Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Спряжение глаголов»
Цель: имеют представление о двух типах спряжения глаголов, о способах определения спряжения
Предметные результаты: определять грамматические признаки глагола
Метапредметные результаты:
познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Чистописание
ет ит ут
ют ат ят
- На что похожи соединения, которые я вам сегодня предлагаю прописать?
(На окончания глаголов)
- Пропишите соединения, соблюдая правила каллиграфии.
Актуализация знаний.
Повторение по теме «Глагол».
- Какую тему вы сейчас изучаете? (Глагол)
- Расскажите все, что знаете о глаголе.
Изучение новой темы.
1) Введение в тему урока.
- Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не все пока вам известно. Я предлагаю выполнить вам самостоятельно задание:
|
Я ________________ по дороге. Ты ______________ по дороге. Он ________________ по дороге. Мы _______________по дороге. Вы _______________ по дороге. Они _______________по дороге. |
2) Сообщение темы и цели урока.
А) -Как изменяется глагол? (по лицам и числам)
- Как вы думаете, может ли это изменение глагола по лицам и числам иметь название? (Ответы детей)
- Давайте откроем учебники на с. 84 и прочитаем, как называется этот признак глагола (спряжение)
- Так что же такое спряжение? (Изменение глагола по лицам и числам.)
- Назовите тему урока (Спряжение глагола).
- Поставьте цель.
- Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.
Б) - Прочитайте четверостишие.
Вот и весна!
Зеленеют леса,
И птичьи повсюду
Звенят голоса.
- Выпишите в тетрадь только глаголы.
- Сравните их по плану:
1. Время.
2. Лицо.
3.Число.
4. Окончание.
(Производится проверка: глагол зеленеют – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ют. Глагол звенят – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ят)
- Что между ними общего? (Время, лицо и число)
- Чем они различаются? (Окончаниями)
- Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу.
- Два спряжения глаголов.
- Что значит проспрягать глагол (Изменить его по лицам и числам)
- Выполним следующее задание: проспрягайте глаголы греть и светить.
-Выделите окончания.
- Сравните окончания первого и второго глагола? Что вы заметили?
- Действительно, глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям. Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.
- Обратите ваше внимание на таблицу.
-е (ё) | -и |
-ут | -ат |
-ют | -ят |
I спр. | II спр. |
- Обобщите наши рассуждения по плану.
План:
1.Какого спряжения бывают глаголы?
2.Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?
3.Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?
Первичное закрепление.
Работа с учебником, выполнение упражнения.
- Откроем учебник на странице 87 и выполним упражнение 68. Нам предлагается списать текст, выделить окончания глаголов, указать их лицо и число. Отметьте глаголы 1 спряжения.
Упражнение в определении спряжения глаголов.
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Весна отмыкает ключи и воды.
Весною день упустишь - годом не вернёшь.
Зима весну пугает, да сама тает.
Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.
- Выпишите глаголы, определите спряжение.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Поработайте в паре. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (Что такое спряжение глагола? Какого спряжения бывают глаголы? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?)
Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке. Поднимите соответствующую карточку.
1. Все понял, разобрался.
2. Пытался разобраться, но остались вопросы.
3. Ничего не понял.
Домашнее задание: 84, упр.70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Лексическое значение глагола"
урок русского языка в 3 классе, лексическое значение глагола, составление кластера...
Конспект урока русского языка на тему: «Глагол в предложении».
Конспект урока русского языкана тему: «Глагол в предложении»....
Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».
Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....
конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов"4 класс
Отрабатывание навыков определения спряжения...
Конспект урока русского языка «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме» УМК «Система Л. Занкова»,4 класс
МАтериал рредназначен для урока русского языка в 4 классе, Может быть использован по любому УМК. Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме....
Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола" (2 класс, Школа России)
Неопределённая форма глагола...
Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...