Технологическая карта по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta-_russkiy_yazyk.docx | 71.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс, предмет: 1 класс, Русский язык
Тема: «Текст и предложение»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: формирование представление о тексте и предложении как единицах речи.
Задачи:
Дидактические:
- актуализировать знания о правописании мягкого и твёрдого разделительных знаков;
- содействовать усвоению знаний обучающихся о тексте и предложении как единицах речи;
- формировать умения правильно оформлять предложения на письме;
Развивающие:
- развивать познавательные процессы – память, внимание, мышление, воображение, речь;
- профилактика и коррекция дисграфии;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию аккуратности, усидчивости;
- воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка;
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте; Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; | Регулятивные: Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Р2: оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные: П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; Коммуникативные: К1: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи; | Обучающиеся научатся: - различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту; - уметь писать слова с изученными буквами и записывать предложения, соблюдая правила оформления предложения. |
Межпредметные связи: литературное чтение
Оснащение урока:
для учителя: технологическая карта, учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 класс, презентация, раздаточный материал
для обучающихся: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 класс, пенал, тетрадь, раздаточный материал
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Методы обучения, КРР |
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) Упражнение на развитие внимания Дыхательная гимнастика | Приветствует обучающихся, организует их к учебной деятельности. - Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Начинает урок с ввода в занятие сказочной страны. - К нам на урок сегодня пришёл гость. Посмотрите, кто это? - Из какого мультфильма наша сказочная гостья? - Она хочет сегодня вместе с вами узнать, что - то новое, поэтому просит помочь ей. - Мы поможем Нюше? - Наша гостья Нюша приготовила для вас несколько вопросов. - Какое сейчас время года? - Какое время года было перед весной? - Ребята, Нюша приготовила для вас игру. Сейчас Нюша будет показывать вам разные картинки. Ваша задача хлопать, если вы увидите картинку, связанную с весной и топать если увидели картинку, связанную с зимой. (На экране картинки: снежинка, солнце, снеговик, подснежники, наряженная ёлка, ручьи, санки, цветущее дерево) - Молодцы, вы были очень внимательными! - Чтобы на уроке мы работали активно, Нюша предлагает вместе выполнить дыхательную гимнастику. Упражнение «Трубач» Сидя, кисти сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п – ф – ф». Повторить 4 – 5 раз. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя. Смотрят на экран. - Нюша - Из мультфильма «Смешарики» Слушают учителя - Да, поможем. - Весна - Зима Слушают объяснение учителя. Выполняют соответствующие действия. Слушают учителя. Слушают объяснения учителя. Выполняют дыхательную гимнастику. | Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке | Формирование готовности восприятия учебного материала Художественное слово Наглядный метод Игровой метод Упражнение (на развитие внимания) Педагогическая оценка Упражнение (дыхательная гимнастика) |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Артикуляционная гимнастика Зашумлённые буквы Упражнение на профилактику и коррекцию дисграфии Пальчиковая гимнастика Словарно – орфографическая работа | Организует проведение артикуляционной гимнастики. - Перед началом нашей работы, предлагаю сделать нам вместе с Нюшей артикуляционную гимнастику: 1. «Улыбка – трубочка» Сложите губы в «трубочку», вытянув их вперед. Широко улыбнитесь и держите такое положение несколько секунд, а затем снова округлите губы в «трубочку». Выполняйте упражнение 5 раз. 2. «Хомячок». Как можно сильнее втяните щеки на 15 секунд, затем сразу надуйте их на 15 секунд. Выполняйте упражнение 5 раз. 3. «Непослушный язычок» Улыбнуться, слегка покусывая кончик широкого языка. Организует актуализацию знаний. - Ребята, Нюша предлагает вам назвать букву на этой зашумлённой картинке. Какую букву вы увидели? - Верно! Посмотрите на следующую картинку и определите, что это за буква? - Совершенно верно! Нюша загадала нам загадки про буквы ъ и ь. Чем они интересны? - Сейчас Нюша предлагает вам выполнить задание на карточке. Послушайте внимательно, что вам нужно сделать: добавьте недостающую часть, чтобы получилась буква ъ и ь. (Приложение 1) - Сегодня на минутке чистописания мы будем с вами прописывать буквы Ь и Ъ. Но для начала, разомнём наши пальчики и выполним пальчиковую гимнастику. Мы ладошками потрясём, Каждый пальчик разомнём 1, 2, 3, 4, 5 С вами будем мы писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять 