаки орфограммы, особенности обозначения.

3. На основе анализа делать выводы.

2. Метапредметные

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Умение использовать знаково-символические средства.

3. Умение соотносить произношение и написание слов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1. Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

2. Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Формировать умение работать в паре.

2. Учить представлять результат своей работы.

3. Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать работу в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Проводить психическую и физическую разгрузку вместе с товарищами.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с задание, сигнальные карточки.

Основные методы:

- по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем), исследовательский (при выполнении задания по карточкам). Самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями.

Ход урока

Задачи этапа урока

Приме-чание

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент. Создание психологического настроя.

Подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке. Создать комфортную обстановку на уроке.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Ведь невозможно без вниманья
Получить образованье!

Проверяют готовность к уроку.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.                                        

Создание эмоционального настроя

Воспроизведение учащимися необходимых знаний.

Организовать условия для формулирования темы и цели урока учащимися

Слайд №1

Слайд №2

- Сегодня урок мы с Вами начнём с мудрого изречения:

На экране: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает» 

- Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки?

- Верно.

- Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и сохранились надолго?

- Что вам поможет в этом? 

- Молодцы!

- А теперь Вам предстоит догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

- Для этого послушайте сказку:

- В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и, вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.

- Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике?  

- Верно. В русском языке две буквы не обозначают звука. Но сегодня на уроке мы будем говорить о Ь?

 

- Чтобы были знания, надо много трудиться.

- Если мы будем трудиться, получать удовольствие от знаний, то они у нас сохраняться надолго.

- Да.

- Активность, учеба с удовольствием, с желанием; сообразительность, умение решать проблемы, трудолюбие…)

Ученики слушают сказку. 

- Мягкий знак или твёрдый знак.

П.: на основе анализа делать выводы.

К.: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Р.: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Тренировка навыков красивого письма

Слайд №3

2. Минутка чистописания. 

- Сейчас откройте свои тетради и запишите число и классную работу.

- Давайте с вами вспомним, как красиво записать Ь и соединение букв вью, пье, тья, льё, чьи.

- Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево до середины наклонной линии, прописываем маленький овал.

Запись на доске и в тетради: ь, вью, пье, тья, льё, чьи.

- Ученики записывают число, классную работу.

Под рекомендации учителя прописывают Ь и соединения букв в тетради.

Повторить написание слов с орфограммой «непроверяемая безударная гласная в корне слова»

Обозначить работу мягкого знака в словах

Сформулировать тему урока; задачи урока.

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №5 (с выделенным Ь)

Слайд №6

10 мин

3. Словарная работа (картинный словарь)    

-  Но так ли прост Ь? Какую же роль он выполняет в русском языке?

- Верно!

 

 А теперь давайте попробуем разгадать, какое открытие нам предстоит сегодня сделать на уроке и поставим цели урока.

- И так, слова, которые Вы видите на экране, разделите на 2 группы и запишите в тетрадь.

Пальто, семья, коньки, счастье, медведь, вьюга, друзья, корабль.

- По какому признаку разделили слова на группы?

- Давайте проверим, правильно ли вы записали столбики слов. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями, исправили ошибки, поставили соответствующий круг на полях.

(зелёный круг – нет ошибок; желтый круг – 1 – 2 ошибки; красный круг – 3 – 4 ошибки)    

- Теперь поднимите тот круг, который вы заработали в тетради.

- Прекрасно! Практически все справились с заданием.
Пять учеников допустили ошибки в правописании словарных слов. Вам следует дома повторить их.

- Что общего есть во всех этих словах?

-  Какую функцию он выполняет в первом столбике?

- Молодцы. Давайте внимательно рассмотрим первый столбик. В какой части слова пишется Ь?

- После какой буквы пишется Ь?

- Перед какой буквой пишется Ь в середине слова?

- Давайте с вами подведем итог. Когда в словах пишется Ь - показатель мягкости предыдущего согласного звука?

- Рассмотрим второй столбик слов.

- В какой части слова пишется Ь?

- Пишется ли Ь в конце слова?

- После какой буквы пишется Ь и перед какой буквой?

- Одинаковую ли работу выполняет Ь в первом и во втором столбиках?

- Верно.

- С первой ролью Ь – показатель мягкости предыдущего согласного звука мы уже знакомы

- А как вы думаете, как называется Ь, который отделяет букву, которая обозначает согласный звук от буквы, которая обозначает гласный звук?

- И так попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Что же мы должны сегодня должны узнать и чему научиться на уроке.

- Молодцы!

- Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного звука.

На экране появились картинки со словами. Учащиеся делят их на две группы и записывают в тетрадь.

- В первом столбике словарные слова, во втором - нет.

Пальто         семья

коньки         счастье

медведь         вьюга

корабль          друзья

Дети обменялись тетрадями с соседом по парте. Проверили выполнение задания с ответом на экране, на полях поставили соответствующий круг.

Ученики поднимают сигнальные карточки.

- Во всех словах есть мягкий знак

- Обозначает мягкость согласного звука

- Ь пишется на конце слова и в середине слова.

- Ь пишется после буквы, которая обозначает согласный звук

- Ь пишется перед буквой, которая обозначает согласный звук.

- Ещё на конце слова.

- Ь - показатель мягкости согласного звука пишется на конце слова после буквы, которая обозначает согласный звук и в середине слова после и перед буквами, которые обозначают согласный звук

- Ь пишется в середине слова.

- Нет. Только в середине.

- Ь пишется после буквы, которая обозначает согласный звук и перед буквой, которая обозначает гласный звук.

- Нет.

- Разделительным

- Разделительный Ь

- узнать, когда в словах пишется разделительный Ь;

- научиться писать слова с разделительным Ь.

П.:  умение выделять признаки орфограммы; - обобщать и классифицировать по признакам.

К.: умение аргументировать свою позицию и находить общее решение в совместной деятельности.

Л.: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III.  Анализ языкового материала с целью выделения признаков орфограммы

Создать условия для восприятия нового материала, расширить представления учащихся об орфограмме

  1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 31 упражнение 51
- Что обозначают выделенные слова?
полю (грядки)              солю (капусту)
полью (грядки)             солью (воду)

- Произнеси пары слов.
- Одинаково или по разному они произносятся?

- Какой звук вы слышите после звука [л’] в каждом из выделенных слов?

- А в чем различается написание слов полю и полью, солю и солью?
- Давайте проверим верны ли ваши ответы. Для этого причитаем информацию в рубрике «Обрати внимание!»
Обрати внимание! Когда мы произносим слова полью и солью, то после согласного звука [л’] слышим согласный звук [й’] и последующий гласный звук [у]. На письме после буквы «эль» перед буквой ю пишется разделительный мягкий знак (Ь)

Ученики открывают учебник.

- Полю – значит дергать траву, а полью – лить воду. Солю – значит добавить соль, солью – значит вылить воду.

Класс вслух произносят все слова.
- Слова произносятся по-разному.

- В слове полю – мы слышим [у], в слове полью - [й’у].

- Слова полю и солю пишатся без Ь, а слова полью и солью пишаться с разделительным Ь. 

Ученики читают вывод по упражнению.

П.: умение соотносить произношение и написание слов; - на основе анализа объектов делать выводы.

К.: учить представлять результат своей работы; - формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

Р.: осуществлять контроль, по мере необходимости исправлять ошибки, умение удерживать поставленную задачу.

Слайд №7

  1. Работа в парах

(наблюдение за разделительным мягким знаком)

- У вас на столах лежат карточки со словами: поёт, пьеса, льют, моет, колья, пояс, дуют, вьёт.

- Сравните звуки, которые обозначены подчёркнутыми буквами. Запишите слова в нужный столбик.

Глас. звук + [й'] + гласн.зв.       Соглас. зв. + [й'] + гласн.звук

__________________                                _________________

__________________                                _________________

__________________                                _________________

- Проверьте свои ответы с экраном (самопроверка)

- Рассмотрим первый столбик. Какие буквы в первом столбике обозначают два звука?

- Почему?

- Рассмотрим слова во 2-м столбике. После какого звука мы слышим звук [й’]?

- Почему?

- Почему во втором столбике эти буквы обозначают два звука?

- Какие звуки отделяет мягкий знак в этих словах??

Сделайте вывод: впишите нужные буквы и слова в свои карточки.

! Разделительный ______ пишется в тех словах, где звук [й’] слышится после ______________ звука.

Дети кладут перед собой общую карточку.

Анализируют слова и записывают их в 2 столбика.

Глас. зв.+ [й'] + гласн.звук  

Поёт, моет, пояс, дуют.

Соглас. зв.+ [й'] + гласн.звук

Пьеса, льют, колья, вьёт.

Ученики в парах сверяют свои ответы с доской, исправляют ошибки (если есть).

- Два звука обозначают буквы ё, е, я, ю.

- Потому что они пишутся после букв, которые обозначают гласный звук.

