Технологическая карта урока УМК" Школа России" Тема: "Составление текста по сюжетным рисункам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кальчик Наталья Сергеевна

конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yaz_sostavlenie_texta_po_syuzhetnym_risunkam.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 21.04.2023

Школа: ОЦ «Ньютон»

Класс: 3-14

Урок: 1

Время: 8:00-8:40  Кабинет: 216

Студент: Кальчик Наталья

Группа: 44

Учитель: Серебренникова О.Л.

Методист: Галиуллина Н.К.

Тема урока «Составление текста по сюжетным рисункам.»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся общих представлений о составлении рассказа по сюжетным рисункам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с составлением рассказа по сюжетным рисункам;

2. Пополнять словарный запас учащихся.

Предметные:

1. Научится писать рассказ по сюжетным рисункам;

2. Знать, что такое текст повествование, текст описание, текст рассуждение;

Развивающие:

1. Развивать устную речь;

2. Развивать умение понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

2. Понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Воспитательные:

1. Умение проводить самооценку;

2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

УМК: Учебник «Русский язык» 2 часть, 3 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, (УМК «Школа России»).


ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Встаньте ровно, проверьте всё ли лежит у вас на партах. Учебник, тетрадь, пенал и дневник.

2. Создание эмоционального настроя.

 -Доброе утро! Меня зовут Алла Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, надеюсь, наш урок пройдет интересно и продуктивно.

Ребята, давайте вспомним правила успешного урока. Какие правила вы знаете?

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

3.Проверяют готовность к уроку.

УУКД:

настраивать  на урок, планировать учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками.

Учебная презентация

Слайд №1

Актуализация знаний и  мотивации

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Индивидуальная

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

Группа практических методов: работа по заданию учителя

1.Организует актуализацию знаний через выполнение теста.

1. Организует минутку чистописания.

Откройте свою тетрадь, отступите две строки от прошлых записей и по середине запишите число, сегодня 21 апреля. На следующей строке «Классная работа».

-Сейчас я прочитаю вам две загадки, отгадайте их.

1). Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?..  

2). Если в тучках горизонт,

Не забудьте дома ….

-Молодцы, теперь попробуйте составить по одному предложению с каждым словом.

-  Послушаем,  какие предложения у вас получились.

-Что мы развиваем, когда составляем предложения?

-Отлично, а что можно составить из предложений?

-Что такое текст?

 - Что такое тема текста?

- Что такое основная мысль текста?

-Что есть у каждого текста?

-Чтобы озаглавить текст, что необходимо назвать?

-Из скольких частей, обычно состоит текст?

-Перечисли их?

1.Актуализируют знания. Выполняют тест.

- Пишут число, классная работа, подчеркивают самую красивую букву

Ворона

Зонт

Рассказывают предложения

Свою речь

Текст

Это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль

-Это, то о чём говориться в тексте

-Это, то в чём автор хочет убедить читателя

-заголовок, название

-кратко назвать тему или основную мысль

-из трёх частей

-вступительная,  основная, заключительная

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУПД:

строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Учебная презентация

Слайд №2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: работа по заданию учителя

Внешний контроль

1.Проводитподводящийдиалогдляформулирования обучающимисяцелейурока.

-Итак, для чего нам необходимо развивать свою речь?

-А вы знаете, какие тексты бывают?

- Отлично, предположите, какая тема нашего урока?

- Сегодня мы на уроке будем составлять текст по сюжетным рисункам.

Какую цель мы можем поставить на урок?

Молодцы!

Перед тем, как начать работу, нам нужно составить план. Попробуйте составить план, с помощью опорных слов.

Мы вспомним

Мы узнаем…

Мы составим…

1. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

Что бы уметь правильно и красиво излагать свои мысли, грамотно писать предложения

Да, повествование, описание и рассуждение

Тема: Составление текста по сюжетным рисункам

Цель: Составить текст по сюжетным рисункам

  1. Мы вспомним, какие тексты бывают
  2. Мы узнаем, как писать рассказ по сюжетным рисункам.
  3. Мы составим рассказ по сюжетным рисункам.

УУПД:

строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению

Учебная презентация

Слайд №3

Слайд №4

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

1.Организовывает деятельность  обучающихся  по открытиюновогознания.

2.Организует работу с учебником

-Вы мне сказали, что знаете три вида текстов, скажите мне теперь, текст повествования, это какой текст?

-Текст рассуждения, это какой текст?

-Текст описание, это какой текст?

- Дома вы рассматривали сюжетные рисунки, составляли к ним предложения.

-  Можно ли по этим рисункам составить текст?

- Какой тип текста у вас получится?

Текст повествование с элементами описания. (Это текст,  в котором не только рассказывается о каком-либо событии, но ещё и идёт описание этого события)

- Сегодня мы будем с вами, учиться писать текст-повествование

- Сначала давайте определим план  работы.

- Для чего нужен нам план работы?

- Прочитайте памятку на слайде

Памятка

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать. Озаглавлю текст.

2. Определю части, озаглавлю.

3. Продумаю содержание каждой части.

4. Подберу слова, чтобы описание было точным и ярким.

5. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

6. Напишу рассказ, проверю.

- Рассмотрите картинки. О чём же будет наш рассказ?

- Верно. Какой общей темой можно их объединить?

 - Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?

- Как можно озаглавить рассказ?

- Хорошо

- А какие заголовки отражают тему?

- Совершенно верно. Назовём наш рассказ «Зонтик»

Составление плана.

Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

- Совершенно верно

- Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?

- Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит?

- Как озаглавим эту часть?

- Ребята, а как мы напишем слово гроза? Докажите

 

На доске появляется заголовок части

 - Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?

