Технологическая карта урока обучения грамоте «Узелки на память» (УМК «Перспектива», 1 класс).
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний о гласных и согласных звуках и буквах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока обучения грамоте «Узелки на память» (УМК «Перспектива», 1 класс). | 250.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 08.12.2022 Школа: Академический лицей №95 Класс: 1-1 Урок: 2 Время: 8:55 – 9:35 Кабинет: 316 | Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна Группа: 43 Учитель: Богданова Валентина Пантелеймоновна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока: «Узелки на память»
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний о гласных и согласных звуках и буквах.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные: 1. Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу. 2. Осуществлять нравственное воспитание, формировать у детей дружеские взаимоотношения и уважение к окружающим. |
УМК: «Перспектива». Азбука. 1 класс, часть 1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (30 сек) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа | 1. Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, ребята! - Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Проверьте вашу готовность к уроку – у вас на парте должен быть учебник и пенал. 3.Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Мы пришли сюда учиться, - Теперь садитесь на свои места. - Садимся правильно. Руки на парте, ноги на полу, спина прямая. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. | 1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. 2.Определяют своё эмоциональное состояние на начало урока. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Ф М: репродуктивный Ф М: беседа Ф Ф М: объяснение П: слово учителя Ф | 1. Организация правильной посадки обучающихся. -Покажите, как сидит красивый первоклассник. - Стул придвинуть, между столом и животом один кулачок, ноги стоят под партой ровно, спина прямая. 2. Организует речевую разминку. - Посмотрите на экран. Выполним речевую разминку. Все звуки произносите правильно и четко. - Читаем все вместе хором, правильно проговаривая каждый звук. - Читаем по строчкам (каждому ряду своя строка). - Кто хочет прочитать самостоятельно? 3. Повторение пройденного материала. - Сегодня мы с вами будем работать по командам. 1 ряд и половина второго ряда – это первая команда. Половина 2 ряда и 3 ряд – вторая команда. За правильные ответы будут выдаваться жетоны, в конце урока подсчитаем их и наградим команду, которая ответит верно на наибольшее количество вопросов и заданий. -А для начала проведем блиц-опрос. Я буду задавать вам вопрос, а ваша задача быстро поднять руку, но не выкрикивать с места: 1. На какие 2 группы разделены звуки? 2. Как отличить гласные звуки от согласных звуков? 3. Как можно разделить согласные звуки? -Отлично! 4. Как можно разделить гласные звуки? - Ответы не выкрикиваем, отвечаем только по руке. За замечание забираются жетоны! - Итак, первый раунд - «УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ». Откройте Азбуку на с. 108 и 109. Давайте посмотрим «узелки на память». - Итак, первый вопрос! Почему в пару с буквой О поставлена буква Ё на с.108? - Давайте подберем примеры слов с такими звуками. Посмотрите на экран: Окна, восход, берёза, мёд. - Второй вопрос! Почему в пару с буквой Э поставлена буква Е? - Посмотрите на слова с такими звуками: Эхо, мэр, мебель. -Ребята, вы большие молодцы! -Очень-очень давно, когда люди еще не умели ни писать, ни читать и не знали ни одной буквы, они использовали палочку или веревку, к которой был привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными узелками. Узелки были различными по форме, по-разному размещались на веревке, каждый узелок имел свое условное значение. С их помощью древние народы могли передать какое-то сообщение, о чем-то сказать своим соседям и друзьям, запомнить что-то важное. Выражение «узелки на память» осталось в языке. Оно используется тогда, когда люди хотят сказать: «Запомни! Это важно!» -Справились с первым раундом! - Прочитайте пословицу, которую видите на экране: Повторенье – мать ученья. - О чём эта пословица? -Верно! | Принимают учебную задачу. Слушают инструктаж. - Ре-ре-ре – вот коровы на горе. Ри-ри-ри – прилетели снегири. Ры-ры-ры – покусали комары. Читают хором. Читают по рядам. Читает самостоятельно. -Гласные, согласные. -Гласный состоит из голоса и при