Технологическая карта урока УМК" Школа России" Тема: "Составление текста по сюжетным рисункам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
конспект урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ_yaz_sostavlenie_texta_po_syuzhetnym_risunkam.docx | 46.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 21.04.2023 Школа: ОЦ «Ньютон» Класс: 3-14 Урок: 1 Время: 8:00-8:40 Кабинет: 216 | Студент: Кальчик Наталья Группа: 44 Учитель: Серебренникова О.Л. Методист: Галиуллина Н.К. |
Тема урока «Составление текста по сюжетным рисункам.»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся общих представлений о составлении рассказа по сюжетным рисункам.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с составлением рассказа по сюжетным рисункам; 2. Пополнять словарный запас учащихся. | Предметные: 1. Научится писать рассказ по сюжетным рисункам; 2. Знать, что такое текст повествование, текст описание, текст рассуждение; |
Развивающие: 1. Развивать устную речь; 2. Развивать умение понимать свои ошибки. | Личностные: 1. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; 2. Понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение. |
Воспитательные: 1. Умение проводить самооценку; 2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником. |
УМК: Учебник «Русский язык» 2 часть, 3 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, (УМК «Школа России»).
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Встаньте ровно, проверьте всё ли лежит у вас на партах. Учебник, тетрадь, пенал и дневник. 2. Создание эмоционального настроя. -Доброе утро! Меня зовут Алла Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, надеюсь, наш урок пройдет интересно и продуктивно. Ребята, давайте вспомним правила успешного урока. Какие правила вы знаете? | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. 3.Проверяют готовность к уроку. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками. | Учебная презентация Слайд №1 |
Актуализация знаний и мотивации (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Индивидуальная Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации Группа практических методов: работа по заданию учителя | 1.Организует актуализацию знаний через выполнение теста. 1. Организует минутку чистописания. Откройте свою тетрадь, отступите две строки от прошлых записей и по середине запишите число, сегодня 21 апреля. На следующей строке «Классная работа». -Сейчас я прочитаю вам две загадки, отгадайте их. 1). Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая - Известная персона. Кто она?.. 2). Если в тучках горизонт, Не забудьте дома …. -Молодцы, теперь попробуйте составить по одному предложению с каждым словом. - Послушаем, какие предложения у вас получились. -Что мы развиваем, когда составляем предложения? -Отлично, а что можно составить из предложений? -Что такое текст? - Что такое тема текста? - Что такое основная мысль текста? -Что есть у каждого текста? -Чтобы озаглавить текст, что необходимо назвать? -Из скольких частей, обычно состоит текст? -Перечисли их? | 1.Актуализируют знания. Выполняют тест. - Пишут число, классная работа, подчеркивают самую красивую букву Ворона Зонт Рассказывают предложения Свою речь Текст Это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль -Это, то о чём говориться в тексте -Это, то в чём автор хочет убедить читателя -заголовок, название -кратко назвать тему или основную мысль -из трёх частей -вступительная, основная, заключительная | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУПД: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами | Учебная презентация Слайд №2 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Группа практических методов: работа по заданию учителя Внешний контроль | 1.Проводитподводящийдиалогдляформулирования обучающимисяцелейурока. -Итак, для чего нам необходимо развивать свою речь? -А вы знаете, какие тексты бывают? - Отлично, предположите, какая тема нашего урока? - Сегодня мы на уроке будем составлять текст по сюжетным рисункам. Какую цель мы можем поставить на урок? Молодцы! Перед тем, как начать работу, нам нужно составить план. Попробуйте составить план, с помощью опорных слов. Мы вспомним Мы узнаем… Мы составим… | 1. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. Что бы уметь правильно и красиво излагать свои мысли, грамотно писать предложения Да, повествование, описание и рассуждение Тема: Составление текста по сюжетным рисункам Цель: Составить текст по сюжетным рисункам
| УУПД: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению | Учебная презентация Слайд №3 Слайд №4 |
«Открытие детьми нового знания» (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытиюновогознания. 2.Организует работу с учебником -Вы мне сказали, что знаете три вида текстов, скажите мне теперь, текст повествования, это какой текст? -Текст рассуждения, это какой текст? -Текст описание, это какой текст? - Дома вы рассматривали сюжетные рисунки, составляли к ним предложения. - Можно ли по этим рисункам составить текст? - Какой тип текста у вас получится? Текст повествование с элементами описания. (Это текст, в котором не только рассказывается о каком-либо событии, но ещё и идёт описание этого события) - Сегодня мы будем с вами, учиться писать текст-повествование - Сначала давайте определим план работы. - Для чего нужен нам план работы? - Прочитайте памятку на слайде - Памятка 1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать. Озаглавлю текст. 2. Определю части, озаглавлю. 3. Продумаю содержание каждой части. 4. Подберу слова, чтобы описание было точным и ярким. 5. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. 6. Напишу рассказ, проверю. - Рассмотрите картинки. О чём же будет наш рассказ? - Верно. Какой общей темой можно их объединить? - Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено? - Как можно озаглавить рассказ? - Хорошо - А какие заголовки отражают тему? - Совершенно верно. Назовём наш рассказ «Зонтик» Составление плана. - Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании? - Совершенно верно - Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять? - Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит? - Как озаглавим эту часть? - Ребята, а как мы напишем слово гроза? Докажите
