Технологическая карта урока обучения грамоте «Узелки на память» (УМК «Перспектива», 1 класс).
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний о гласных и согласных звуках и буквах.

Задачи урока
Дидактические:
1. Сформировать понятие «Узелки на память».
2. Повторить и обобщить знания обучающихся об изученных звуках.
3. Закрепить у обучающихся умение определять роль буквы в слове.
Развивающие: 
1. Развивать фонематический слух у младших школьников через устную речь учителя.
2. Развивать умения анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими в процессе парной работы у обучающихся.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу.
2. Осуществлять нравственное воспитание, формировать у детей дружеские взаимоотношения и уважение к окружающим.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 08.12.2022

Школа: Академический лицей №95

Класс: 1-1

Урок: 2

Время: 8:55 – 9:35    Кабинет: 316

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 43

Учитель: Богданова Валентина Пантелеймоновна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: «Узелки на память»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний о гласных и согласных звуках и буквах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Сформировать понятие «Узелки на память».
  2. Повторить и обобщить знания обучающихся об изученных звуках.
  3. Закрепить у обучающихся умение определять роль буквы в слове.

Предметные:

  1. Различать понятия «звук» и «буква».
  2. Различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]).
  3. Различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове).

Развивающие:

  1. Развивать фонематический слух у младших школьников через устную речь учителя.
  2. Развивать умения анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими в процессе парной работы у обучающихся.

Личностные:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу.

2. Осуществлять нравственное воспитание, формировать у детей дружеские взаимоотношения и уважение к окружающим.

УМК: «Перспектива». Азбука. 1 класс, часть 1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (30 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа
П:
эмоциональный настрой

1. Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте вашу готовность к уроку – у вас на парте должен быть учебник и пенал.

3.Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Теперь садитесь на свои места.

- Садимся правильно. Руки на парте, ноги на полу, спина прямая. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку.

1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

2.Определяют своё эмоциональное состояние на начало урока.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Презентация

        

Актуализация знаний и мотивация (4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф
М:
объяснение
П:
инструктаж

Ф

М: репродуктивный
П:
речевая разминка

Ф

М: беседа
П: блиц-опрос

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

Ф

М: объяснение

П: слово учителя

Ф
М:
беседа
П:
подводящий диалог (пословица)

1. Организация правильной посадки обучающихся.

-Покажите, как сидит красивый первоклассник.

- Стул придвинуть, между столом и животом один кулачок, ноги стоят под партой ровно, спина прямая.

2. Организует речевую разминку.

- Посмотрите на экран. Выполним речевую разминку. Все звуки произносите правильно и четко.

- Читаем все вместе хором, правильно проговаривая каждый звук.

- Читаем по строчкам (каждому ряду своя строка).

- Кто хочет прочитать самостоятельно?

3. Повторение пройденного материала. - Сегодня мы с вами будем работать по командам. 1 ряд и половина второго ряда – это первая команда. Половина 2 ряда и 3 ряд – вторая команда. За правильные ответы будут выдаваться жетоны, в конце урока подсчитаем их и наградим команду, которая ответит верно на наибольшее количество вопросов и заданий.  

-А для начала проведем блиц-опрос. Я буду задавать вам вопрос, а ваша задача быстро поднять руку, но не выкрикивать с места:

1. На какие 2 группы разделены звуки?

2. Как отличить гласные звуки от согласных звуков?

3. Как можно разделить согласные звуки?

-Отлично!

4. Как можно разделить гласные звуки?

- Ответы не выкрикиваем, отвечаем только по руке. За замечание забираются жетоны!

- Итак, первый раунд

- «УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ». Откройте Азбуку на с. 108 и 109.  Давайте посмотрим «узелки на память».  

- Итак, первый вопрос! Почему в пару с  буквой О поставлена буква Ё на с.108?

- Давайте подберем примеры слов с такими звуками. Посмотрите на экран:

Окна, восход, берёза, мёд.

- Второй вопрос! Почему в пару с буквой Э поставлена буква Е?

- Посмотрите на слова с такими звуками: Эхо, мэр, мебель.

-Ребята, вы большие молодцы!

-Очень-очень давно, когда люди еще не умели ни писать, ни читать и не знали ни одной буквы, они использовали палочку или веревку, к которой был привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными узелками. Узелки были различными по

форме, по-разному размещались на веревке, каждый узелок имел свое условное значение. С их помощью древние народы могли передать какое-то сообщение, о чем-то сказать своим соседям и друзьям, запомнить что-то важное. Выражение «узелки на память» осталось в языке. Оно используется тогда, когда люди хотят сказать: «Запомни! Это важно!»

-Справились с первым раундом!  

- Прочитайте пословицу, которую видите на экране:

Повторенье – мать ученья.

- О чём эта пословица?

-Верно!

Принимают учебную задачу.