произношении струя воздуха не встречает преграды, согласный – из шума и голоса и при произношении струя воздуха встречает преграду. -Верхний ряд-звонкие, нижний- глухие. -Верхний ряд- обозначают твердость согласного, нижний ряд-мягкость согласного. - Буквой О обозначается звук [о] в начале слова и после твёрдых согласных под ударением, а буквой Ё тоже обозначается звук [о], но после мягких согласных. - Буквой Э обозначается звук [э] после твёрдых согласных и в начале слова, а буквой Е тоже обозначается звук [э], но после мягких согласных. Слушают учителя. Читают пословицу. - Для того, чтобы хорошо учиться, нужно повторять и закреплять полученные знания. | УУРД: самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУПД: устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам; ориентироваться в изученном и соотносить с его краткой характеристикой. УУКД: строить устное высказывание при обосновании правильности написания. УУРД: самостоятельно выстраивать последовательность выбранных действий. УУПД: сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей. УУПД: характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком. УУПД: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения. УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения. | Презентация
Учебник Презентация Презентация |
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: беседа П: формулирование цели П | 1.Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и целей урока. -Ребята, первую часть нашей темы мы знаем: «Узелки на память». - Тогда как будет звучать тема урока? -Хорошо, тема нашего урока: «Узелки на память. Повторение изученного». - Сформулируйте цель урока. Что нам сегодня нужно сделать с вами? Закрепить знания о.. -Абсолютно верно! - На экране вы видите деформированный план урока, давайте составим верную последовательность в парах. -Кто готов прочитать, какой план у вас получился? План урока (деформированный): 1. Выполним самостоятельную работу. 2. Повторим звуковой анализ слов. Сделаем вывод. 3. Совершенствуем навыки чтения. Сделаем вывод. -Абсолютно верно! | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Планируют собственную деятельность на уроке. - «Узелки на память. Повторение изученного». - Закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах. Составляют план урока. План урока (верный): 1. Повторим звуковой анализ слов. Сделаем вывод. 2. Совершенствуем навыки чтения. Сделаем вывод. 3. Выполним самостоятельную работу. 3. Принимают учебную задачу. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУПД: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Презентация
|
Обобщение и систематизация знаний и умений (33 мин) | Повторение и совершенствование ранее изученного материала для воспроизведения на новом уровне | Ф М: работа с книгой Ф М: работа с книгой Ф Ф Ф Ф Ф Ф Г | 1. Организует повторение знаний обучающихся. - Второй раунд – «Скороговорки». Посмотрите на скороговорку на с. 108. Для начала послушайте, как прочитаю я. Уголёк в уголок принеси, В уголке уголёк погаси. -Обратите внимание: в слове Уголёк- Л- мягкая, а в слове Уголок- Л- твёрдая! - Давайте все вместе хором, вполголоса прочитаем эту скороговорку. (хлопки). -Сначала медленно по слогам. -Теперь в среднем темпе целыми словами. -Теперь быстро вместе со мной. -Теперь сначала первая команда на «три четыре», потом вторая. -Посмотрите на скороговорку на странице 109. -Для начала послушайте, как прочитаю ее я. Пели в поле у просёлка перепел и перепёлка. - Давайте все вместе хором, вполголоса прочитаем эту скороговорку. -Сначала медленно по слогам. -Теперь в среднем темпе целыми словами. -Теперь быстро вместе со мной. -Теперь сначала первая команда на «три четыре», потом вторая. -Отлично! Молодцы! - Третий раунд – «Твёрдость и мягкость согласного». Откройте учебник, страница 108. - Посмотрим на пары слогов. - Давайте прочитаем их хором вместе со мной -По-пё, Во-вё, Ры-ри. - Что обозначает твердость согласного в слогах по, во, ры? - А что обозначает мягкость согласного в слогах пё, вё, ри? - А какой звук обозначает буква Ё в этих слогах? - Посмотрим на следующие пары слогов. Прочитаем их. - Читаем хором, вместе со мной. -нОс-нЁс, вОл-вЁл, рОв-рЁв. -Чем отличаются эти пары слогов? -Мы имеем пару слогов, в одной звук твердый, в другой мягкий. Почему в одной паре мягкий, а в другой твердый? -Верно. -Чем отличаются схемы этих слогов? -Абсолютно верно! -Какой пункт плана мы выполнили? -Верно! Какой вывод мы