Правописание частицы НЕ с глаголами.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытий урок в 3 классе по программе Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.doc | 96 КБ |
pravopisanie_ne_s_glagolami.pptx | 656.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« основная общеобразовательная школа № 16 имени М.В. Авдеева»
Открытый урок по русскому языку
в 3 В классе
«Правописание частицы НЕ с глаголами»
Учитель начальных классов:
Н.А.Паскарь
Цель урока: формирование навыка правописания НЕ с глаголами.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить знания детей о служебных частях речи;
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,
- положительный и отрицательный смысл глаголов);
- познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
- обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда;
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
- развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
- развивать внимание и память учащихся;
- развивать умение слушать товарищей;
- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
Формируемые УУД:
- Регулятивные УУД - умение прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Личностные УУД - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД - уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и имеющиеся знания.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
I. Оргмомент.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Будем мы читать, писать, строить предложения,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.
У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II. Актуализация знаний.
- На экране: под, и, уж, за, ведь, но, перед, не, а, даже (Слайд 2)
- На сколько групп можно разделить эти слова?
- На какие группы?
- Как назвать одним словом? (служебные части речи)
- Почему они называются служебными? (эти слова выступают только в сочетании с самостоятельными словами и служат для связи слов в предложении)
-Не – это не предлог и не союз. К какой части речи относится это слово, мы узнаем из словарной работы.
Выполним (Дети разгадывают кроссворд. Проверка).
1 | Четвертый день недели |
2 | Овощ, растение со съедобными клубнями, который называют « второй хлеб» |
3 | Первый месяц осени |
4 | Утренний прием пищи |
5 | Главный город любой страны |
6 | Пространство между рядами домов для проезда машин |
7 | Произведение художника в красках |
Четверг(1 буква в слове)
Картофель(2 буква в слове)
Сентябрь (1 буква в слове)
Завтрак ,(4 буква)
Столица (5 буква)
Улица (4 буква)
Картина (2 буква)
получится слово (ЧАСТИЦА) .
Слово «частица» прикрепить на доску.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не варит, не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
С какой частью речи частица сочетается (с глаголом)
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.) слайд 12
Каллиграфическая минутка.
- Открываем тетради.
- Запишем красиво частицу НЕ. (Всю строку)
- Из каких звуков она состоит? Дайте им характеристику.
III. Мобилизующий этап.
(Слайд 3)
На экран выведено предложение: Дружба крепкая … сломается.
- Прочитайте предложение, вставьте пропущенное слово.
- Какое? (не) (Слайд 4)
- С какой частью речи стоит рядом частица? (с глаголом)
IV. Формулирование темы и задач урока.
- Какой у вас возникает вопрос? (Как писать не с глаголами?)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание частицы НЕ с глаголами) Учитель пишет тему урока на доске. (Слайд 5)
- Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. (Слайд 6)
1) научиться находить и правильно писать ….; (частицу НЕ с глаголами)
2) уметь применять правило..... .(правописание НЕ с глаголами)
Теоретическая разминка. (Слайд 7)
- О какой самостоятельной части речи мы сегодня будем говорить? (о глаголе)
- Почему она называется самостоятельной? (Она имеет свое лексическое и грамматическое значение, является членом предложения.)
- Вспомним, что мы знаем о глаголе. Сделаем это в форме самотестирования.
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. В предложении чаще всего глагол бывает ........... .
5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)
- Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение. (Слайд 8)
- Глагол – самая живая часть речи.
V. Формирование новых знаний.
(Слайд 9)
- А теперь давайте вернемся к предложению.
- Какой в нем глагол?
- А что такое НЕ? (частица)
- Вспомните прошлый урок и скажите, как пишутся частицы со словами? (отдельно)
- Сформулируйте правило, как написать НЕ с глаголом?
- Запись предложения с комментированием у доски. (Слайд 10)
- Выделите частицу НЕ. Дайте характеристику предложению и разберите по членам.
- Откройте учебник, стр.129, и прочитайте правило еще раз. (Слайд 11)
(Вывешиваю опорную схему на доску)
VI. Закрепление пройденного.
Работа в парах. (Слайд 11)
- У вас на столах карточки. На них разбросаны предложения. Что это за предложения? (пословицы) (Слайд 12)
- Что такое пословица? (это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт)
- Составьте пословицы и запишите их:
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
В чужом доме не указывают.
Не хвали сам себя, есть лучше тебя.
- Как понимаете пословицу?
- Выделите частицу НЕ.
- Как написали частицу НЕ с глаголом?
- Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).
Работа в группах . (Слайд 13)
- Как называются группы слов, с которыми вы работали? (фразеологизмы)
- Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание слов)
- Где можно найти значения фразеологизмов? (в словаре)
- Найдите фразеологизм в словаре и запишите в тетрадь.
