Урок русского языка в 3 классе "Притяжательные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

«Начальная школа XXI века». М: Вента-Граф, 2018, Н.Ф.Виноградовой. Урок русского языка в 3 классе 

Тема урока: Притяжательные прилагательные.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковые методы (наблюдение за языковым материалом, языковой анализ слов);
  • репродуктивные методы (работа с алгоритмом);
  • методы самостоятельной познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля, игровые методы.
  • метод работы ИКТ

Оснащение урока: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, ЭОР платформа  Учи.ру

Цели урока:

  • Образовательная цель: создать условия для ознакомления с притяжательными прилагательными; способствовать развитию умения определять притяжательные прилагательные.
  • Деятельностная цель: формировать у учащихся умение планировать, ставить цель, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения, развивать навык оценочного суждения.
  • Воспитательная цель: прививать интерес к предмету, воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prityazhatelnye_prilagatelnye.docx552.27 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

УМК: «Начальная школа XXI века». М: Вента-Граф, 2018, Н.Ф.Виноградовой.

Класс: 3.

Тема урока: Притяжательные прилагательные.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковые методы (наблюдение за языковым материалом, языковой анализ слов);
  • репродуктивные методы (работа с алгоритмом);
  • методы самостоятельной познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля, игровые методы.

Оснащение урока: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, ЭОР платформа  Учи.ру

Цели урока:

  • Образовательная цель: создать условия для ознакомления с притяжательными прилагательными; способствовать развитию умения определять притяжательные прилагательные.
  • Деятельностная цель: формировать у учащихся умение планировать, ставить цель, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения, развивать навык оценочного суждения.
  • Воспитательная цель: прививать интерес к предмету, воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Опорные понятия, термины: Имя прилагательное, относительные, качественные.

Формы контроля: Фронтальный, индивидуальный, самоконтроль, взаимоконтроль по образцу.

Форма работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Новые понятия: притяжательные.

Домашнее задание: Дифференцированное задание.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
  • Оценивают свою работу на основе заданных критериев.
  • Ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.
  • Предметные:
  • Наблюдают за языковым материалом.
  • Определят функции, значение и местонахождение суффикса в слове.
  • Метапредметные:
  • Умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.
  • Составляют план и последовательность действий.
  • Строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы приемы и формы

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

 («хочу», «надо», «могу»)

Создание эмоционального настроя учащихся, доброжелательной творческой атмосферы партнерства и сотрудничества.

-Начинаем урок русского языка. Встали ровно, приготовились к уроку, проверили на парте учебник, пенал, тетрадь.

Пожелайте друг  другу хорошего настроения, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт вам радость. А я желаю вам, чтобы все сегодня на уроке были внимательными, активными, трудолюбивыми, любознательными и самостоятельными.

Готовы? Начинаем…

Желаю вам удачи!

-Садитесь. Спину держим ровно, тетрадь положили  под наклоном.

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа

Вступают в беседу. Отвечают на вопросы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

-видят

-слышат

-думают

Приветствуют друг друга.

-Да.

Записывают дату, словосочетание «Классная работа». Соблюдают правильную посадку. Прописывают буквы, сравнивая с образцом.

Методы и приемы: словесные (беседа); метод самоконтроля.

Форма: фронтальная, самостоятельная, взаимоконтроль по образцу.

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место;  настраивать себя на продуктивную работу.

Коммуникативные: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

предъявленной Коммуникативные: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной ей.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Осознание каждым учеником потребность в открытии новых знаний и умений.

Предложение со стороны учителя  пробного действия, позволяющее каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения

-Отгадайте загадку:

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)

- На минутке чистописания мы и пропишем это слово.

- Какую орфограмму мы встретили в этом слове?( ь – показатель мягкости), подчеркнем.

Записывают в тетрадь

Методы и приемы: проблемно-поисковый методы: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); устанавливать закономерности, строить рассуждения;  анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

Коммуникативные УУД:

воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи.

Регулятивные УУД:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3.Этап выявления места и причины затруднений.

Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Осознание учащимися, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

 Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

- Скажите, ребята, а какой бывает день? (Солнечный, дождливый, чудесный…)

- А ещё какой? (Показываю на доске слова) Прочитайте.

Словарь: инт…ресный, …бычный, пр…красный.

- Эти слова нам знакомы, можем ли мы подобрать проверочные слова, чтобы проверить безударную гласную (Нет)

-Почему?

-Это словарные слова.

-Выйти к доске и поставить ударение, вставить пропущенные буквы.

- Слова какой части речи мы записали? (имена прилагательные)

- Что такое имя прилагательное?

 - Как изменяются имена прилагательные? (по родам, числам и падежам)

-Что мы помним о прилагательном во мн.ч? (род во мн.ч не определяется)

- В предложении имена прилагательные чаще бывают … (определением и сказуемым)

- Какие разряды имён прилагательных мы с вами выучили? (качественные, относительные)

-Прочтите эти слова.

МАМИН        ЛИСИЙ        ПТИЧИЙ

-Слова какой части речи записаны?

(прилагательные)

- Можем ли мы их отнести к группе качественных или к группе относительных прилагательных? (нет, т. к ним нельзя подставить слова «более», «менее», и не относительное, потому что не указывает на материал, из которого оно состоит).

-Значит, это новая группа имён прилагательных, которые мы еще не изучали?

-Может быть уже кто-то догадался, чему будет посвящён урок?

