Конспект открытого урока во 2 классе 02.03.2023
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

 Отараева Ирма Игоревна

Конспект открытого урока во 2 классе по теме: "Общее понятие об однокоренных словах"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Общее понятие об однокоренных словах»

Урок по русскому языку во 2 классе

02.03.2023

Отараева Ирма Игоревна


Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.

Задачи:        

  •  совершенствовать умения выделять корень в слове;
  • развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
  • развивать умение   различать синонимы и родственные слова
  • развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
  • формировать умения  работать индивидуально, в парах и группах;

Формируемые УУД:        

Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.

Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.

Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.        

Ход урока:

  1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

-Девизом к сегодняшнему уроку я выбрала такие слова. Прочитайте, пожалуйста.

Ученику - удача, учителю - радость. Слайд 1

-Как вы понимаете смысл этого выражения? (Учитель всегда рад успехам своих учеников и гордится ими)

А чтобы вы сегодня достигли успеха, я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу, всегда решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке, и самое главное - чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у нас на уроке. Слайд 1

Работать будем по нашему плану:

  1. Вспоминаем
  2. Узнаём
  3. Исследуем
  4. Читаем
  5. Пишем
  6. Закрепляем
  1. Словарная работа. 

Запись слов по лексическому значению:

  • дерево с дрожащими листочками
  • дерево с белым стволом
  • движение воздуха
  • крупное хищное всеядное млекопитающее с большим, грузным, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами.
  • верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм и т. п. перед тем, как идти на улицу в холодную погоду.

Осина, берёза, ветер, медведь, пальто.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа.

-Проверьте, правильно ли вы записали слова. (Сравнение с эталоном) Слайд 2

-Кто все слова написал правильно? Поставьте на полях +

-Кто допустил  ошибки? Какие? Какой вывод сделаете? (надо быть внимательными, учить словарные слова)

III.  Актуализация знаний.  (На экране семейные фотографии учеников) Слайд 3

-Кого вы сейчас увидели на экране? (ответы детей)

- Кем вы все являетесь друг другу? (родственниками)

- А что означает слово родственник? (ответы детей)

-Послушайте, какое значение даётся этому слову в словаре Сергея Ивановича Ожегова, в котором, как мы уже знаем можно узнать лексическое значение каждого слова. Итак, кто же такие родственники по толковому словарю?

Родственник - это человек, который находится в родстве с кем-нибудь.

- А почему мы говорим о родственниках на уроке русского языка? (слова тоже  бывают родственными)

-Правильно. Оказывается, в русском языке тоже есть слова - родственники. И называются они родственными словами. А как их еще можно назвать? (однокоренными)

III. Сообщение темы. Постановка учебной задачи

-Кто уже может назвать тему урока? (Родственные слова) Слайд 4

-Правильно. А какие цели мы можем поставить перед собой?

  • узнать, какие слова называются родственными;
  • научиться распознавать  родственные слова;
  • развивать свою речь.

IV. Открытие новых знаний.  Работа с учебником.

- Прочитайте вопрос Почемучки на странице 43. слайд 5

-Давайте проведем исследование. Посмотрите на рисунок. Что изображено?  

(гриб, грибник, грибной)

-Кто такой грибник? (Человек, который собирает грибы)

- Что значит «грибной»? (Суп из грибов)

-Какая одинаковая часть у этих слов? (-гриб-)

-Как она называется? (корень)

- Одинаковая часть родственных слов называется корнем и обозначается так:

-Как думаете, какие слова можно назвать родственными. (У которых одинаковый корень)

-А хотите узнать что-то новое о родственных   словах?

- Для этого я приготовила вам интересную сказку-загадку. Послушайте внимательно.

Родня ли гусеница гусю? Слайд 6

Встретились однажды гусь  и гусеница.

- Ты кто?

- Я гусь, это моя гусыня, это наш гусёнок. А ты кто?

- А я гусеница - ваша тётя.

