Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Неопределённая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Задачи урока |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с неопределенной формой глагола; 2. Научить различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?. |
Развивающие: 1. Развивать устную речь; 2. Развивать умение понимать свои ошибки. |
Воспитательные: 1. Умение проводить самооценку; 2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 20.04.2023 Школа: МОУ СОШ №105 Класс: 3А Урок: 1 Время:8:00-8:40 Кабинет: | Студент: Кутепова Дарья Анатольевна Группа: 44 Учитель: Ибатулина Альфия Амировна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока «Неопределенная форма глагола.»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятие о неопределенной форме глагола по вопросам.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с неопределенной формой глагола; 2. Научить различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?. | Предметные: 1. Научатся определять неопределенную форму глагола по вопросам; 2. Уметь правильно ставить глаголы в начальную форму; |
Развивающие: 1. Развивать устную речь; 2. Развивать умение понимать свои ошибки. | Личностные: 1. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; 2. Понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение. |
Воспитательные: 1. Умение проводить самооценку; 2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником. |
УМК: Учебник «Русский язык» 2 часть, 3 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, (УМК «Школа России»).
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Встаньте ровно, проверьте всё ли лежит у вас на партах. Учебник, тетрадь, пенал и дневник. 2. Создание эмоционального настроя. -Доброе утро! Надеюсь, наш урок пройдет интересно и продуктивно. Ребята, давайте вспомним правила успешного урока. Какие правила вы знаете? | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. 3.Проверяют готовность к уроку. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками. | Учебная презентация Слайд №1 |
Актуализация знаний и мотивации (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Индивидуальная Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации Группа практических методов: работа по заданию учителя | 1.Организует актуализацию знаний через выполнение теста. 1. Организует минутку чистописания. Откройте свою тетрадь, отступите две строки от прошлых записей и по середине запишите число, сегодня 24 апреля. На следующей строке «Классная работа». Минутка чистописания - Сейчас вам нужно прописать сочетания букв, чередуя каждый слог: ть, ти, -Далее с новой строки вам нужно написать следующий слог до конца строки чь. - Пишем красиво, аккуратно! - Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие сочетания букв? Приведите пример. - Хорошо. - Прежде чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы изучили на предыдущих? - Что такое глагол? - Все верно, молодцы! -А сейчас посмотрите на слайд, перед вами стихотворение С. Михалкова «Если» Мы … и … в окна. Тучи по небу … . На дворе собаки … , Даже … не … . Но как вы видите, в нем не достает слов, попробуйте догадаться, какие слова нужно вставить. -Слова какой части речи здесь пропущены? -Кто сможет прочитать текст с пропущенными глаголами? Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. - Найдите, пожалуйста, глагол, у которого мы не можем определить время действия. (на слайде представлены данные глаголы в ряд) Что мы можем сказать о глаголах первой группы? 6. Действие, происходящее в какое время, они обозначают? 7. Мы можем по этим глаголам определить – одно лицо производит действие или несколько? 9. Значит, эти глаголы обозначают и время, и число. (По этим глаголам мы можем определить время действия лиц и число ). 10. Мы можем то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ? -Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие? -Как вы думаете, как называется такая форма глагола | 1.Актуализируют знания. Выполняют тест. - Пишут число, классная работа, подчеркивают самую красивую букву Выполняют минутку чистописания. -О глаголе - Глагол –это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д -Глаголы сидим лаять смотрим летят мокнут не хотят - Действия происходят в настоящее время -Да. Несколько Нет -Мы не можем определить когда происходило данное действие. -Неопределенная | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУПД: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами | Учебная презентация Слайд №2 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Группа практических методов: работа по заданию учителя Внешний контроль | 1.Проводитподводящийдиалогдляформулирования обучающимисяцелейурока. -Сформулируйте тему данного урока? -Поставьте цель на урок? -Ребята, чтобы нам продолжить нашу работу, у нас будет план, по которому мы будем работать, но пока я готовилась, он перепутался, сейчас вам с соседом по парте нужно восстановить его в паре. 2.Познакомиться с неопределёнными глаголами. 4. Проверить свои знания. 1.Повторить, что такое глагол. 3. Выполнить тренировочные задания. Также у каждого на столе лежит небольшой листочек. Кто мне скажет, что это ? -Совершенно верно, это карта успеха, в которой мы будем отмечать наши с вами достижения с помощью галочек. -Первый пункт плана мы с вами уже реализовали | 1. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. Неопределённая форма глагола -Узнать какая форма глагола является неопределенной. 1.Повторим, что такое глагол. 2.Познакомимся с неопределёнными глаголами и составим памятку 3. Выполним тренировочные задания. 4. Проверим свои знания. Карта успеха. | УУПД: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению | Учебная презентация Слайд №3 Слайд №4 |
«Открытие детьми нового знания» (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытиюновогознания. 2.Организует работу с учебником Посмотрите внимательно на эту схему. Лаять Пр. вр. Н..вр. лаял лает лаяла лают