1, 2, 3, 4, 5 За письмо получим пять! - Отлично! А теперь откройте свои тетради. Пропишем вместе буквы ъ и ь в соединении до конца строки. Не забывайте о правильно осанке и о том, как нужно держать ручку при письме. - Молодцы! Вы отлично справились с минуткой чистописания. Нюша очень довольна вами. Организует словарно – орфографическую работу. - Ребята, в начале урока мы с вами определили, какое сейчас и поиграли с вами в игру. Теперь Нюша предлагает вам отгадать загадки, связанные с весной. - Отгадайте первую загадку. Скачет птичка по дорожке, Собирает шустро крошки. А потом на ветку прыг И чирикает: «Чик – чирик!» - Отлично! Отгадайте вторую загадку. Зацепилась за карниз, Головой свисает вниз Акробатка – крохотулька, Зимний леденец … - Молодцы! Отгадайте последнюю загадку. Он холодный и блестит, Стукнешь – сразу захрустит. Из воды свой род берёт Ну, конечно, это … - Запишем эти слова в тетрадь следующими парами. Воробей – воробьи, сосулька – сосульки, лёд – льды. Подчеркните карандашом мягкий знак в парах слов. - Вы большие молодцы! Нюше очень нравится как вы работаете. | Слушают объяснение учителя. Выполняют артикуляционную гимнастику. Выполняют артикуляционную гимнастику. Смотрят на картинку. - Мягкий знак (ь) Смотрят на картинку. - Твёрдый знак (ъ) - Они не обозначают звуков; отделяют согласный от гласного; они различны по написанию. Слушают объяснение учителя. Работают с карточкой. Слушают учителя. Выполняют пальчиковую гимнастику. Прописывают буквы ь и ъ в соединении вместе с учителем. Слушают учителя. Слушают объяснение учителя. Отгадывают загадку. - Воробей Отгадывают загадку. - Сосулька Отгадывают загадку. - Лёд Записывают пары слов в тетрадь вместе с учителем, подчёркивают ь в словах. Слушают учителя. | Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; | Упражнение (артикуляционная гимнастика) Педагогическая оценка Упражнение (зашумлённые буквы) Словесный метод (беседа, повторение) Упражнение (на профилактику и коррекцию дисграфии) Метод контроля Упражнение (пальчиковая гимнастика) Художественное слово Практический метод Метод контроля Педагогическая оценка Художественное слово Иллюстрация Художественное слово Иллюстрация Практический метод Метод контроля Педагогическая оценка |
3. Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Подводит к теме урока. - Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Нюша предлагает нам выполнить следующее задание. На слайде даны слова, нам нужно составит из этих слов предложение. (На слайде слова: воробьи, на, дереве, сидят) - Какое предложение составим? - Отлично! Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните карандашом Ь в слове «воробьи»: На дереве сидят воробьи. - Ребята, а что такое предложение? - Предложение – это слова, которые связаны по смыслу и сообщают нам о ком – то или о чём – то. У предложения есть границы – точка, вопросительный или восклицательный знак в конце. Каждое новое предложение пишется с большой буквы. - Нюше очень интересно узнать любите ли вы читать книжки? - Что напечатано на каждой странице книжки? - Из чего состоит текст? - Ребята, как думаете, какая тема нашего урока? - Что вы хотите узнать на уроке? - Верно! Сегодня на уроке мы узнаем, что такое текст, и что такое предложение. | Слушают объяснение учителя. Смотрят на слайд. - На дереве сидят воробьи. Вместе с учителем записывают предложение в тетрадь. Высказывают свои предположения. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Да - Текст - Из предложений - Тема урока: «Предложение и текст» Высказывают свои предположения. Слушают учителя. | К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи; Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи; Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | Наглядный метод Словесный метод (беседа) Практический метод Словесный метод (беседа) Пояснение Словесный метод (подводящий диалог) |
3.2. Открытие нового знания Физминутка для глаз | Организует работу с учебником. - Ребята, Нюша предлагает вам открыть учебники на с. 10, найдите правило. Послушайте это правило: Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. - Теперь я предлагаю вам прочитать это правило вслух. Кто громко и выразительно прочитает нам правило? - Прочитайте правило про себя. - Что вы узнали из этого правила? Организует проведение физминутки для глаз (видео). - Ребята, ваши глазки устали и я предлагаю вам выполнить вместе с другом Нюши – Каркарычем физминутку для глаз. - Ваши глазки отдохнули и теперь мы можем продолжить нашу работу. Найдите упр. 1 на с. 10. Послушайте текст: Утром выглянуло солнышко. Засверкали сосульки на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи. - Предлагаю вам ответить на вопросы после текста. Связаны ли по смыслу все предложения в тексте? - Можно ли сказать, что во всех предложениях говорится о признаках наступающей весны? - Какие признаки наступающей весны мы можем выделить в тексте? - Какой заголовок можно придумать к этому тексту? Как мы озаглавим этот текст? | Открывают учебники на с. 10, находят правило. Слушают учителя. Один ученик читает правило вслух. Читают правило про себя. - Мы узнали, что: текст состоит из предложений. Предложения связаны между собой по смыслу и текст можно озаглавить. Выполняют физминутку для глаз. Находят упр.1 с. 10, слушают учителя. - Да, связаны. Выглянуло солнышко утром. Сосульки засверкали на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи. - Да - Выглянуло солнышко, засверкали сосульки, растаяли льдинки, зачирикали воробьи. Высказывают свои предложения. | П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи; | Работа с учебником Словесный метод (беседа) Коррекция зрительных функций Работа с учебником Словесный метод (диалог) Словесный метод (беседа) |
