Конспект фрагмента урока русского языка по теме "Какие бывают тексты?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Здесь предоставлен конспект фрагмента урока русского языка по теме "Какие бывают тексты?" для 3 класса с подачей нового материала, заданиями разных типов и уровней сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._3_klass._kakie_byvayut_teksty.docx837.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта фрагмента урока                                                                        Трунтова Евгения

Тема урока: Какие бывают тексты?                                                                                        

Класс: 3

Цель урока: создание условий для формирования  знаний об отличительных признаках типов речи и умения определять тот или иной тип текста по признакам.

Задачи урока:

  1. Определять различные типы текстов, их характерные признаки и научиться различать их между собой;
  2. Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) узнать какие бывают типы текстов;

2) научиться определять характерные признаки текстов;

 3) сравнивать данные типы текстов.

Личностные:

1) способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

П1) понимать содержание текста, интерпретировать смысл;

П2) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Регулятивные:

Р1) понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Р2) выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

Коммуникативные:

К1) понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой);

К2) Осуществлять контроль, взаимоконтроль и самооценку;

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 (1) кл., авторы-составители В.П. Канакина, В.Б. Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, раздаточный материал.

Межпредметная связь: окружающий мир  

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Посмотрите на экран. Кто знает, как называется цветок, который изображён на слайде.

Воспитательный момент

-Правильно это клевер. Клевер- это полезное растение. Достоинство этого растения многочисленны и разнообразны: хороший медонос, прекрасное кормовое растение с богатыми целебными свойствами. Клевер очень полезен не только для насекомых, но и для человека. Цветки и листья богаты витаминами и в них очень много минеральных веществ. Клевер используется в медицине при разных болезнях.

-Ребята, а какие вы ещё знаете полезные и лечебные растения?

-А как вы думаете, нужно ли оберегать такие растения?

-Правильно, многие растения, и не только целебные, занесены в красную книгу. А что мы можем сделать чтобы уберечь их от вымирания?

-Молодцы. Как говорил Гиппократ: «Лечит болезни врач, а излечивает природа»

- Мы должны бережно относиться ко всем растениям, так как благодаря им, многие болезни лечатся, и делают нас здоровыми.  

-У вас на столах лежат листочки клевера. После каждого правильно выполненного задания, вы будете закрашивать по одному лепестку. А в конце урока узнаем, кто был самый активный и внимательный и тот у кого будет закрашены все лепестки получит оценку 5.

Л1

Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в учебном действии

-Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока,  повторим  ранее изученный материал.

-Что такое текст? (Текст- это два и более предложений, связаны между собой)

-Хорошо, какие признаки текста вы знаете?

1. Предложения в тексте связаны по смыслу. Они все на одну тему.

2. К тексту можно подобрать заголовок.

3. Все предложения в тексте имеют границы.

4. Все предложения имеют в тексте определенное место.

5. В тексте есть части: начало, середина, конец.

-Отлично, А теперь посмотрите на экран и скажите где здесь текст и обоснуйте свой ответ:

1. По реке плывет лотка.

2. Когда мой младший брат Вова был маленьким, мама купила ему люльку. И он засыпал только в ней. Ему очень нравилось слушать сказки, пока люлька по тихонько покачивалась со стороны в сторону.

 3. Собака-это друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.

-Второй правильно. Почему?

-Ребята, а зачем нужно мыть руки?

 -Правильно на каком уроке мы говорим про здоровый образ жизни?

- Верно на уроке Окружающего мира.

Целеполагание

-Посмотрите на экран, какое слова вам не знакомо в этом тексте?

-Правильно, люлька, давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.

Люлька- это подвесная колыбель.

 -Можем ли мы сказать какой это тип текста. У нас возникло затруднение. А как вы думаете почему?

-Посмотрите на экран. Ваша задача из предложенных слов составить тему нашего урока.

тексты какие бывают

Верно, тема нашего урока: «Какие бывают тексты?»

-Какую цель мы перед собой поставим?

Цель: узнать, какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать.

-На экране представлен план урока. Но ветер подул и пункты плана перепутались, кто выйдет к доске и расставит их в правильном порядке.

План:

1. Узнать, какие бывают тексты и их признаки.

2. Научиться различать типы текстов.

3. Применить полученные знания на практике.

-Помним про технику безопасности работы с доской: не трогайте экран грязными и влажными руками, работайте только тыльной стороной стилуса; Будьте аккуратны с проводами.

-Если вы согласны с Катей поднимите правую руку.

Р1, П2

Открытие нового знания

Поработаем по первому пункту плана и узнаем какие бывают типы текстов.

