Урок русского языка в 4 классе по теме: "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Однородные члены предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme_-_odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Предложения с однородными членами.
Цель: продолжить знакомство учащихся с однородными членами предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в предложении однородные члены; ставить знаки препинания в предложении с однородными членами, соединенными при помощи интонации перечисления и с помощью союза и; обнаруживать и формулировать учебную проблему; оценивать правильность выполнения действия; контролировать свои действия; ставить новые учебные проблемы в сотрудничестве с учителем.
Оборудование: мультимедийная презентация, таблица «Однородные члены предложения», таблица «Правила работы в парах», таблица «План рассказа по картине».
Ход урока.
I. Организация класса.
Учитель. Я желаю вам хорошей работы на уроке и новых открытий.
( Дети читают стихотворение.)
Пусть день начнется с доброты,
Пусть будет больше теплоты.
Пусть день наполнится делами,
Прибудет новыми друзьями.
И важно сохранять покой,
Ведь завтра будет день другой.
II. Минутка чистописания.
Учитель. Начнем наш урок русского языка с минутки чистописания.
- Эта буква может обозначать звук, парный по звонкости-глухости звуку [б]. Что это за буква?
Дети. Это буква п.
Учитель. Какой еще звук может обозначать буква п?
Дети. Звук [п'].
Учитель. Прочитайте записи на доске.
п пп природа Берегите природу!
Учитель. Что значит беречь природу? (Ответы детей)
- Красиво спишите записи с доски.
III. Словарная работа.
Учитель. Отгадываем загадки и записываем отгадки. Слова пишите с красной строки через запятую. (Слайд).
- Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья белобока,
А зовут ее …
Сорока
- – Кар-кар-кар!- кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома
Как зовут ее?
Ворона
- Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет …
Воробей
Учитель. Какого человека можно назвать «стреляным воробьем»?
- Когда употребляют выражение «с воробьиный нос»?
4. Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
(Петух)
- Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей )
Учитель. Подчеркните в словах безударные гласные, которые надо запомнить.
- Проверьте себя.
- Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе на полях +.
Учитель. Назовите этих животных, одним словом.
Дети. Это птицы.
Учитель. Назовите лишнюю птицу.
Дети. Это петух. Он живет с человеком, а все остальные птицы не являются домашними.
Учитель. Какая птица является перелетной?
Дети. Это соловей.
Учитель. Как вы думаете, легко ли приходится зимой остальным птицам?
Дети. Нет, им не хватает корма.
Учитель. Как же мы можем помочь пернатым?
- Составьте рассказ по картине по плану. ( «Покормите птиц!»)
- Работать вы будете в парах. Давайте вспомним, какие правила следует соблюдать при работе. (Дети вспоминают правила работы в парах с помощью таблицы.)
План (на доске)
1. Когда птичкам холодно и голодно?
2. Кто сделал им кормушку?
3. Что дети насыпали туда?
4. Как ребята отнеслись к тому, что птицы прилетели покормиться?
5. Как пернатые друзья отблагодарят ребят?
Учитель. Давайте послушаем, что у вас получилось.
- Кокой текст у вас получился: повествование, рассуждение, описание?
IV. Физминутка для глаз.
V. Актуализация знаний.
- Поработаем над предложением.
- Запишите под диктовку:
Сороки, вороны, воробьи не улетают в теплые края. (Один ученик работает у доски).
- Подчеркните все орфограммы. (Самопроверка).
- Обозначьте части речи. (Самопроверка).
- Подчеркните главные члены предложения. (Самопроверка)
- Что вы заметили?
Дети. Здесь три однородных подлежащих. Они отвечают на один вопрос, выражены именами существительными.
Учитель. Верно, ли расставлены знаки препинания в этом предложении?
Дети. После слова сороки, вороны нужны запятые, так как между однородными членами нет союзов.
Учитель. Составим схему предложения.
Дети.
, , .
Учитель. Если при работе над предложением вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях +.
Учитель. Поработаем в парах. Первый вариант расскажет второму о том, что такое однородные члены предложения. Второй вариант расскажет первому, какие члены предложения могут быть однородными. (Дети работают в парах).
Учитель. Если ваш сосед выучил правило без ошибок, разрешите ему поставить на полях +.
VI. Самоопределение к деятельности.
Учитель. Прочитайте предложение со слайда.
Дети. Сороки, вороны и воробьи не улетают в тёплые края.
Учитель. Сравните его с тем предложением, которое мы писали на доске.