(1 группа читает, остальные группы оценивают их работу смайликами)
(Слайд 14)
- Не находить себе места.
- Не ударить в грязь лицом.
- Не смыкать глаз.
- Не верить своим глазам.
- Не видеть дальше своего носа.
- Не давать прохода.
- Какая орфограмма встретилась? (НЕ с глаголом)
- Как пишется НЕ с глаголом?
- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? (Фразеологизмы обогащают нашу речь, делают ее более образной, красочной)
VII. Физкультминутка. (Слайд 15)
В словах песни употребляются глаголы с частицей НЕ. В конце физкультминутки назовите эти слова.
VIII. Проблемная ситуация.
Работа с учебником.
Стр. 125 №226
- Прочитайте текст.
- Определите вид предложений по цели высказывания.
- Выпишите глаголы с частицей не.
Самостоятельная работа. (Слайд 19)
- выполним упражнение 227
-Прочитайте начало каждого побудительного предложения
- Закончите предложения так, чтобы в каждом из них содержался совет.
- Запишите составленные предложения
- Выполним задания упражнения 228,229
- Наш урок подошёл к концу.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Чему мы научились?
- Как пишется частица НЕ с глаголом?
IХ. Рефлексия (Слайд 20)
Устная работа «Закончи предложение»
1. Сегодня мы узнали о …
2. Теперь я могу…
3. Я научился…
4. Мне было трудно…
5. Своей работой я …
- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 21)
(Слайд 22)
Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе.
Д/З: (Слайд 23)
с. 126 №230
…етверг К…ртофель …ентябрь Зав…рак
Стол…ца Ули…а
К…ртина
Ч | А |
С | Т |
И | Ц |
А |
1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. В предложении чаще всего глагол бывает ........... .
|
1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. В предложении чаще всего глагол бывает ........... .
|
1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. В предложении чаще всего глагол бывает ........... .
|
1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. В предложении чаще всего глагол бывает ........... .
|
Не откладывай на завтра то, | что можно сделать сегодня. |
В чужом доме | не указывают. |
Не хвали сам себя, | есть лучше тебя. |
Не откладывай на завтра то, | что можно сделать сегодня. |
В чужом доме | не указывают. |
Не хвали сам себя, | есть лучше тебя. |
Не откладывай на завтра то, | что можно сделать сегодня. |
В чужом доме | не указывают. |
Не хвали сам себя, | есть лучше тебя. |
Не откладывай на завтра то, | что можно сделать сегодня. |
В чужом доме | не указывают. |
Не хвали сам себя, | есть лучше тебя. |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все расселись по местам , никому не тесно, По секрету вам скажу: «Будет интересно!» Будем мы читать, писать, строить предложения, Чтоб сегодня, как всегда, В руки к нам удача шла.
Двадцатое апреля. Классная работа.
под , и, уж, за, ведь, но, перед, не, а, даже
Части речи Самостоятельные : Служебные : имя существительное имя прилагательное глагол местоимение наречие числительное союз предлог частица
Части речи Самостоятельные : Какой частью речи является НЕ ? Служебные :
Минутка чистописания н е не не не не
Словарная работа:
Ч етвёртый день недели Дни недели.
… етверг
Овощ, растение со съедобными клубнями, который называют « второй хлеб» Дни недели.
к … ртофель
Первый месяц осени Дни недели.
… ентябрь
Утренний прием пищи Дни недели.
Зав…рак
Главный город любой страны Дни недели.
с тол… ца
Пространство между рядами домов для проезда машин Дни недели.
у ли …а
Произведение художника в красках Дни недели.
к … ртина
… етверг к… ртофель … ентябрь зав…рак с тол… ца ули …а к … ртина
частица Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не варит, не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт.
Дружба крепкая …. с ломается.
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
1) научиться находить и правильно писать ….; 2 ) уметь применять правило.....
ГЛАГОЛ «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка.» А. Югов
Не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. В предложении чаще всего глагол бывает ........... . 5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)
Не лениться! Не лениться! На зарядку становиться! Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.
Сказка. Не люблю. Не верю. Не подходила Не может Негодую! Ненавижу!
Не навидеть – Не годовать – питать ненависть к кому-нибудь, к чему-нибудь. испытывать , проявлять чувство негодования . Из словаря Ожегова: СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
Рефлексия - Мне было трудно … - Я сомневался… - Мне понравилось… - Я доволен …
«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ , отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание частицы не с глаголами
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...
Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...
урок русского языка в 4 классе . Тема: "Правописание частицы не с глаголами"
Урок открытия новых знаний....
Правописание частицы НЕ с глаголом.
Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами ....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....