Слушают инструктаж.

- Ре-ре-ре – вот коровы на горе.

Ри-ри-ри – прилетели снегири.

Ры-ры-ры – покусали комары.

Читают хором.

Читают по рядам.

Читает самостоятельно.

-Гласные, согласные.

-Гласный состоит из голоса и при произношении струя воздуха не встречает преграды, согласный – из шума и голоса и при произношении струя воздуха встречает преграду.

-Верхний ряд-звонкие, нижний- глухие.

-Верхний ряд- обозначают твердость согласного, нижний ряд-мягкость согласного.

- Буквой О обозначается звук [о] в начале слова и после твёрдых согласных под ударением, а буквой Ё тоже обозначается звук [о], но после мягких согласных.

- Буквой Э обозначается звук [э] после твёрдых согласных и в начале слова, а буквой Е тоже обозначается звук [э], но после мягких согласных.

Слушают учителя.

Читают пословицу.

- Для того, чтобы хорошо  

учиться, нужно повторять и закреплять полученные знания. 

УУРД:

самостоятельно планировать

действия по

решению учебной задачи для

получения

результата.

УУПД: устно

характеризовать языковые

единицы по

заданным

признакам;

ориентироваться в изученном и

соотносить с его краткой

характеристикой.

УУКД: строить устное

высказывание при обосновании

правильности

написания.

УУРД:  

самостоятельно

выстраивать  

последовательность выбранных  

действий.

УУПД: сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей.

УУПД: характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.

УУПД: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения.

УУКД: признавать возможность

существования разных точек зрения.

Презентация

        

Учебник

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: беседа

П: формулирование цели

П
М:
репродуктивный
П:
составление плана урока

1.Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и целей урока.

-Ребята, первую часть нашей темы мы знаем: «Узелки на память».

- Тогда как будет звучать тема урока?

-Хорошо, тема нашего урока: «Узелки на память. Повторение изученного».

- Сформулируйте цель урока. Что нам сегодня нужно сделать с вами?

Закрепить знания о..

-Абсолютно верно!

- На экране вы видите деформированный план урока, давайте составим верную последовательность в парах.

-Кто готов прочитать, какой план у вас получился?

План урока (деформированный):

1. Выполним самостоятельную работу.

2. Повторим звуковой анализ слов. Сделаем вывод.

3. Совершенствуем навыки чтения. Сделаем вывод.

-Абсолютно верно!

1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

2. Планируют собственную деятельность на уроке.

- «Узелки на память. Повторение изученного».

- Закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах.

Составляют план урока.

План урока (верный):

1. Повторим звуковой анализ слов. Сделаем вывод.

2. Совершенствуем навыки чтения. Сделаем вывод.

3. Выполним самостоятельную работу.

3. Принимают учебную задачу.

УУРД:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУПД: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации.

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Презентация

        

Обобщение и систематизация знаний и умений (33 мин)

Повторение и совершенствование ранее изученного материала для воспроизведения на новом уровне

Ф

М: работа с книгой
П:
скороговорка

Ф

М: работа с книгой
П:
скороговорка

Ф
М:
объяснение
П:
инструктаж

Ф
М:
языковой анализ
П:
звуковой анализ

Ф
М:
языковой анализ
П:
звуковой анализ

Ф
М:
языковой анализ
П:
анализ предложения

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

Ф
М:
языковой анализ
П:
синтаксический анализ (составление схемы предложения)

Г
М:
беседа
П:
 загадки

1. Организует повторение знаний обучающихся.

- Второй раунд – «Скороговорки». 

Посмотрите на скороговорку на с. 108. Для начала послушайте, как прочитаю я.  Уголёк в уголок принеси,  

В уголке уголёк погаси.  

-Обратите внимание: в слове Уголёк- Л- мягкая, а в слове Уголок- Л- твёрдая!

- Давайте все вместе хором, вполголоса прочитаем эту скороговорку. (хлопки). 

-Сначала медленно по слогам.

-Теперь в среднем темпе целыми словами.

-Теперь быстро вместе со мной.  

-Теперь сначала первая команда на «три четыре», потом вторая.  

-Посмотрите на скороговорку на странице 109.

-Для начала послушайте, как прочитаю ее я.

Пели в поле у просёлка

перепел и перепёлка.

- Давайте все вместе хором, вполголоса прочитаем эту скороговорку.  

-Сначала медленно по слогам.

-Теперь в среднем темпе целыми словами.

-Теперь быстро вместе со мной.  

-Теперь сначала первая команда на «три четыре», потом вторая.  

-Отлично! Молодцы!

- Третий раунд – «Твёрдость и мягкость согласного». Откройте учебник, страница 108.

- Посмотрим на пары слогов.  

- Давайте прочитаем их хором вместе со мной

-По-пё, Во-вё, Ры-ри.

