Урок русского языка "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: создать условия для формирования навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разделительный мягкий знак | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема урока: «Разделительный мягкий знак»
Класс: 2 «Г»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия для формирования навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
1.Предметные
1. Формировать умение писать слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак», графически обозначать орфограмму.
2. Определить признаки орфограммы, особенности обозначения.
3. На основе анализа делать выводы.
2. Метапредметные
Познавательные УУД:
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Умение использовать знаково-символические средства.
3. Умение соотносить произношение и написание слов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
1. Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
2. Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Формировать умение работать в паре.
2. Учить представлять результат своей работы.
3. Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
3. Личностные результаты:
1. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать работу в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Проводить психическую и физическую разгрузку вместе с товарищами.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с задание, сигнальные карточки.
Основные методы:
- по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем), исследовательский (при выполнении задания по карточкам). Самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями.
Ход урока
№ | Задачи этапа урока | Приме-чание | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
| ||||||
Подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке. Создать комфортную обстановку на уроке. | С добрым утром. Начат день, Ведь невозможно без вниманья | Проверяют готовность к уроку. | ||||
| ||||||
Создание эмоционального настроя Воспроизведение учащимися необходимых знаний. Организовать условия для формулирования темы и цели урока учащимися | Слайд №1 Слайд №2 | - Сегодня урок мы с Вами начнём с мудрого изречения: На экране: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает» - Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки? - Верно. - Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и сохранились надолго? - Что вам поможет в этом? - Молодцы! - А теперь Вам предстоит догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке. - Для этого послушайте сказку: - В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и, вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко. - Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике? - Верно. В русском языке две буквы не обозначают звука. Но сегодня на уроке мы будем говорить о Ь?
| - Чтобы были знания, надо много трудиться. - Если мы будем трудиться, получать удовольствие от знаний, то они у нас сохраняться надолго. - Да. - Активность, учеба с удовольствием, с желанием; сообразительность, умение решать проблемы, трудолюбие…) Ученики слушают сказку. - Мягкий знак или твёрдый знак. | П.: на основе анализа делать выводы. К.: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Р.: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | ||
Тренировка навыков красивого письма | Слайд №3 | 2. Минутка чистописания. - Сейчас откройте свои тетради и запишите число и классную работу. - Давайте с вами вспомним, как красиво записать Ь и соединение букв вью, пье, тья, льё, чьи. - Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево до середины наклонной линии, прописываем маленький овал. Запись на доске и в тетради: ь, вью, пье, тья, льё, чьи. | - Ученики записывают число, классную работу. Под рекомендации учителя прописывают Ь и соединения букв в тетради. | |||
Повторить написание слов с орфограммой «непроверяемая безударная гласная в корне слова» Обозначить работу мягкого знака в словах Сформулировать тему урока; задачи урока. | Слайд №4 Слайд №5 Слайд №5 (с выделенным Ь) Слайд №6 10 мин | 3. Словарная работа (картинный словарь) - Но так ли прост Ь? Какую же роль он выполняет в русском языке? - Верно!