можем сделать? - Здорово! Движемся дальше. Посмотрите на предложение на с.108. - Прочитайте его. - Какой звук обозначает буква Ё в слове Пётр? Почему? - Согласный твёрдый или мягкий? - В слове Петру какой звук обозначает буква Е? Иногда буква Е обозначает звук [И]. ПИТРУ. - В слове пёк какой звук обозначает буква Ё? - В слове пирог какой согласный будет мягким и почему? - Сделайте вывод о том, какие гласные буквы из этого обозначают мягкость согласного? - Давайте составим схему этого предложения. -Откройте свои тетради, отступите 1 клеточку и самостоятельно составьте схему предложения. Один человек поработает у доски. - Замечательно! Теперь посмотрите на экране схему этого предложения. -Пятый раунд. -Посмотрите на экран: -Что это? -А почему это загадка? - Прочитайте первую загадку. -Даю время подумать в командах и дать ответ. Какая команда быстрее поднимет руку, та и будет отвечать. - Кто же это? -Верно! А сейчас, возьмите свои звуковички и составьте схему этого слова. -Поднимите свои схемы, а я проверю. -Посмотрите, как должна выглядеть схема этого слова, объясни, пожалуйста, всему классу, какая буква в этом слове мягкая? (Т), почему? (За ней идет гласная, которая обозначает мягкость согласного). - Читаем вторую загадку. -Даю время подумать в командах и дать ответ, какая команда быстрее поднимет руку, та и отвечает. - Кто это? -Молодцы, ребята! Все верно! -Какой пункт плана нам удалось выполнить? -Какой вывод мы можем сделать? | Внимательно слушают учителя. Читают скороговорку. Внимательно слушают учителя. Читают скороговорку. Читают слоги. - Буквы О, Ы. - Буквы Ё, И. - Буква Ё в слогах пё, вё обозначает звук [о]. Читают слоги. -Мягкостью и твердостью. -В первой колонке твердость обозначает звук [О], а второй колонке мягкость обозначает буква Ё, которое дает звук [О]. -В первой колонке первый согласный твердый, а во второй мягкий. -1! -Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Некоторые гласные буквы дают один и тот же звук в схеме, но отличаются мягкостью и твердостью в произношении. Читают предложение. - Пётр Петру пёк пирог. - Буква Ё в слове Пётр обозначает звук [о]. Буква Ё после согласного обозначает звук [О] и мягкость согласного. - Согласный П мягкий. - Буква Е в слове Петру обозначает звук [и]. Согласный будет мягким. - В слове пёк буква Ё обозначает звук [о]. Буква Ё обозначает мягкость согласного. - В слове пирог согласный П будет мягким, потому что буква И обозначает мягкость. - Гласные буквы Ё, Е, И обозначают мягкость согласного. Анализируют схему. -Загадки. -Потому что нам нужно угадать загаданное слово. Читают и отгадывают загадки. - Рук нет, а строит. - Птица. - Мала, а никому не мила. - Мышка. -2! -Нам удалось совершенствовать навыки чтения (поработали с предложением и загадками). | УУРД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок. УУПД: устанавливать причинно- следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей. УУРД: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы. УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей. УУПД: анализировать графическую информацию - модели звукового состава слова УУРД: выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова. УУКД: строить устное высказывание при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом. УУПД: формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова. УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей. УУПД: устанавливать причинно следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. УУПД: формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова. УУПД: устанавливать причинно следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. УУРД: проявлять готовность выполнять поручения, ответственно выполнять свою часть работы. | Презентация Учебник Презентация
Учебник Презентация Презентация Учебник Презентация Учебник Презентация |