- После согласного

- Потому что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука

- Потому что они пишутся после мягкого знака.

- Мягкий знак разделяет согласные звуки от согласного звука [й’]

! Разделительный Ь пишется в тех словах, где звук [й’] слышится после согласного звука.

К.: умение осуществлять взаимный контроль; - формировать умение работать в паре.

П.: умение проводить звукобуквенный анализ

Р.: умение анализировать результаты своей деятельности

Обобщить признаки орфограммы

3. Обобщение признаков орфограммы

- Проверим наши выводы. Причитайте правило Мудрой тетушки Совы на с. 32:

Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й‘] и последующий гласный звук:

Семья – семь[й‘а], колье - коль[й‘э], ружьё - ружь[й‘о], вьюнок - вь[й‘у]нок, соловьи - соловь[й‘и], судья - судь[й‘а].

- Разделительный Ь – это орфограмма. Чтобы выделить эту орфограмму на письме, согласная буква, подчеркивается одной чертой, гласная после него двумя.

- Давайте с вами вернемся к нашей минутки чистописания и потренируемся выделять орфограмму на письме, а так же повторим перед какими буквами пишется разделительный Ь.

- Ученики открыли правило. Прочитали про себя. Один ученик читает вслух.

Ученики открывают минутку чистописание и выделяют орфограмму. Один ученик выделяет орфограмму на доске.

- Разделительный мягкий знак пишется после согласного (подчеркивает одной чертой) перед гласной ю (подчеркивает двумя чертами).…е, … я, … ё, …и.

П.: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Р.: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Слайд №8

  1. Работа со схемой:    

На экране появляется схема

   - Давайте с вами попробуем воспроизвести правило Мудрой тётушки Совы с помощью схемы:

                                                 Е

                                                 Ё

          согласный        Ь          Ю

                                                 Я

                                                 И

3 ученика воспроизвели правило:
-
Разделительный Ь пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и, например семья, вьёт, вьюга, счастье, ручьи.

Сформировать ценностное отношение к своему здоровью

Физминутка.

- Поиграем в игру: я называю слово с Ь. Если вы считаете, что это разделительный Ь – то приседаете, ели нет – подпрыгиваете. Пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель, пальма, деревья.

-Вот и разогрелись…

Дети выполняют упражнения.

Л.: проводить психическую и физическую разгрузку вместе с товарищами

IV.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Создать условия для проверки учителем глубины понимания учащимися учебного материала, признаков орфограммы. Создать условия для закрепления полученных знаний на уроке с помощью самостоятельного выполнения заданий. 

  1. Работа над упражнением 53 с. 32

- Прочитайте слова.

Вьюнок, листья, жильё, счастье, обезьяна, ульи, братья.

- Объясните, почему в данных словах нужно писать разделительный Ь.

 

Ученики открывают упражнение. Читают про себя слова. Вслух по цепочке дают ответ на вопрос.

- В слове вьюнок разделительный Ь пишется в корне слова после согласного звука [в’] и перед буквой ю;

- В слове листья разделительный Ь пишется в корне слова после согласного звука [л’] и перед буквой я;

- и т.д.

П.:  умение применять правила, выделять и формулировать познавательную цель.

Р.: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

К.:  умение слушать собеседника, предлагать помощь.

Слайд №9

         2. Знакомство со словарным словом обезьяна (упр. 53)

- Откройте словарики и запишите новое слово.

 - Подберите два однокоренных слова. Выделите в них корень.

- Какое слово употребляется в переносном значении?

- Что оно означает?

-  Обезьянничать – это слепо, бессмысленно подражать кому-либо, перенимать чью-либо манеру поведения, копировать кого-либо.

Составьте предложение с ним и запишите в тетрадь с красной строки. Подчеркните новую орфограмму (выделите корень слова, согласную букву, подчеркиваем одной чертой, гласную после разделительного Ь двумя), а так подчеркните зеленым карандашом непроверяемые безударные гласные О и Е.

- Прочитайте, какие предложения вы составили.

Ребята открывают словарики и записывают словарное слово обезьяна 

- Обезьянничать, обезьяний.

Выделяют в словах корень обезьян и подчеркивают орфограммы О, Е, Ь.

- Обезьянничать

- Это значит баловаться, вести себя, как обезьяна.


Составляют предложение и записывают в тетрадь.

Три ученика зачитали свои предложения.

- Мы обезьянничали на перемене. Даниил обезьянничал на уроке.

V.  Закрепление. Самостоятельная работа по вариантам

Оценить глубину понимания учащимися учебного материала, признаков орфограммы.