- Что обозначает твердость согласного в слогах по, во, ры?

- А что обозначает мягкость согласного в слогах пё, вё, ри?

- А какой звук обозначает буква Ё в этих слогах?

- Посмотрим на следующие пары слогов.  Прочитаем их.

- Читаем хором, вместе со мной.

-нОс-нЁс, вОл-вЁл, рОв-рЁв.

-Чем отличаются эти пары слогов? 

-Мы имеем пару слогов, в одной звук твердый, в другой мягкий. Почему в одной паре мягкий, а в другой твердый?

-Верно.

-Чем отличаются схемы этих слогов?

-Абсолютно верно!

-Какой пункт плана мы выполнили? 

-Верно! Какой вывод мы можем сделать?

- Здорово! Движемся дальше. Посмотрите на предложение на с.108.

- Прочитайте его.  

- Какой звук обозначает буква Ё в слове Пётр? Почему?

- Согласный твёрдый или мягкий?

- В слове Петру какой звук обозначает буква Е? Иногда буква Е обозначает звук [И]. ПИТРУ. 

- В слове пёк какой звук обозначает буква Ё?

- В слове пирог какой согласный будет мягким и почему?

- Сделайте вывод о том, какие гласные буквы из этого обозначают мягкость согласного?

- Давайте составим схему этого  

предложения.

-Откройте свои тетради, отступите 1 клеточку и самостоятельно составьте схему предложения. Один человек поработает у доски.

- Замечательно! Теперь посмотрите на экране схему этого предложения.

-Пятый раунд.

-Посмотрите на экран: -Что это?

-А почему это загадка?

- Прочитайте первую загадку.

-Даю время подумать в командах и дать ответ. Какая команда быстрее поднимет руку, та и будет отвечать.  

- Кто же это?

-Верно! А сейчас, возьмите свои звуковички и составьте схему этого слова.

-Поднимите свои схемы, а я проверю.

-Посмотрите, как должна выглядеть схема этого слова, объясни, пожалуйста, всему классу, какая буква в этом слове мягкая? (Т), почему? (За ней идет гласная, которая обозначает мягкость согласного).

- Читаем вторую загадку.

-Даю время подумать в командах и дать ответ, какая команда быстрее поднимет руку, та и отвечает.

- Кто это?

-Молодцы, ребята! Все верно!

-Какой пункт плана нам удалось выполнить?

-Какой вывод мы можем сделать?

Внимательно слушают учителя.

Читают скороговорку.  

Внимательно слушают учителя.

Читают скороговорку.  

Читают слоги.

- Буквы О, Ы.  

- Буквы Ё, И.

- Буква Ё в слогах пё, вё  

обозначает звук [о].

Читают слоги.

-Мягкостью и твердостью.

-В первой колонке твердость обозначает звук [О], а второй колонке мягкость обозначает буква Ё, которое дает звук [О].

-В первой колонке первый согласный твердый, а во второй мягкий.

-1!

-Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Некоторые гласные буквы дают один и тот же звук в схеме, но отличаются мягкостью и твердостью в произношении.

Читают предложение.  

- Пётр Петру пёк пирог.

- Буква Ё в слове Пётр обозначает звук [о]. Буква Ё после согласного обозначает звук [О] и мягкость согласного.

- Согласный П мягкий.  

- Буква Е в слове Петру  

обозначает звук [и]. Согласный будет мягким.

- В слове пёк буква Ё обозначает звук [о]. Буква Ё обозначает мягкость согласного.  

- В слове пирог согласный П будет мягким, потому что буква И обозначает мягкость.

- Гласные буквы Ё, Е, И  

обозначают мягкость согласного.  

Анализируют схему.

-Загадки.

-Потому что нам нужно угадать загаданное слово.

Читают и отгадывают загадки. - Рук нет, а строит.

- Птица.

- Мала, а никому не мила.

- Мышка.

-2!

-Нам удалось совершенствовать навыки чтения (поработали с предложением и загадками).

УУРД: принимать цель совместной деятельности,

коллективно

строить действия по её

достижению;

контролировать процесс и

результат

выполнения

задания,

корректировать учебные действия для преодоления ошибок.

УУПД:

устанавливать

причинно-

следственные

связи в ситуациях наблюдения за

языковым

материалом,

делать выводы.

УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей.

УУРД: проявлять готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы.

УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей.

УУПД: анализировать графическую информацию - модели звукового состава слова

УУРД: выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова.

УУКД: строить устное

высказывание при обобщении

результатов

наблюдения за

орфографическим материалом.

УУПД: формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова.

УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей.

УУПД:

устанавливать

причинно

следственные

связи в ситуациях наблюдения за

языковым

материалом,

делать выводы.

УУПД: формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова.

УУПД:

устанавливать

причинно

следственные

связи в ситуациях наблюдения за

языковым

материалом,

делать выводы.