-Ребята, как вы считаете, родня ли гусеница гусю? Кто считает, что она родня и может это доказать?

-А кто считает, что не родня? (не родня, потому что у этих слов  разное лексическое значение)

-Кто такая гусеница? (насекомое)

-А гусь, гусыня и гусёнок? (это птицы)

-Значит, значение у них разное.

-А какие у них корни? (-гус- и –гусениц-)

-И корни у них тоже разные.

-Молодцы, вы сами открыли новое знание, нашли способ, как распознавать  родственные слова. У  однокоренных слов должен быть одинаковый корень и общее значение или смысл.

- Давайте прочитаем информацию в учебнике и проверим, правильно ли мы открыли новое знание на странице 43. Слайд 7

 -Как называется общая часть родственных слов? Слайд 8

-Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общий смысл)

V.  Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

-Что мы должны сделать после открытия нового знания? (Закрепить эти знания.)

-Применить эти знания на практике

-Распределите данные слова по группам. Слайд 9

гора                                                                                                                    горит

горка

горение

горный

горелка

загорелся

гористая

-А теперь посмотрите на первую группу. Что вы можете о ней сказать? Какие это слова? (Однокоренные)

-Почему они однокоренные? (Потому что у них есть общая часть и общий смысл)

-Какой у них корень? (-гор-) Значение всех слов можно передать с помощью слова «гора».

-Что вы можете сказать о второй группе? (Это тоже однокоренные слова)

-А что вы интересного заметили? (И в первой и второй группе один корень -гор-)

-А значение у этих слов какое? (Разное)

-Можно ли сказать, что в этих двух группах однокоренные слова? (Нет)

-Правильно. Не всегда слова с одинаковым корнем являются однокоренными. Надо ещё смотреть на общий смысл.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Слайд 10

-А сейчас поиграем в игру «Найди  лишнее слово». Положите перед собой карточки. Вы будете работать в парах. Вы должны найти в каждом ряду лишнее слово и зачеркнуть его, а остальные слова списать в тетрадь и выделить корень. Вспомните правила работы в парах. Кто готов - поднимает руки.

  1.  Нос, носильщик, носик, носатый
  2. Цирковой, цирк, циркуль, циркач.

Фронтальная проверка.

Проверьте свою работу  по эталону

-Поднимите руки, кто всё сделал без ошибок. Молодцы! Значит, вы умеете находить группу однокоренных слов. Поставьте на полях +.

-Поднимите руки, у кого были ошибки? Поставьте вопрос (?)

-Мы сегодня только первый урок учимся распознавать однокоренные слова, на следующих уроках мы обязательно еще раз повторим правила, и у нас всё получится.

Чтобы не делать ошибки, надо запомнить правило.

-Какой вывод сделаем? (Быть внимательнее)

VIII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Работа в группах. Слайд 11

- Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Но перед этим вспомним правила работы в группах. У вас на столах лежат изображения деревьев. У каждого дерева есть свой корень.  Вы должны  образовать однокоренные слова и записать их в рамках. Дети читают слова, которые они подобрали.

IX. Рефлексия. Слайд 12

- Мы с вами хорошо потрудились. Давайте подведем итоги.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

-С какими словами познакомились?

-Какие слова называются однокоренными?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием? 

X. Домашнее задание: упражнение 293, правило страница 43.

Отметки за урок.

Описание: C:\Users\Ирма\Downloads\tree-clipart-transparent-21-768x842.pngОписание: C:\Users\Ирма\Downloads\tree-clipart-transparent-21-768x842.pngОписание: C:\Users\Ирма\Downloads\tree-clipart-transparent-21-768x842.png

Описание: C:\Users\Ирма\Downloads\tree-clipart-transparent-21-768x842.pngОписание: C:\Users\Ирма\Downloads\tree-clipart-transparent-21-768x842.pngОписание: C:\Users\Ирма\Downloads\tree-clipart-transparent-21-768x842.pngОписание: C:\Users\Ирма\Downloads\tree-clipart-transparent-21-768x842.pngОписание: C:\Users\Ирма\Downloads\tree-clipart-transparent-21-768x842.png



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  русского языка

учителя начальных классов ГБОУ РФМЛИ

Отараевой И.И.

Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах»

Тип урока:  Открытие нового знания.

Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.

Задачи:        

•         совершенствовать умения выделять корень в слове;

•        развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

•        развивать умение   различать синонимы и родственные слова

•        развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;

•        формировать умения  работать индивидуально, в парах и группах;

Формируемые УУД:        

Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.

Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.

Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.        

Образовательные  ресурсы:  учебник «Русский язык. 2 класс» (автор Т.Рамзаева), карточки для парной и групповой работы,  компьютер, проектор, презентация к уроку

Организационная  структура  урока.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием различных технологий: иформационные, здоровьесберегающие, игровые, технология проблемного обучения.

Структура урока полностью соответствует типу заявленного урока. Основной целью урока являлось создание условий для успешного усвоения учащимися учебного материала по теме «Что такое однокоренные слова?», умения пользоваться терминами «корень», «однокоренные слова». 

        На этапе актуализации проведена работа, которая способствовала актуализации знаний, развитию монологической речи учащихся,  применён фронтальный метод работы со всем классом.

        На этапе постановки учебной задачи для создания проблемной ситуации учащимся было предложено практическое задание, основанное на связи данной темы урока с ранее изученным материалом. Обсуждение обеспечило закрепление правила, что  однокоренные слова имеют общую (одинаковую) часть и общее значение. Учащимися сделан вывод, что корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково, чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.        

Практическое выполнение заданий по определению однокоренных – родственных слов  на этапе первичного закрепления проводилось в групповой форме. Показателем усвоения учащимися новых знаний и умений была правильность  их ответов, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы. Проверка правильности выполнения заданий учениками и учителем является развитием сотрудничества в коллективе.

        Использование психофизической физкультминутки способствовало снятию напряжения у учащихся и улучшению коммуникации.         

На этапе применения новых знаний вырабатывались умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические задачи. Ученики  вновь пришли к выводу, что в однокоренных словах есть общая одинаковая часть – корень, в которой заключен смысл, корень в однокоренных словах пишется одинаково. 
         В ходе урока ученики с желанием выполняли все задания, эмоционально реагировали на успех, стремились получить положительную оценку со стороны педагога. С поставленными задачами учащиеся справились.

        Темп урока соответствовал возможностям учеников, эмоциональный настрой был положительный.

        Цель, поставленная к уроку, была достигнута. Все этапы урока подчинены единой цели, логически выстроены и соответствовали методике изучения нового материала по русскому языку. Содержание урока соответствовало цели и задачам, что способствовало активной деятельности учащихся во время всего урока.

Осуществляемый  на  всех  этапах  урока  контроль  и  рефлексия  показали,  что  цели  урока достигнуты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока 2 класс тема :"Цырк"

Конспект открытого урока во 2 классе по английскому языку...

Окружающий мир. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Конспект открытого урока. 2 класс.

Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока "Солнце - ближайшая к Земле звезда"....

Конспект открытого урока 2 класс. Тема: Имя прилагательное.

Урок открытие новых знаний, построен в соответствии с современными требованиями. Целью является исследовательская работа: ученики сами определяют план выполнения заданий на уроке, сами приходят к выво...

План-конспект открытого урока 1 класс.

План-конспект открытого урока 1 класс....

План конспект открытого урока 4 класс

План конспект открытого урока 4 класс...

Конспект открытого урока (3 класс) - Моя семья

Моя семья (конспект открытого урока)3 классSpotlight 3...

Конспект открытого урока (2 класс) - Алфавит, животные, цвета

Конспект открытого урока (2 класс) - Алфавит, животные, цветаУМК "Звездный английский"...