Динамическая пауза (1 минута) | Проведение динамической паузы. Раз – подняться, потянуться. | Выполнение динамической паузы. | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Ф П: звуко-буквенный анализ слов П М: практический Ф Ф | 1. Начало самостоятельной работы обучающихся. - Первая загадка для первой команды. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? - Теперь для второй команды. Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно... - На странице 109 есть замечательные рисунки, на которых изображены и ель, и ёжик. -Ребята, какие звуки обозначает буква Е в этих словах? -Почему? - Ребята, сейчас на слайде появятся несколько картинок. Вам нужно будет по ним составить предложение. Первая команда попробуют придумать предложение про ель, а вторая про ёжика. Работать будем в парах. Напомните мне правила работы в парах. -Кто хочет поделиться с нами своими предложениями? -Отлично! Вы большие молодцы! - Шестой раунд – «Роль букв». Перед вами пары слогов в столбиках на странице 109. -Давайте прочитаем их вместе со мной, хором. -мЭр-мЕл, мЫс-мИр, мОл-мЁл. - О чём говорят звуковые схемы слов? - Сделайте вывод о том, какие буквы в этих слогах обозначают твёрдость предыдущего согласного, а какие-мягкость? -Абсолютно верно! ДОМА: -выучить 2 скороговорки (страница 108, 109). | 1. Принимают учебную задачу. -Ель. -Ёжик. - В слове ель – звуки [й’] и [э], в слове ёжик – звуки [й’] и [о]. -Обозначает 2 звука, потому что стоит первая в этих 2 словах. В слове ель- буква Е обозначает звук [Э]; в слове ёжик- буква Ё обозначает звук [О]. -Не перебивать, уважать. - Ель украшена гирляндой. - Ёжик собирал в лесу грибы. Читают пары слогов. - О роли букв Э, Ы, О, Е, И, Ё после согласных: первое слово в паре начинается с твёрдого звука, а второе - с мягкого звука. - Буквы Э, Ы, О обозначают твёрдость согласного. Буквы Е, И, Ё обозначают мягкость согласного. Записывают домашнее задание. | УУРД: самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи. УУПД: сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей. УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей. УУПД: анализировать графическую информацию - модели звукового состава слова УУКД: воспринимать и формулировать суждения, в соответствии с целями. | Презентация. Учебник Презентация Учебник Презентация |
Рефлексия деятельности (4 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Беседа (подведение итогов) Демонстрация (учебная презентация) | 1. Организует рефлексию по изученному материалу. - Какая тема урока сегодня была? - Какие цели мы ставили на урок? Закрепить знания о… - Предлагаю проанализировать вашу работу на уроке. - Какие буквы обозначают мягкость согласного? - Какие буквы обозначают твердость согласного? 2. Организует эмоциональную рефлексию. - Опираясь на картинку на экране, оцените свое настроение. 3. Эмоционально завершает урок. - Ребята, спасибо вам за урок. Мне понравилось, что вы были очень активны на уроке. До скорых встреч. | 1. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. - «Узелки на память. Повторение изученного». - Закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах. - Буквы Е, Ё, И, Ю, Я. - Буквы А, О, У, Ы, Э. 2. Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока. | УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц. УУКД: строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова. УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. | Презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте с использованием доски SMART. 1 класс. УМК "Школа России".
Тема урока: "Согласные звуки /р/, /р*/, буквы Р, Р". Азбука, 1 класс. Учебник В. Г. Горецкий и др. Урок построен с использованием доски smart/...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Буква Ч" 1 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по теме "Буква Ч"...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство с буквой Гг", 1 класс (УМК "Школа России")
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [г], [г`]. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о звуках [г], [г`] 2. Научить дават...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв" (УМК "Перспектива" Азбука, 1 класс,1часть)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний о гласных звуках [а],[о],[у],[и],[ы],[э] и буквах, их обозначающихЗадачи урока: Дидактические:1. обобщить и систе...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления знаний об изученных звуках и буквах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках;2. Закрепить умения ...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Слово и предложение» (УМК «Перспектива», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о предложении и его функциях.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием предложение;2.формировать навык составления предложений...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: заклепление у обучающихся представления о мастерах-художниках; создание изображения одного из изделий.Задачи урока:Дидактические:1. формировать представление о понятии ”узелки на пам...