  1. Работа над упражнением 56 с. 33

- Прочитайте. По цепочке измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

Ручей, перо, колос, крыло, дерево, друг, воробей, соловей, брат, стул.

- Запишите слова по образцу по вариантам. I вариант записывает первые 5 слов, II – вторые 5 слов.

Два ученика будут работать на обратной стороне доски.

Образец. Ручей – ручьи, … .

- Выделите в словах новую орфограмму (согласную букву, подчеркиваем одной чертой, гласную после разделительного Ь двумя)

- Давайте проверим с доской, правильно ли вы записали слова и выделили орфограмму. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями, исправили ошибки, поставили соответствующий круг на полях.

(зелёный круг – нет ошибок; желтый круг – 1 – 2 ошибки; красный круг – 3 – 4 ошибки)    

- Теперь поднимите тот круг, который вы заработали в тетради.

- Прекрасно! Все справились с заданием.

- Придумай предложение с любым словом, в котором есть разделительный Ь. Запишите его. 

- Прочитайте, какие предложения вы составили.

Дети изменяют форму слова вслух по цепочке.

- Ручей – ручьи, перо – перья, колос – колосья, крыло – крылья, дерево – деревья, друг – друзья, воробей – воробьи, соловей – соловьи, брат – братья, стул – стулья. 

Учащиеся записывают самостоятельно слова в тетрадь.

Выделяют в словах орфограмму.

Дети обменялись тетрадями с позади сидящим. Проверили выполнение задания с ответом на доске, на полях поставили соответствующий круг.

Все ученики подняли зелёный круг.

 

Дети составляют и записывают предложение.

Три ученика зачитали свои предложения.
Я пошла гулять с братьями. Учитель сказал поднять стулья. Весной зацветут деревья. 

П.: формировать умение писать слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак», графически обозначать орфограмму.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обобщить знания, полученные на уроке подвести итог работы.

Оценить учащихся.

Слайд № 11

- Давайте подведём итог урока.

- С какой орфограммой мы с вами сегодня познакомились?

- Где пишется разделительный мягкий знак?

- Оцените свою работу, используя сигнальные кружки.

«Яблоня» 
На доске нарисована яблоня. На столах у детей лежат бумажные яблоки трех цветов – красные, желтые и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – я работал хорошо, но мне надо ещё потренироваться; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. 

- Итак, на нашем дереве только зелёные и жёлтые яблоке. Это говорит, что сегодня мы с вами очень хорошо поработали и наши знания сохраняться надолго.

- Наш урок окончен. Давайте пожелаем нашим гостям, что-нибудь хорошее, но такими словами, чтобы в них был разделительный Ь.

Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!!          

                                                     

- Мы познакомились с орфограммой «Разделительный Ь»

- Разделительный Ь пишется в корне слова после букв, обозначающих согласный звук перед буквами е,ё,ю,я,и

- Дети по рядам выходят к доске и крепят своё яблоко к дереву.

- Счастья, здоровья, везенья, карьеры

Р.: анализировать и оценивать результаты своей деятельности

К.: слушать друг друга, высказывать свое мнение.

П.: обобщать знания об изученном материале

Слайд №12

Домашнее задание:

- Сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вам нужно выучить правило на с. 32 и выполнить упражнение 58. Прочитайте задание в упражнении, есть ли у вас вопросы по его выполнению.

Учебник с. 32  (правила) Упр. 58

Ученики записывают с экрана домашнее задание.
Читают задание в учебники.
- Вопросов по заданию нет.

Использованная литература

  1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник «Русский язык», - Москва: «Просвещение», 2017
  2. Методическое пособие с поурочными разработками. Русский язык. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс, к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. («Школа России»). / Авторы Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. - М.: ВАКО, 2015.
  4. Технологические карты уроков по русскому языку для 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. / Автор-составитель Е.В. Кислякова. – Волгоград: Учитель, 2013.
  5. Л. В. Савельева Рабочая тетрадь по русскому языку «Открываю секреты правописания. Звуки, буквы, части слова и орфограммы». – Москва, ООО «Кирилл и Мефодий, 2007 г.

Ресурсы интернета:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Мягкий знак в середине слова"

Цели: познакомить с ролью мягкого знака в середине слова между  согласными, развивать навыки грамотного письма, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, обобщать, воспитывать любовь к...

Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...

Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

урок русского языка«Мягкий знак на конце имён существительных после

Современный урок русского языка по ФГОС в начальной школе...

Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Конспект урока по русскому языку по УМК "Начальная школа 21 века"...