УУРД: проявлять готовность

выполнять

поручения,

ответственно

выполнять свою часть работы.

Презентация

Учебник

Презентация

        

Учебник

Презентация

Презентация

Учебник

Презентация

Учебник

Презентация

Динамическая пауза (1 минута)

Проведение динамической паузы.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть

Выполнение динамической паузы.

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф
М:
беседа
П:
загадки

Ф
М:
языковой анализ

П: звуко-буквенный анализ слов

П

М: практический
П:
составление предложений

Ф
М:
объяснение
П: инструктаж

Ф
М:
практический
П: анализ звуковых схем

1. Начало самостоятельной работы обучающихся.

- Первая загадка для первой команды. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

- Теперь для второй команды.  

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно...

- На странице 109 есть замечательные рисунки, на которых изображены и ель, и ёжик.

-Ребята, какие звуки обозначает буква Е в этих словах?  

-Почему?

- Ребята, сейчас на слайде появятся  

несколько картинок. Вам нужно будет по ним составить предложение. Первая команда попробуют придумать предложение про ель, а вторая про ёжика. Работать будем в парах. Напомните мне правила работы в парах.

-Кто хочет поделиться с нами своими предложениями?

-Отлично! Вы большие молодцы!

- Шестой раунд – «Роль букв». Перед вами пары слогов в столбиках на странице 109.

-Давайте прочитаем их вместе со мной, хором.  

-мЭр-мЕл, мЫс-мИр, мОл-мЁл.

- О чём говорят звуковые схемы слов?

- Сделайте вывод о том, какие буквы в этих слогах обозначают твёрдость предыдущего согласного, а какие-мягкость?

-Абсолютно верно!

ДОМА:

-выучить 2 скороговорки (страница 108, 109).

1. Принимают учебную задачу.

-Ель.

-Ёжик.

- В слове ель – звуки [й’] и [э], в слове ёжик – звуки [й’] и [о].

-Обозначает 2 звука, потому что стоит первая в этих 2 словах. В слове ель- буква Е обозначает звук [Э]; в слове ёжик- буква Ё обозначает звук [О].

-Не перебивать, уважать.

- Ель украшена гирляндой.

- Ёжик собирал в лесу грибы.

Читают пары слогов.

- О роли букв Э, Ы, О, Е, И, Ё после согласных: первое слово в паре начинается с твёрдого звука, а второе - с мягкого звука.

- Буквы Э, Ы, О обозначают твёрдость согласного. Буквы Е, И, Ё обозначают мягкость  

согласного.

Записывают домашнее задание.

УУРД:

самостоятельно планировать

действия по

решению учебной задачи.

УУПД: сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей.

УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей.

УУПД: анализировать графическую информацию - модели звукового состава слова

УУКД:  

воспринимать и формулировать суждения,  

в  

соответствии с  

целями.

Презентация.

Учебник

Презентация

Учебник

Презентация

Рефлексия деятельности (4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Беседа (подведение итогов)

Демонстрация (учебная презентация)

1. Организует рефлексию по изученному материалу.

- Какая тема урока сегодня была?

- Какие цели мы ставили на урок?

Закрепить знания о…

- Предлагаю проанализировать вашу работу на уроке.

- Какие буквы обозначают мягкость согласного?

- Какие буквы обозначают твердость согласного?

2. Организует эмоциональную рефлексию.

- Опираясь на картинку на экране, оцените свое настроение.

3.  Эмоционально завершает урок.

- Ребята, спасибо вам за урок. Мне понравилось, что вы были очень активны на уроке. До скорых встреч.

1. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

- «Узелки на память. Повторение изученного».

- Закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах.

- Буквы Е, Ё, И, Ю, Я.

- Буквы А, О, У, Ы, Э.

2. Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока.

УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц.

УУКД: строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова.

УУКД:  в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте с использованием доски SMART. 1 класс. УМК "Школа России".

Тема урока: "Согласные звуки /р/, /р*/, буквы Р, Р". Азбука, 1 класс. Учебник В. Г. Горецкий и др. Урок построен с использованием доски smart/...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство с буквой Гг", 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [г], [г`]. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о звуках [г], [г`] 2. Научить дават...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв" (УМК "Перспектива" Азбука, 1 класс,1часть)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний о гласных звуках [а],[о],[у],[и],[ы],[э] и буквах, их обозначающихЗадачи урока: Дидактические:1. обобщить и систе...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления знаний об изученных звуках и буквах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках;2. Закрепить умения ...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Слово и предложение» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о предложении и его функциях.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием предложение;2.формировать навык составления предложений...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: заклепление у обучающихся представления о мастерах-художниках; создание изображения одного из изделий.Задачи урока:Дидактические:1. формировать представление о понятии ”узелки на пам...