Дети. В этом предложении тоже есть однородные члены. Только подлежащие вороны и воробьи соединены с помощью союза и.
Учитель. В чем разница в постановке знаков препинания?
Дети. Перед союзом и запятая не ставится.
Учитель. Попробуйте определить тему урока.
Дети. Будем работать над предложениями, в которых однородные члены соединены союзом и.
Учитель. Составим схему этого предложения.
Дети.
, и .
VII. Физминутка.
Дети выполняют движения под музыку (мелодия песни «Если с другом вышел в путь»).
Куплет
Мы родной язык, друзья,
Мы родной язык, друзья,
Вместе изучаем.
Предложения всегда,
Предложения всегда
Верно, составляем.
Припев (2 раза)
Запятые, друзья,
Никогда не ставим зря.
Без правил нам прожить нельзя.
VIII. Закрепление.
Учитель. Прочитайте правило.
Учитель. Выполним упражнение №155.
Самопроверка.
Учитель. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +.
IX. Тестирование.
Учитель. Чтобы убедиться, что вы получили хорошие знания, пройдем небольшой тест.
Тест
Обведите кружком нужную букву.
1. Какие члены предложения называются однородными?
а) Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной и той же частью речи.
б) Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.
в) Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
г) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.
2. Как связаны между собой однородные члены предложения?
а) Невидимыми нитями.
б) Интонацией перечисления или союзами.
в) По смыслу.
г) Схемой.
3. Какие члены являются однородными в предложении?
Рысь охотится на мышей, зайцев и оленей.
а) Подлежащие.
б) Сказуемые.
в) Второстепенные члены.
4. Найдите предложения с однородными членами.
а) Осенью опадают листья с клёнов, рябин, берёз.
б) Готовит себе берлогу медведь.
в) Оранжевые, красные, жёлтые краски радуют глаз.
г) Осенью ребята запаслись желудями, шишками, семенами.
5. В каком предложении запятые расставлены неверно?
а) Тихо шумели, качались деревья.
б) Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы.
в) Пожелтевшие листья висят на осине, берёзе, тополе.
г) В воздухе пахло, грибами, прелыми листьями.
X. Проверка теста.
Учитель. Поработаем в парах.
- Поверьте тест у своего соседа.
(Слайд)
- а
- б
- в
- а, в, г
- г
Учитель. Если ваш сосед без ошибок справился с тестом, разрешите ему поставить +.
XI. Самооценка.
XII. Домашнее задание.
Учитель дает комментарии к домашнему упражнению.
XIII. Рефлексия.
Учитель. Кому было очень трудно работать на уроке?
- Какие задания показались наиболее сложными?
XIV. Подведение итогов урока.
Учитель. Дайте оценку своей работы.
Тест
Обведите кружком нужную букву.
1. Какие члены предложения называются однородными?
а) Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной и той же частью речи.
б) Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.
в) Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
г) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.
2. Как связаны между собой однородные члены предложения?
а) Невидимыми нитями.
б) Интонацией перечисления или союзами.
в) По смыслу.
г) Схемой.
3. Какие члены являются однородными в предложении?
Рысь охотится на мышей, зайцев и оленей.
а) Подлежащие.
б) Сказуемые.
в) Второстепенные члены.
4. Найдите предложения с однородными членами.
а) Осенью опадают листья с клёнов, рябин, берёз.
б) Готовит себе берлогу медведь.
в) Оранжевые, красные, жёлтые краски радуют глаз.
г) Осенью ребята запаслись желудями, шишками, семенами.
5. В каком предложении запятые расставлены неверно?
а) Тихо шумели, качались деревья.
б) Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы.
в) Пожелтевшие листья висят на осине, берёзе, тополе.
г) В воздухе пахло, грибами, прелыми листьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения"в 3 классе по УМК "Перспектива"
Конспект урока русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 3 классе по УМК "Песпектива" представлен в виде технологической карты, составленной по ФГОС....
Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Главные и второстепенные члены предложения
Печатные издания: учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с....
Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Второстепенные члены предложения"
Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Главные члены предложения"
На уроке учащиеся работают а паре, используя алгоритм нахождения главных членов предложения...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Главные и второстепенные члены предложения....
Урок русского языка, 2 класс, "Что такое главные члены предложения?" ("Школа России")
Представлена технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое главные члены предложения?" К карте сделаны приложения карточек, необходимых для проведения урока. Отде...
Урок русского языка, 2 класс, Школа России. Главные члены предложения.
Презентация предназначена для изучения новой темы....