Технологическая карта по русскому языку на тему: Роль глаголов в языке".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода, используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества (работа в парах).

Цель урока: актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке.

Парная форма работы способствует активному взаимодействию обучающихся друг с другом и учителем. Урок, организованный в рамках системнодеятельностного подхода эффективно формирует УУД учащихся. Дети проявляют самостоятельность, инициативу, развивают личностные качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_otkrytyy_urok.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата: 9.03.2023

Учитель: Бабаева А.З.

Класс: 4 Б

Предмет: Русский язык

Тема: Глагол. Роль глаголов в языке.

Цель урока: актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;

- развивать умения употреблять глаголы в речи;

- повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

- воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;

- развивать личностные    качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Методы обучения: элементы ИКТ, технологии сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, критического мышления (кластер); словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий часть 2, карточки с заданиями для работы парами, презентация,  интерактивная доска.

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности

1

– Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

 Самоопределение к деятельности. 1.Целеполагание.

3

- Ребята, прослушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нём говорится.

Стихотворение А. Югова:

Интересная часть речи,

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит -

Всё расскажет нам …(глагол).

- Какая тема урока?

—  Сформулируйте задачи урока.

- Знакомы мы с этой частью речи?

- В течение урока мы должны с вами выяснить, нужен ли глагол в нашей речи?

- Открываем тетради, записываем число

Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Познавательные:

анализировать, синтезировать, подводить под понятие.

Каллиграфическая минутка

3

Разминка: Записать слова,

-поставьте в словах ударения:

Брала, звонит, поняла, взяла

- К какой части речи относятся данные слова?

Демонстрация слов на доске

Выполнение задания  в тетради

Познавательные:

анализировать, синтезировать, подводить под понятие.

Актуализация знаний.

5

Работа со словарем.

- Ребята, а что означает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? Верно, давайте обратимся к словарям.

Информация о значении глагола.

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)

Из словаря Владимира Ивановича Даля:

Глагол - 1. Слово, речь, выражение.

2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.

- Много значений у слова глагол. Но из какого словаря  значение слова «глагол» нам необходимо сейчас?

На доске слова.

По, солнышко, ясному, лучистое, небу, весело

-Используя слова, составьте предложение.

-Легко ли было составлять предложение? Почему?

-Слова какой части речи не хватает в этом предложении?

-Подберите глагол, подходящий по смыслу.

По ясному небу весело плывет лучистое солнышко.

-Что такое глагол?

- Как определить глагол в предложении?

- Что он обозначает?

- На какие вопросы он отвечает?

- Подчеркните в предложении грамматическую основу.

- Каким членом предложения является глагол?

Помощь в поиске слов в словаре

Наводящими вопросами помогает выстроить цепочку рассуждений.

Рассказывают краткую информацию о глаголах

Составляют из слов предложение.

Отвечают на вопросы.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном), структурировать знания.

Коммуникативные:

строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные:

выделять необходимую информацию из разных источников, анализировать, синтезировать, подводить под понятие.

Работа по теме урока.

1.Работа с карточками (работа в парах)

7

- Перед вами лежат карточки.

Карточка № 1

Прочитайте. На какие группы можно разделить данные глаголы?

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет.

 

Карточка №2

Прочитайте. На какие группы можно разделить данные глаголы? Сделайте вывод.

 Пришла,  смотрит,  нарисует идет, смотрел, посмотрит, рисует, подойдет, рисовал.

Карточка №3.

- Прочитайте пословицы.

- Какие ошибки допущены?

- Исправьте их, объясните значения пословиц.

Кто неработает, тот неест.

Слово не воробей, вылетит – непоймаешь.

- Какой вывод вы можете сделать?

Объясняет  задания

Выполняют задания и делают выводы

Регулятивные:

планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, структурировать знаний;

Познавательные:

анализировать, синтезировать, подводить под понятие.

Личностные:

применять правила сотрудничества, развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

Физминутка

3

Учитель называет слова, дети показывают движения (если слово глагол – присесть, нет -стоять)

Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, повредил, крокодил, флажок, дружок, рисовал, читал, играл, осёл, укол.

Выполняют движения, слушая внимательно.

Познавательные:

анализировать,

классифицировать объекты.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

Работа по учебнику.

7

-Ребята, а сейчас выполним задание в учебнике, упр. 140.

- Прочитайте задание.

-Вставь каждый глагол в тематическую группу.

Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.

 

 Самостоятельная работа

1.Движение: бежать, идти, ехать, лететь

2.Речь: спросить, рассказывать, говорить.

3.Звуки: мяукать, жужжать.

4. Труд: работать, строить, рисовать.

5.Мысли: думать , размышлять

6.Проявление чувств: радоваться , грустить.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Что могут означать глаголы?

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп.

Организует фронтальную проверку

Выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку.

Регулятивные:

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности, корректировать.

Познавательные:

развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее

 Закрепление

8

- Ребята, я предлагаю вернуться к вопросу и  обсудить: «Можем ли мы обойтись без глагола в речи?»

- Перед вами отрывок рассказа, прочитайте его.

Константин Ушинский

Наше Отечество

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Родиной мы ……  её потому, что в ней мы …… . В ней …. родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она …. нас своим хлебом, ….. своими водами, ….. своему языку, как мать она ….. и ….. нас от всяких врагов.

- Что вы можете сказать о тексте?

- Понятен ли этот текст?

-Чего в нем не хватает?

- Дополните текст глаголами так, чтобы он стал понятен. (Работа в парах)

- Проверка на слайде .

Ребята, так можем ли мы обойтись без глагола в нашей речи?

- Сделайте вывод.

Составляют текст с помощью опорных слов.

Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его, обосновывают правильность выбора необходимых слов.

Регулятивные:

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности, корректировать .

Познавательные:

синтезировать, строить логической цепочки рассуждений

Коммуникативные:

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Личностные:

развивать основы гражданской идентичности.

Итог урока

1

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Расскажите при помощи глаголов, чем вы занимались на уроке?

- Но впереди нам еще предстоит узнать еще кое-что о глаголе. Об этом мы поговорим на следующих уроках и научимся делать морфологический разбор глагола как части речи.

Подводит итог урока

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные:

 структурировать знания.

Регулятивные: осознать качество и уровень усвоения

Домашнее задание

1

 Упражнение. 142, стр. 70

Творческое задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

Записывают домашнее задание

Рефлексия

1

Ребята, у вас на столах лежат смайлики.

Оцените свою работу на уроке:

Зеленый – на уроке все было понятно.

Желтый – были трудности

Красный – ничего не было понятно.

Учащиеся оценивают себя на уроке.

Регулятивные:

объективно оценивать личные результаты работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Роль глагола в устном народном творчестве"

Урок для 4 класса  с использованием информационных технологий....

Технологическая карта урока по ФГОС во 2 классе по английскому языку на тему "Животные" к учебнику Биболетовой М. З.

Технологическая карта урока по ФГОС во 2 классе по английскому языку на тему "Животные" к учебнику Биболетовой М. З. Файл содержит презентацию....

технологическая карта по русскому языу 4 класс Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»

Технологическая карта по русскому языу. 4 класс . Тема "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице" УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...

Технологическая карта урока русского (2 класс). Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предлоге, как о служебной части речи.Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать предлоги среди других слов и в пре...