А теперь давайте попробуем разгадать, какое открытие нам предстоит сегодня сделать на уроке и поставим цели урока. - И так, слова, которые Вы видите на экране, разделите на 2 группы и запишите в тетрадь. Пальто, семья, коньки, счастье, медведь, вьюга, друзья, корабль. - По какому признаку разделили слова на группы? - Давайте проверим, правильно ли вы записали столбики слов. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями, исправили ошибки, поставили соответствующий круг на полях. (зелёный круг – нет ошибок; желтый круг – 1 – 2 ошибки; красный круг – 3 – 4 ошибки) - Теперь поднимите тот круг, который вы заработали в тетради. - Прекрасно! Практически все справились с заданием. - Что общего есть во всех этих словах? - Какую функцию он выполняет в первом столбике? - Молодцы. Давайте внимательно рассмотрим первый столбик. В какой части слова пишется Ь? - После какой буквы пишется Ь? - Перед какой буквой пишется Ь в середине слова? - Давайте с вами подведем итог. Когда в словах пишется Ь - показатель мягкости предыдущего согласного звука? - Рассмотрим второй столбик слов. - В какой части слова пишется Ь? - Пишется ли Ь в конце слова? - После какой буквы пишется Ь и перед какой буквой? - Одинаковую ли работу выполняет Ь в первом и во втором столбиках? - Верно. - С первой ролью Ь – показатель мягкости предыдущего согласного звука мы уже знакомы - А как вы думаете, как называется Ь, который отделяет букву, которая обозначает согласный звук от буквы, которая обозначает гласный звук? - И так попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Что же мы должны сегодня должны узнать и чему научиться на уроке. - Молодцы! | - Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного звука. На экране появились картинки со словами. Учащиеся делят их на две группы и записывают в тетрадь. - В первом столбике словарные слова, во втором - нет. Пальто семья коньки счастье медведь вьюга корабль друзья Дети обменялись тетрадями с соседом по парте. Проверили выполнение задания с ответом на экране, на полях поставили соответствующий круг. Ученики поднимают сигнальные карточки. - Во всех словах есть мягкий знак - Обозначает мягкость согласного звука - Ь пишется на конце слова и в середине слова. - Ь пишется после буквы, которая обозначает согласный звук - Ь пишется перед буквой, которая обозначает согласный звук. - Ещё на конце слова. - Ь - показатель мягкости согласного звука пишется на конце слова после буквы, которая обозначает согласный звук и в середине слова после и перед буквами, которые обозначают согласный звук - Ь пишется в середине слова. - Нет. Только в середине. - Ь пишется после буквы, которая обозначает согласный звук и перед буквой, которая обозначает гласный звук. - Нет. - Разделительным - Разделительный Ь - узнать, когда в словах пишется разделительный Ь; - научиться писать слова с разделительным Ь. | П.: умение выделять признаки орфограммы; - обобщать и классифицировать по признакам. К.: умение аргументировать свою позицию и находить общее решение в совместной деятельности. Л.: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||
III. Анализ языкового материала с целью выделения признаков орфограммы | ||||||
Создать условия для восприятия нового материала, расширить представления учащихся об орфограмме |
- Откройте учебник на с. 31 упражнение 51 - Произнеси пары слов. - Какой звук вы слышите после звука [л’] в каждом из выделенных слов? - А в чем различается написание слов полю и полью, солю и солью? | Ученики открывают учебник. - Полю – значит дергать траву, а полью – лить воду. Солю – значит добавить соль, солью – значит вылить воду. Класс вслух произносят все слова. - В слове полю – мы слышим [у], в слове полью - [й’у]. - Слова полю и солю пишатся без Ь, а слова полью и солью пишаться с разделительным Ь. Ученики читают вывод по упражнению. | П.: умение соотносить произношение и написание слов; - на основе анализа объектов делать выводы. К.: учить представлять результат своей работы; - формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников. Р.: осуществлять контроль, по мере необходимости исправлять ошибки, умение удерживать поставленную задачу. | |||
Слайд №7 |
(наблюдение за разделительным мягким знаком) - У вас на столах лежат карточки со словами: поёт, пьеса, льют, моет, колья, пояс, дуют, вьёт. - Сравните звуки, которые обозначены подчёркнутыми буквами. Запишите слова в нужный столбик. Глас. звук + [й'] + гласн.зв. Соглас. зв. + [й'] + гласн.звук __________________ _________________ __________________ _________________ __________________ _________________ - Проверьте свои ответы с экраном (самопроверка) - Рассмотрим первый столбик. Какие буквы в первом столбике обозначают два звука? - Почему? - Рассмотрим слова во 2-м столбике. После какого звука мы слышим звук [й’]? - Почему? - Почему во втором столбике эти буквы обозначают два звука? - Какие звуки отделяет мягкий знак в этих словах?? Сделайте вывод: впишите нужные буквы и слова в свои карточки. ! Разделительный ______ пишется в тех словах, где звук [й’] слышится после ______________ звука. | Дети кладут перед собой общую карточку. Анализируют слова и записывают их в 2 столбика. Глас. зв.