-Рассмотрим таблицу.  Про какие типы текстов говорится в данной таблице?

-Чем они отличаются друг от друга?

-Какие вопросы помогают определить, что за текст мы прочитали?

-Молодцы. Сейчас я предлагаю поработать в парах. Но перед этим вспомним правила работы в парах:

https://fs.znanio.ru/d5af0e/f2/6d/99f1af7dbc2a4f2eaaa4b4878c32ee874e.jpg

  Первая пара будет работать у интерактивной панели, а вторая и третья пара работают на своих местах на вот таких листочках. Вам необходимо прочитать данные тексты и под ними написать, к какому из типов он относятся.  Не забываем про правильную посадку.

Текст 1

Барсук.

Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель.

Текст 2

Сорока.

У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица.

Текст 3

Узоры на стекле.

Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.

-И так проверяем осуществите взаимопроверку. Если выполнили также, покажите солнышко. Закрасьте один лепесток клевера.

-Если мы выполнили первый пункт плана, хлопните в ладоши один раз.

П1, К1, Р2, Р1, К2, П2, Л1

Закрепление изученного

Поработаем по второму пункту и научимся .

-Сейчас мы поработаем в группах. Первая группа Саша, Лена, Света будут работать у интерактивной доски, а Сережа, Дима, Настя у интерактивной панели. Ваша задача прочитать текст, озаглавить его определить тип и на какие вопросы отвечает.

1группа

 В лесу рос куст орешника. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветви длинные, гибкие. К осени на ветках орешки созрели. Вот из-под листика большой орех выглядывает. Да какой орех! Всем орехам орех! Сам круглый, бока золотистые, сверху светлая шапочка набекрень. 

Заголовок: Куст орешника

Тип: описание

Вопросы: Какие? Какой?

2 группа

Белка спустилась по стволу сосны , у самых моих ног сковырнула сыроежку и принялась её есть, а гриб держала в передних лапах. Её щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Она съела шляпку, но корешок ей не понравился, и она перешла на другое место. Белочка была совсем маленькой, величиной с ладонь.

Заголовок: Белка или белка и гриб

Тип: повествование

Вопросы: Как?  Где? Что?

-Не забываем про технику безопасности.

-Теперь поменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку и поставьте оценку.  Садитесь на свои места. Если вы верно выполнили задание закрасте ещё один лепесток клевера.

К2, П1, К1, Р2, Р1, К2, П2, Л1, ПР1,ПР2

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Поработаем по третьему пункту плана и применим полученные знания на практике. Выполните индивидуальную разноуровневую проверочную работу. Выберите карточку с заданием, которое вы точно сделаете. Зеленая карточка – легкая.  Красная карточка – задание повышенного уровня сложности.

Выполнить задание вам помогут знания, полученные на уроке.

Зеленая карточка

Задание. Определите тип текста

1. Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город.

___________________________

2. Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

3. Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать

______________________________________

Красная карточка

Самостоятельно составьте кластер по теме «Какие бывают тексты». Напишите на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Осуществим самопроверку. Кто выполнил задание на зеленой карточке, поднимите правую руку. Давайте проверим под документ- камерой, по эталону. Если все остальные выполнили задание также, то покажите класс.

Кто выполнил задание на красной карточке, поднимите левую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если вы выполнили задание также, то покажите солнышко.

Молодцы.

Если вы выполнили всё верно закрасьте один лепесток клевера

П1, К1, Р2, ПР1,ПР2

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

-Какую цель мы поставили в начале урока. (узнать какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать)
Если мы достигли поставленной цели и выполнили намеченный план, то покажите солнышко

Рефлексия

-Поднимите руку те кто выполнил задание всё верно и закрасил все лепестки клевера, сегодня вы получаете оценку пять. Поднимите руку кто допустил одну ошибку и закрасил все лепестки кроме одного. Сегодня вы получаете оценку четыре. Встаньте те кто допустил две или более ошибок и закрасил только один лепесток, сегодня вы получаете оценку 3.  

-Пусть этот листочек клевера принесет вам удачу в познание нового.

-Вы все большие молодцы. Спасибо за урок.  Я закончила!

Р1, К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент урока русского языка 2 класс

"Единственное и множественное число имён существительных".Фрагмент урока и презентация...

Фрагмент урока русского языка

mdТема урока: Первое и второе спряжение глаголов.     Грамматическая разминка.А теперь грамматическая разминка, в процессе которой мы повторим части речи.. Внимание на экран....

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...

Фрагмент урока русского языка 2 класс.Тема урока " Правила переноса слов"

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока русского языка по программе "школа России"...