-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ? -Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола. -Какой вывод можно сделать? -Отметьте первое окошко в карте успеха -Посмотрите на слайд, какие слова здесь стоят в неопределенной форме? Если взять все эти лужи И соединить в одну… На какой вопрос они отвечают? -Какой вывод мы можем сделать из этого всего? -Посмотрите на схему, она будет вам помощником в дальнейшем. Н.Ф.= неопр. ф. Что делать? Что сделать? - ть, -ти, -чь -Итак, давайте сверим, то, что мы с вами узнали. -Откройте учебники на странице 106 и прочитайте правило. - Кто сможет рассказать данное правило? -Все верно, Молодцы! -Вот мы реализовали 2 пункт плана -Сейчас давайте встанем и немного разомнемся. -Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов. - Если глагол в н.ф. – руки вверх. - Если глагол в других формах – руки вперед. - Если слово не является глаголом – присели. Ходить, ходит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, везти, грусть, стеречь. |
-Потому что от него образованы остальные формы слова. Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола . -Взять, соединить -Что сделать? - Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? /что сделать? -Выполняют задание | УУПД: узнавать новую тему при взаимодействии с детьми, строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником | Учебная презентация Слайд №5 Учебник, с.42-43 Слайд №6 Слайд №7 |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. Физкультминутка. На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули… Покрутили… Постучали… И открыли! | 1.Повторяют движения. | УУРД: мобилизировать силы и энергию | Видеоролик №1 |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником Внешний контроль | 1.Организует работу с учебником. --Сейчас посмотрите на упр. 181. Прочитайте задание. -Что нужно сделать? -Я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас мы будем отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы. Выполним это упр. Выборочно: I ряд – пары №1, 2, 3. II ряд - пары №4, 5, 6. II ряд - пары №7, 8, 9. -Запишите данные пары слов, и ответьте на вопрос. -Давайте проверим. Читаем 1 пару слов называем в чем сходства и в чем различие. -Хорошо, следующая пара слов. -Отметьте 2 окошко в карте успеха. -Теперь посмотрите на упр. 182 прочитайте задание. -Что нужно делать? -Работаем в тетради. У вас есть 5 минут. Затем мы вместе проверим. -Итак, время закончилось, кто хочет зачитать глаголы, которые он подчеркнул? -Отметьте 3 окошко в карте успеха. Мы реализовали 3 пункт плана | 2.Выполняют задание. -Найти сходства и различия в каждой паре. Действие длится - действие совершено. Отвечают на разные вопросы. -Списать и подчеркнуть глаголы в неопределенной форме. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Учебник, с.43 Слайд №8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации | 1.Организует самостоятельную работу. - Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы и впишите в карточку на место пропусков Когда просыпаешься, нельзя(лежу) в постели. Надо сразу(встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя(задерживаю) дыхание, надо(дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. Время закончилось, теперь обменяйтесь карточками с соседом и сверьте с доской. Поднимите руки, у кого нет ошибок? -Вот мы реализовали последний пункт плана -Отметьте в карте успеха следующее окошко | 1.Выполняют самостоятельную работу.
| УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ видеоролика | 1.Организуетповторениеизакреплениеранееизученного науроке. -А сейчас давайте прочитаем стихотворение в упр. 183 -О чем данное стихотворение? -Какой синоним мы можем подобрать к слову Отчизна? -Что обозначает слово учить? - Что обозначает слово учиться? -Сравните написание форм этого слова. -Почему они пишутся по-разному? - Поставьте вопросы к ним? Чем они отличаются? Какая особенность правописания части слова –ться? -Спишите данное стихотворение и подчеркните глаголы неопределенной формы. -Кто хочет выйти к доске и на обратной стороне записать глаголы? -Давайте теперь сверим. -На какие сочетания букв оканчиваются данные глаголы? -Какой глагол не стоит в неопр. форме? Давайте поставим. -Отметьте следующее окошко в карте успеха. -Откройте дневники, запишите домашнее задание стр. 107, упр. 184, учить правило. | 1.Выполняют предложенные задания. - Помогают, помогать 2.Записывают домашнее задание. | УУРД: осуществлять итоговый контроль, формулировать выводы из коллективного обсуждения УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Учебная презентация Слайд №9 |
Рефлексия деятельности ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Индивидуальная Самоконтроль | 1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями. -Какова тема сегодняшнего урока? - Что такое лексическое значение слова? - Если мы не знаем лексического значения слова, что нужно сделать? Ребята, у кого все сегодня получилось, кто доволен своей работой на уроке – поднимите 2 руки. У кого были трудности, кто не со всеми заданиями разобрался – поднимите правую руку. Кто совсем ничего не понял – поднимите левую руку. - Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч! | 1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала Неопределённая форма глагола -Узнать какая форма глагола является неопределенной. | УУРД: анализировать собственную работу | Учебная презентация Слайд №10 Слайд №11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-133033-1351517956.jpg)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием глагол...
Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Времена глаголов"
Методическая разработка урока по русскому языку ( развитие речи) , тема урока "Времена глаголов" для 4 класса....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Изменение глагола по числам"
Тема урока: Изменение глагола по числам.Цель: формировать умение изменять глаголы по числам.Задачи: - образовательные: ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием су...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-348107-1384789461.jpg)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Спряжение глаголов.
Урок проводится в форме путешествия, что интересно для младших школьников. В начале урока, дети сами определяют тему и цель урока....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Повторение. Глагол».
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Повторение. Глагол»....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание НЕ с глаголом"
В работе предлагается конспект урока, презентация к консректу, раздаточный материал к уроку русского языка в 3 классе.УМК: "Школа России"Тип урока: открытие новых знанийТема:"Правописан...