-Кто назовёт тему урока?

-Цель урока?

Вставляют пропущенные буквы, ударение, записывают в тетрадь

Качественные прилагательные — это слова, обозначающие признак предмета, его свойство или качество, которое может проявляться  в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные – один из разрядов прилагательных, обозначающих материал, из которого состоит

Сталкиваются с затруднением.

Делают предположения, что это новый разряд имен прилагательных, с которой они будут знакомиться.

Предлагают воспользоваться учебником.

Методы и приемы: проблемно-поисковый методы: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Форма: фронтальная, парная.

Методы: наглядные, словесные; приемы: домысливание, составление алгоритма изучения по аналогии.

Форма: фронтальная.

Познавательные УУД:

формулировать проблему;

структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 планировать свою деятельность на уроке;

самостоятельно формулировать тему и цели урока.

4. Реализация построенного проекта

Для учащихся создается ситуация, в которой они сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка

Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию материала

- А какой вопрос лучше задать к этим прилагательным?

-А как вы думаете, почему эти прилагательные так называются – ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ?

- Хорошо, молодцы, проверим правильны ли ваши утверждения. Откройте учебник на стр.146, прочитайте правило.

-Значит, вы были правы! Молодцы!

 

-Встанем. Отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке

Прочитайте словосочетание.

 Запишем его.

МАМИН  ПЛАТОК

- Назовите прилагательное?

-К какому разряду относится данное прилагательное? (Притяжательное)

- Укажите род и число имени прилагательного.

-Как определить род и число прилагательного? (по существительному)

МАМИН  ПЛАТОК

м.р., ед.ч.

  МАМИНА ШЛЯПА

ж.р., ед ч

МАМИНО ПЛАТЬЕ

ср.р., ед.ч

МАМИНЫ ЖУРНАЛЫ

мн.ч

- Что мы доказали? Как изменяется прилагательное? (По числам и родам)

- А теперь определим падеж прилагательных?

ВОЛЧИЙ ХВОСТ

 И.п

ВОЛЧЬЕГО ХВОСТА

Р.п

- Что мы доказали? (изменяются по падежам)

Сделаем вывод.

Какие прилагательные называются притяжательными?

И как они изменяются?

- А как понять к какому разряду относится прилагательное?

-Качественное оно, относительное или притяжательное?

-Составим алгоритм.

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Притяжательные прилагательные – это прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета к какому-либо лицу или животному.

Выполняют физические упражнения

Определяют род и число имен прилагательных

Определяют падеж имени прилагательного

Составляют алгоритм

C:\Users\ЮЛЯ\Desktop\d90890348aa6ad341e77d979c7b30391-800x.jpg

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Форма: фронтальная.

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выполнение учащимися (фронтально, в парах)  заданий по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривая каждый этап, объясняя и аргументируя свои действия.

-Поработаем в паре.

-Вспомним правила работы в паре.

Напоминает правила работы в паре.

-Перед вами цветные конверты. Достаньте оттуда карточки. Вам необходимо разложить словосочетания на 3 группы: качественные прилагательные, относительные и притяжательные.

А алгоритм вам в этом поможет, какая пара справится первая, поднимет руку. Приступаем.

Качественные

Относи

тельные

Притяжа

тельные

громкий голос

кирпичный дом

бабушкины бусы

крепкий сон

деревянный мост

лисья нора

-Докажите.

- Ребята, а теперь поработаем с заданием на платформе Учи ру. Посмотрите на экран.

Воспринимают и анализируют информацию.


Объединившись, команды выполняют задание.

Работают в группе

Выписывают в тетрадь притяжательные прилагательные.

Методы и приемы: поисково-исследовательские, практические.

Форма: фронтальная, парная.

Познавательные УУД:

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления,

- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций.

Коммуникативные: - договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- осуществлять работу в паре (группе);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: -осуществлять самоконтроль;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

А сейчас поработаем самостоятельно. Запишем «Упражнение 2»

- Читает задание…

-  Проверяем.

-Хорошо

Работают самостоятельно по учебнику

Методы и приемы: практические (упражнения).

Форма: групповая, самостоятельная, взаимоконтроль.

Познавательные

УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- самостоятельно отбирать (использовать) информацию используя ее для решения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в паре (в группе).

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль/взаимо

контроль;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Фиксация полученного знания, проверка готовности учеников к дальнейшему погружению в тему.

-Подводим итог.

-Какая была тема урока? А цель?

-Достигнута ли нами поставленная цель?

- Что нового мы узнали на уроке?

- Что такое притяжательные прилагательные?

-Как изменяются притяжательные прилагательные?

Предлагают свои варианты.

Методы и приемы: практические

Форма: фронтальная

Познавательные УУД:

- анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять анализ учебного материала.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

9. Домашнее задание

Соотношение цели, которые были поставлены на уроке и результаты деятельности.

Прием «Незаконченное предложение»

- Притяжательные прилагательные – это

Словесное оценивание работы на уроке.

Запишите в дневник домашнее задание.

-На Учи ру выполнить карточку.

-Работа с учебником (стр.151, упр.4), списать текст, либо придумать свой текст с притяжательными прилагательными.

Спасибо за урок!

Анализируют свою работу

Записывают задание в дневник

Методы и приемы: активные методы обучения.

Форма: фронтальная.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- осуществлять самоконтроль;

- контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных оценочной лесенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"...