На доске появляется заголовок части - Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события? - Как напишем слово «порыв»? Докажите - Скажите, что почувствовала девочка? - Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное. На доске появляется заголовок части - Что случилось дальше? - Как напишем слово «ворона»? Почему? - Хорошо Озаглавьте эту часть. На доске появляется заголовок части - И что же изображено на четвёртой картинке? - Как мы озаглавим эту часть? - Как напишем слово «гнездо»? Почему? - Молодцы, ребята! |
Повествование — текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае Рассуждение — текст, в котором говорится о причинах явлений или событий. Описание – текст, в котором описывают что-либо. Да Наш текст будет типа повествование, потому что у него будет сюжет и мы будем составлять рассказ по картинкам, а не описывать их Чтобы было легче написать рассказ Читают памятку на слайде - Наш рассказ будет о девочке, у которой улетел зонтик - На всех картинках изображён зонтик - В заголовке должна быть отражена тема и основная мысль Варианты детей: «Гроза», «Зонтик», «Злые вороны» - Название «Зонтик» Составляют план вместе с учителем - План рассказа - Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок - Девочка гуляла и налетела гроза. Она укрылась от дождя под зонтом - Озаглавим «Внезапная гроза» - Напишем грОза, проверочное слово грОзы - Сильный порыв ветра вырвал зонтик из рук девочки - Напишу пОрыВ, приставка по и пров.слово порыВы - Девочка была огорчена, она пыталась поймать свой зонтик - Озаглавим «Сильный ветер» - Зонтик отнесло к деревьям, где его подхватила ворона. - Напишем «вОрОна», проверочные слова «вОроны» и «ворОны». - Озаглавим «Ворона и зонт» - Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо. Спустя некоторое время новое жилище наполнилось пищащими птенцами. - Озаглавим «Новое гнездо» - Напишем гнЕздо, проверочное слово гнЁзда. | УУПД: узнавать новую тему при взаимодействии с детьми, строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником | Учебная презентация Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. Физкультминутка. На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули… Покрутили… Постучали… И открыли! | 1.Повторяют движения. | УУРД: мобилизировать силы и энергию | Видеоролик №1 |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником Внешний контроль | 1.Организует работу с учебником. - - Для чего нам нужен план? - Посмотрите на доску, что у нас получилось? План 1. Внезапная гроза 2. Сильный ветер 3. Ворона и зонт 4. Новое гнездо - Сколько у нас получилось частей по плану? - Как отделить одну часть от другой? - Молодцы. | 2.Выполняют задание. - Нам нужен план для того, чтобы вспомнить главные моменты сочинения, чтобы события излагать по порядку. Прочитывают план - У нас получилось четыре части - Писать с красной строки | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Слайд №8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации | 1.Организует самостоятельную работу. - Ребята, а кто попробует сейчас повторить нам рассказ полностью? - А все остальные внимательно слушают и запоминают, чтобы потом было проще написать рассказ. Запись текста. - Напишите, пожалуйста, название нашего с вами рассказа. - А теперь готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе. - Проверьте грамотность написанного текста. | 1.Выполняют самостоятельную работу. Повторяют рассказ Слушают учителя «Зонтик» Девочка гуляла во дворе. Началась гроза. Девочка укрылась от дождя под зонтом. Вдруг сильный порыв ветра вырвал зонтик у неё из рук. Зонтик отнесло к деревьям. Там его подхватила ворона. Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо. Через некоторое время новое жилище наполнилось птенцами. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ видеоролика | 1.Организуетповторениеизакреплениеранееизученного науроке. - Закончили работу. Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои рассказы. - Кто желает? (2-3 человека заслушиваются). После прослушивания сочинения следует анализ по плану: первый анализ осуществляется совместно с детьми, затем лишь учитывается анализ детей. - Давайте проанализируем с вами рассказ вашего товарища по критериям: - Соответствие плану. - Грамотность речи. - Наличие фактических ошибок. Вы все большие молодцы! -А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 104, упр. 179. | 1.Выполняют предложенные задания. Заканчивают работу Слушают учителя Зачитывают получившиеся рассказы Анализируют ответы одноклассников 2.Записывают домашнее задание. | УУРД: осуществлять итоговый контроль, формулировать выводы из коллективного обсуждения УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Учебная презентация Слайд №9 |
Рефлексия деятельности ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Индивидуальная Самоконтроль | 1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями. -Какова тема сегодняшнего урока? -Что мы делали на сегодняшнем уроке? Ребята, у кого все сегодня получилось, кто доволен своей работой на уроке – поднимите 2 руки. У кого были трудности, кто не со всеми заданиями разобрался – поднимите правую руку. Кто совсем ничего не понял – поднимите левую руку. - Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч! | 1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала -Составление текста по сюжетным рисункам Составляли рассказ по сюжетным риснукам | УУРД: анализировать собственную работу | Учебная презентация Слайд №10 Слайд №11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...
Конспект урока русского языка «Составление текста по сюжетным рисункам» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Планируемые результаты:Предметные:Определять и раскрывать темы текста;Уметь составлять связный тек...
Конспект урока по теме "Составление текста по сюжетным рисункам" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.Планируемые результатыПредметные: Уметь: определять и раскрывать тему текста, составлять связное в...
Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....
Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным рисункам" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования умения учащихся составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокЗадачи урокаДидактические:научить определять и раскрывать тему текста;научить ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета»- ритм ручьёв, деревьев 2 класс Неменский Б. М.
Цель урока: формирование условий для ознакомления с понятием «ритм линий», для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урокаДидакти...
Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...