3.3. Первичное закрепление Физминутка | Организует запись заголовка и текста детьми в тетради. - Озаглавим наш текст: «Весна пришла!». Запишите заголовок текста себе в тетрадь. - Теперь спишите текст себе в тетрадь. Не забывайте о правильной осанке и о том, как нужно держать ручку при письме. - Ребята, Нюше хочет задать вам несколько вопросов. Что вы сейчас записали? - А что такое текст? Организует проведение физминутки (видео). - А теперь Нюша предлагает вам немного отдохнуть и выполнить физминутку вместе с её другом Крошем | Записывают заголовок в тетрадь вместе с учителем. Списывают текст в тетрадь. Отвечают на вопросы. - Текст - Текст – где все предложения связаны одним смыслом. Выполняют физминутку. | Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме | Практический метод Метод контроля Педагогическая оценка Словесный метод (повторение) Физминутка |
3.4. Самостоятельная работа Работа над деформированным текстом | Организует самостоятельную работу детей. - Теперь Нюша предлагает вам поработать в паре и выполнить задание на карточке. Послушайте внимательно задание: Вам нужно разделить текст на предложения. В конце каждого предложения поставить нужный знак. Начало предложения записать с большой буквы. Если вам понятно, как нужно выполнять задание, можете приступить к работе. (Приложение 2) - Я вижу, что вы уже справились с заданием. Нюша предлагает сверить вашу работу с эталоном на экране. - Похлопайте те пары, которые не допустили ни одной ошибки; потопайте те пары, которые допустили ошибку. - Нюша и я очень рады, что вы отлично справились с заданием и не допустили ни одной ошибки! Молодцы! | Слушают объяснения учителя. Выполняют задание в парах. Сверяют свои работы с эталоном на экране. У крыльца звонко журчат ручейки. Весь день ярко светит солнышко. Наступила весна. Выполняют движения соответствующие указанию учителя. | Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; | Объяснение Самостоятельная работа Работа в парах Проверка по эталону Самооценка Педагогическая оценка |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Подводит итог урока. - Ребята, давайте напомним Нюше какая была тема урока? - Чем мы занималась на уроке? - Что такое предложение? - Что такое текст? - Какое задание было для вас самым лёгким на уроке? - Какое задание было самым трудным на уроке? - Молодцы! Нюша очень рада, что побывала сегодня у нас в гостях. | Отвечают на вопросы. - «Текст и предложение» - Выполняли минутку чистописания с Ь и Ъ, выполняли дыхательную и артикуляционную гимнастику, читали правило, озаглавливали текст, списывали тест, работали в паре. - Это слова, которые связаны по смыслу и сообщают нам о ком – то или о чём – то. У предложения есть границы – точка, вопросительный или восклицательный знак в конце. Каждое новое предложение пишется с большой буквы. - Текст - где все предложения связаны одним смыслом. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. Слушают учителя. | К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи; Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; | Словесный метод (обобщающая беседа) Педагогическая оценка |
4. Рефлексия учебной деятельности | Проводит рефлексию учебной деятельности учеников. - Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам о оценить свою работу на уроке при помощи закладок - «Совушек». (Приложение 3) - Поднимите фиолетовую Совушку, если у вас не возникло трудностей на уроке, со всеми заданиями вы справились; поднимите красную Совушку, если испытывали трудности, не со всеми заданиями справились. - Ребята, мне очень приятно было работать с вами. Показывает свою оценку – синюю Совушку детям. - Вы очень хорошо работали на уроке, были внимательными и старательными. Вы большие молодцы, спасибо за работу! До свидания! | Слушают объяснения учителя. Оценивают свою деятельность на уроке при помощи закладок - Совушек. Слушают учителя. Прощаются с учителем. | Р2: оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; | Пояснение Самооценка Педагогическая оценка |
Приложение 1
Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ъ. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ь. |
Раздели текст на предложения. Поставь в конце каждого предложения нужный знак. Начало предложения напиши с большой буквы. У крыльца звонко журчат ручейки весь день ярко светит солнышко наступила весна. |
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...