+ [й'] + гласн.звук Поёт, моет, пояс, дуют. Соглас. зв.+ [й'] + гласн.звук Пьеса, льют, колья, вьёт. Ученики в парах сверяют свои ответы с доской, исправляют ошибки (если есть). - Два звука обозначают буквы ё, е, я, ю. - Потому что они пишутся после букв, которые обозначают гласный звук. - После согласного - Потому что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука - Потому что они пишутся после мягкого знака. - Мягкий знак разделяет согласные звуки от согласного звука [й’] ! Разделительный Ь пишется в тех словах, где звук [й’] слышится после согласного звука. | К.: умение осуществлять взаимный контроль; - формировать умение работать в паре. П.: умение проводить звукобуквенный анализ Р.: умение анализировать результаты своей деятельности | |||
Обобщить признаки орфограммы | 3. Обобщение признаков орфограммы - Проверим наши выводы. Причитайте правило Мудрой тетушки Совы на с. 32: Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й‘] и последующий гласный звук: Семья – семь[й‘а], колье - коль[й‘э], ружьё - ружь[й‘о], вьюнок - вь[й‘у]нок, соловьи - соловь[й‘и], судья - судь[й‘а]. - Разделительный Ь – это орфограмма. Чтобы выделить эту орфограмму на письме, согласная буква, подчеркивается одной чертой, гласная после него двумя. - Давайте с вами вернемся к нашей минутки чистописания и потренируемся выделять орфограмму на письме, а так же повторим перед какими буквами пишется разделительный Ь. | - Ученики открыли правило. Прочитали про себя. Один ученик читает вслух. Ученики открывают минутку чистописание и выделяют орфограмму. Один ученик выделяет орфограмму на доске. - Разделительный мягкий знак пишется после согласного (подчеркивает одной чертой) перед гласной ю (подчеркивает двумя чертами).…е, … я, … ё, …и. | П.: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Р.: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |||
Слайд №8 |
На экране появляется схема - Давайте с вами попробуем воспроизвести правило Мудрой тётушки Совы с помощью схемы: Е Ё согласный Ь Ю Я И | 3 ученика воспроизвели правило: | ||||
Сформировать ценностное отношение к своему здоровью | Физминутка. - Поиграем в игру: я называю слово с Ь. Если вы считаете, что это разделительный Ь – то приседаете, ели нет – подпрыгиваете. Пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель, пальма, деревья. -Вот и разогрелись… | Дети выполняют упражнения. | Л.: проводить психическую и физическую разгрузку вместе с товарищами | |||
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | ||||||
Создать условия для проверки учителем глубины понимания учащимися учебного материала, признаков орфограммы. Создать условия для закрепления полученных знаний на уроке с помощью самостоятельного выполнения заданий. |
- Прочитайте слова. Вьюнок, листья, жильё, счастье, обезьяна, ульи, братья. - Объясните, почему в данных словах нужно писать разделительный Ь.
| Ученики открывают упражнение. Читают про себя слова. Вслух по цепочке дают ответ на вопрос. - В слове вьюнок разделительный Ь пишется в корне слова после согласного звука [в’] и перед буквой ю; - В слове листья разделительный Ь пишется в корне слова после согласного звука [л’] и перед буквой я; - и т.д. | П.: умение применять правила, выделять и формулировать познавательную цель. Р.: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату. К.: умение слушать собеседника, предлагать помощь. | |||
Слайд №9 | 2. Знакомство со словарным словом обезьяна (упр. 53) - Откройте словарики и запишите новое слово. - Подберите два однокоренных слова. Выделите в них корень. - Какое слово употребляется в переносном значении? - Что оно означает? - Обезьянничать – это слепо, бессмысленно подражать кому-либо, перенимать чью-либо манеру поведения, копировать кого-либо. Составьте предложение с ним и запишите в тетрадь с красной строки. Подчеркните новую орфограмму (выделите корень слова, согласную букву, подчеркиваем одной чертой, гласную после разделительного Ь двумя), а так подчеркните зеленым карандашом непроверяемые безударные гласные О и Е. - Прочитайте, какие предложения вы составили. | Ребята открывают словарики и записывают словарное слово обезьяна - Обезьянничать, обезьяний. Выделяют в словах корень обезьян и подчеркивают орфограммы О, Е, Ь. - Обезьянничать - Это значит баловаться, вести себя, как обезьяна. Составляют предложение и записывают в тетрадь. Три ученика зачитали свои предложения. - Мы обезьянничали на перемене. Даниил обезьянничал на уроке. | ||||
V. Закрепление. Самостоятельная работа по вариантам | ||||||
Оценить глубину понимания учащимися учебного материала, признаков орфограммы. |