- Как напишем слово «порыв»? Докажите

 - Скажите, что почувствовала девочка?

 - Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное.

На доске появляется заголовок части 

- Что случилось дальше?

- Как напишем слово «ворона»? Почему?

- Хорошо

 Озаглавьте эту часть.

На доске появляется заголовок части 

- И что же изображено на четвёртой картинке?

- Как мы озаглавим эту часть?

- Как напишем слово «гнездо»? Почему?

- Молодцы, ребята!

 

Повествование — текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае

Рассуждение — текст, в котором говорится о причинах явлений или событий.

Описание – текст, в котором описывают что-либо.

Да

Наш  текст будет типа повествование, потому что у него будет сюжет и мы будем составлять рассказ по картинкам, а не описывать их 

Чтобы было легче написать рассказ

Читают памятку на слайде

- Наш рассказ будет о девочке, у которой улетел зонтик

- На всех картинках изображён зонтик

- В заголовке должна быть отражена тема и основная мысль

Варианты детей: «Гроза», «Зонтик», «Злые вороны»

- Название «Зонтик»

Составляют план вместе с учителем

- План рассказа

- Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок

- Девочка гуляла и налетела гроза. Она укрылась от дождя под зонтом

- Озаглавим «Внезапная гроза»

- Напишем грОза, проверочное слово грОзы

- Сильный порыв ветра вырвал зонтик из рук девочки

- Напишу пОрыВ, приставка по и пров.слово порыВы

- Девочка была огорчена, она пыталась поймать свой зонтик

- Озаглавим «Сильный ветер»

- Зонтик отнесло к деревьям, где его подхватила ворона.

- Напишем «вОрОна», проверочные слова «вОроны» и «ворОны».

- Озаглавим «Ворона и зонт»

- Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо. Спустя некоторое время новое жилище наполнилось пищащими птенцами.

- Озаглавим «Новое гнездо»

- Напишем гнЕздо, проверочное слово гнЁзда.

УУПД:  узнавать новую тему при взаимодействии с детьми, строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению

УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником

Учебная презентация

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

Физкультминутка.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули…

Покрутили…

Постучали…

И открыли!

1.Повторяют движения.

УУРД:

мобилизировать силы и энергию

Видеоролик №1

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Внешний контроль

1.Организует работу с учебником.

- - Для чего нам нужен план?

 - Посмотрите на доску, что у нас получилось?

                                       План

1. Внезапная гроза

2. Сильный ветер

3. Ворона и зонт

4. Новое гнездо

- Сколько у нас получилось частей по плану?

 - Как отделить одну часть от другой?

- Молодцы.

2.Выполняют задание.

- Нам нужен план для того, чтобы вспомнить главные моменты сочинения, чтобы события излагать по порядку.

Прочитывают план

- У нас получилось четыре части

- Писать с красной строки

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Слайд №8

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

1.Организует самостоятельную работу.

- Ребята, а кто попробует сейчас повторить нам рассказ полностью?

- А все остальные внимательно слушают и запоминают, чтобы потом было проще написать рассказ.

Запись текста.    

- Напишите, пожалуйста,  название нашего с вами рассказа.

- А теперь готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.

 - Проверьте грамотность написанного текста.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Повторяют рассказ

Слушают учителя

«Зонтик»

      Девочка гуляла во дворе.  Началась  гроза.  Девочка укрылась от дождя под зонтом.

      Вдруг сильный порыв ветра вырвал зонтик у неё из рук. Зонтик отнесло к деревьям.

      Там его подхватила ворона. Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо.

      Через некоторое время новое жилище наполнилось птенцами.

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ видеоролика

1.Организуетповторениеизакреплениеранееизученного науроке.

- Закончили работу. Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои рассказы.

- Кто желает? (2-3 человека заслушиваются). После прослушивания сочинения следует анализ по плану: первый анализ осуществляется совместно с детьми, затем лишь учитывается анализ детей. - Давайте проанализируем с вами рассказ вашего товарища по критериям:

- Соответствие плану.

- Грамотность речи.

- Наличие фактических ошибок.

Вы все большие молодцы!

-А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 104, упр. 179.

1.Выполняют предложенные задания.

Заканчивают работу

Слушают учителя

Зачитывают получившиеся рассказы

Анализируют ответы одноклассников

2.Записывают домашнее задание.

УУРД:

осуществлять  итоговый контроль,  формулировать выводы из коллективного обсуждения

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Слайд №9

Рефлексия деятельности

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Какова тема сегодняшнего урока?

-Что мы делали на сегодняшнем уроке?

Ребята, у кого все сегодня получилось, кто доволен своей работой на уроке – поднимите 2 руки.

У кого были трудности, кто не со всеми заданиями разобрался – поднимите правую руку.

Кто совсем ничего не понял – поднимите левую руку.

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала

-Составление текста по сюжетным рисункам

Составляли рассказ по сюжетным риснукам

УУРД: анализировать собственную  работу

Учебная презентация

Слайд №10

Слайд №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Конспект урока русского языка «Составление текста по сюжетным рисункам» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Планируемые  результаты:Предметные:Определять и раскрывать темы текста;Уметь составлять связный тек...

Конспект урока по теме "Составление текста по сюжетным рисункам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.Планируемые результатыПредметные: Уметь: определять и раскрывать тему текста, составлять связное в...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным рисункам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения учащихся составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокЗадачи урокаДидактические:научить  определять и раскрывать тему текста;научить ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета»- ритм ручьёв, деревьев 2 класс Неменский Б. М.

Цель урока: формирование условий для ознакомления с понятием «ритм линий», для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урокаДидакти...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...