Урок по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Открытый урок русского языка в 4 классе, повторение по теме «Глагол».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_urok_po_teme_glagol.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 4 классе
повторение по теме «Глагол».
Вид урока: урок-игра.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».
Цели:
1. Образовательные:
- обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи.
- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках глагола.
-отрабатывать навыки определения времени глагола, числа, спряжения, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени.
2. Развивающие:
- развитие орфографической зоркости, внимания, умения действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы;
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
3. Воспитательные:
- формирование интереса к изучаемому материалу;
- воспитание чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности, усидчивости.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные(УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке
- Предметные:
- систематизировать знания о глаголе, как части речи;
- формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
- Метопредметные:
- Познавательные: обобщение( умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
- Регулятивные : способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, оценка ( адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников )
- Коммуникативные:
Учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
развитие самостоятельности;
развивать внимание. Восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Оборудование: таблички с названием отделов, рубрики для статьи, карточки с заданием, письмо, тест.
Ход урока
1. Организационный момент. 5 мин
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости. Во- вторых, наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. А начать я его хочу с притчи.
Психологический настрой «Все в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам провести его в форме деловой игры «Заседание редакционного совета» журнала «Начальная школа».
Как вы думаете? Что такое редакция?
Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание (книги, журнала, газеты и т. п.),.
В нашей редакции будет работать три отдела (три группы): отдел писем, информации и публикации. Каждый отдел состоит из редактора и помощников. Ваши тетради на сегодня будут ежедневниками, в которых вы будете делать соответствующие записи. Отделам писем, информации и публикации предстоит подготовить информационную статью к выпуску очередного апрельского номера нашего журнала. Я, как главный редактор, буду вам помогать.
О чем пойдёт речь в этой статье, вы должны догадаться.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.
- Редакторы и помощники готовы? Заседание редакционного совета считаю открытым. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
Ребята, мы с вами будем создавать собственную газету, которая поможет в конце урока каждому из вас выполнить тестовую работу. В этой газете будут опубликованы рубрики,
И сейчас мы с вами должны обсудить, какую информацию необходимо опубликовать в нашей статье, чтобы она была познавательной, поучительной и доступной для учащихся начальной школы.
Рубрики для газеты:
1. Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает? Каким членом в предложении глагол является?
2. Как глаголы изменяются?
3. Что такое спряжение глагола?
Откройте свои ежедневники, запишите число.
А сейчас каждая группа получит свои задания. После выполнения всех заданий, мы подготовим статью .к выпуску.
2. Работа по первой рубрике 1 группе «Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает? «Каким членом в предложении глагол является?»
Задание: На адрес нашей редакции приходит много корреспонденции от школьников, которые просят помочь им разобраться в тех или иных вопросах:
1. Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
2. От данных словарных слов образуйте глагол
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
Рассказ - …
Чувство - …
3. Работа по второй рубрике 2 группе «Как глаголы изменяются ?»
Задание:
- Известные вам устойчивые выражения нужно заменить одним словом –глаголом.
Клевать носом - спать.
Водить за нос – обманывать.
Витать в облаках – мечтать.
Зарубить себе на носу – запомнить.
- В предложении у глаголов определить время и число.
Тает снег,бегут ручьи, в окно повеяло весною.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
4. Работа по третьей рубрике 3 группе « Что такое спряжение глагола?»
Задание: В нашу редакцию в отдел писем пришло письмо от девочки, которая рассказывает о своих друзьях. Но в дороге письмо попало под дождь и некоторые слова непонятны. Необходимо узнать, чем же занимаются её друзья. Подобрать глаголы, соответствующие именам детей и определить спряжение.
- У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля … (колет)
Поля … (полет),
Паша … (пашет),
Варя … (варит),
Валя … (валит),
Света … (светит),
Катя … (катит),
Соня … (спит),
Но не дам ей заснуть!
Я спасу подружку Соню,
Подрисую что-нибудь.
2. Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы (определить спряжение)
1)Труд человека кормит, а лень портит.
2) Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
3) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4) Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Итак, проведем опрос по трем отделам:
Учитель: Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает? Каким членом в предложении глагол является?» расскажет отдел информации, а вы внимательно слушайте.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в начальной форме и в предложении является сказуемым.
Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?
Ответ учеников: Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.
- Я, как главный редактор согласна с тем, что достаточно информации для выпуска нашей статьи и разрешаю готовить материал к печати.
Учитель: Как изменяются глаголы расскажет отдел писем
Дети: Глаголы изменяются по временам и по числам.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а глаголы в прошедшем времени по родам в единственном числе.
Учитель: О спряжении глагола нам расскажет отдел публикации.
Дети: Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются только глаголы настоящего и будущего времени. Любой глагол относится к одному из двух спряжений. Есть глаголы 1 и 2 спряжения.
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на – ИТЬ,
Исключая брить, стелить
И ещё смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на –е спрягать нельзя.
Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.
А сейчас мы подведем итоги нашего заседания редакционного совета:
5. Обобщение по всем рубрикам (тестовая работа)
- Глагол – это
а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
- Глаголы изменяются:
а) по временам и числам;
б) по родам и числам;
в) по падежам.
3. Что называется спряжением?
а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по родам;
в) изменение глагола по лицам и числам.
- Каким членом в предложении является глагол?
а) определением;
б) сказуемым;
в) дополнением.
Учитель: Сверяем по образцу правильные ответы. И оцениваем себя за правильный ответ 2б. Если ответ с ошибкой 1б. Если ответ неверный 0б. Вся работа оценивается в 8б.
Домашнее задание на выбор: (творческое): подготовить памятку о глаголе или выполнить упр
стр. 115 упр244
7. Итог урока (рефлексия)
- Давайте продолжим фразу «Мне урок понравился….»,«Мне урок не понравился»……
Заседание редакционного совета считаю закрытым.
– Журнал «Начальная школа»- как главный редактор разрешаю допустить к выпуску.
- Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...