- Прочитайте. По цепочке измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Ручей, перо, колос, крыло, дерево, друг, воробей, соловей, брат, стул. - Запишите слова по образцу по вариантам. I вариант записывает первые 5 слов, II – вторые 5 слов. Два ученика будут работать на обратной стороне доски. Образец. Ручей – ручьи, … . - Выделите в словах новую орфограмму (согласную букву, подчеркиваем одной чертой, гласную после разделительного Ь двумя) - Давайте проверим с доской, правильно ли вы записали слова и выделили орфограмму. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями, исправили ошибки, поставили соответствующий круг на полях. (зелёный круг – нет ошибок; желтый круг – 1 – 2 ошибки; красный круг – 3 – 4 ошибки) - Теперь поднимите тот круг, который вы заработали в тетради. - Прекрасно! Все справились с заданием. - Придумай предложение с любым словом, в котором есть разделительный Ь. Запишите его. - Прочитайте, какие предложения вы составили. | Дети изменяют форму слова вслух по цепочке. - Ручей – ручьи, перо – перья, колос – колосья, крыло – крылья, дерево – деревья, друг – друзья, воробей – воробьи, соловей – соловьи, брат – братья, стул – стулья. Учащиеся записывают самостоятельно слова в тетрадь. Выделяют в словах орфограмму. Дети обменялись тетрадями с позади сидящим. Проверили выполнение задания с ответом на доске, на полях поставили соответствующий круг. Все ученики подняли зелёный круг.
Дети составляют и записывают предложение. Три ученика зачитали свои предложения. | П.: формировать умение писать слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак», графически обозначать орфограмму. | |||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке | ||||||
Обобщить знания, полученные на уроке подвести итог работы. Оценить учащихся. | Слайд № 11 | - Давайте подведём итог урока. - С какой орфограммой мы с вами сегодня познакомились? - Где пишется разделительный мягкий знак? - Оцените свою работу, используя сигнальные кружки. «Яблоня» - Итак, на нашем дереве только зелёные и жёлтые яблоке. Это говорит, что сегодня мы с вами очень хорошо поработали и наши знания сохраняться надолго. - Наш урок окончен. Давайте пожелаем нашим гостям, что-нибудь хорошее, но такими словами, чтобы в них был разделительный Ь. Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!!
| - Мы познакомились с орфограммой «Разделительный Ь» - Разделительный Ь пишется в корне слова после букв, обозначающих согласный звук перед буквами е,ё,ю,я,и - Дети по рядам выходят к доске и крепят своё яблоко к дереву. - Счастья, здоровья, везенья, карьеры | Р.: анализировать и оценивать результаты своей деятельности К.: слушать друг друга, высказывать свое мнение. П.: обобщать знания об изученном материале | ||
Слайд №12 | Домашнее задание: - Сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вам нужно выучить правило на с. 32 и выполнить упражнение 58. Прочитайте задание в упражнении, есть ли у вас вопросы по его выполнению. Учебник с. 32 (правила) Упр. 58 | Ученики записывают с экрана домашнее задание. |
Использованная литература
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник «Русский язык», - Москва: «Просвещение», 2017
- Методическое пособие с поурочными разработками. Русский язык. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2012.
- Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс, к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. («Школа России»). / Авторы Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. - М.: ВАКО, 2015.
- Технологические карты уроков по русскому языку для 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. / Автор-составитель Е.В. Кислякова. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Л. В. Савельева Рабочая тетрадь по русскому языку «Открываю секреты правописания. Звуки, буквы, части слова и орфограммы». – Москва, ООО «Кирилл и Мефодий, 2007 г.
Ресурсы интернета:
- https://millionstatusov.ru
- https://yandex.ru/images/search?text=минутка%20чистописания%20мягкий%20знак
- https://yandex.ru/images/search?text=мягкий%20знак
- https://yandex.ru/images/search?text=схема%20разделительный%20мягкий%20знак%20после%20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Мягкий знак в середине слова"
Цели: познакомить с ролью мягкого знака в середине слова между согласными, развивать навыки грамотного письма, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, обобщать, воспитывать любовь к...
Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"
Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...
Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Конспект урока, презентация...
Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....
урок русского языка«Мягкий знак на конце имён существительных после
Современный урок русского языка по ФГОС в начальной школе...
Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак после шипящих"
Дополнительный материал к уроку...
Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Конспект урока по русскому языку по УМК "Начальная школа 21 века"...