Технологическая карта по русскому языку на тему: Роль глаголов в языке".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода, используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества (работа в парах).
Цель урока: актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке.
Парная форма работы способствует активному взаимодействию обучающихся друг с другом и учителем. Урок, организованный в рамках системнодеятельностного подхода эффективно формирует УУД учащихся. Дети проявляют самостоятельность, инициативу, развивают личностные качества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_otkrytyy_urok.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 9.03.2023
Учитель: Бабаева А.З.
Класс: 4 Б
Предмет: Русский язык
Тема: Глагол. Роль глаголов в языке.
Цель урока: актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;
- развивать умения употреблять глаголы в речи;
- повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
- воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.
- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;
- развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы обучения: элементы ИКТ, технологии сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, критического мышления (кластер); словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий часть 2, карточки с заданиями для работы парами, презентация, интерактивная доска.
Этапы урока | Время | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности | 1 | – Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. |
Самоопределение к деятельности. 1.Целеполагание. | 3 | - Ребята, прослушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нём говорится. Стихотворение А. Югова: Интересная часть речи, В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает, или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит - Всё расскажет нам …(глагол). - Какая тема урока? — Сформулируйте задачи урока. - Знакомы мы с этой частью речи? - В течение урока мы должны с вами выяснить, нужен ли глагол в нашей речи? - Открываем тетради, записываем число | Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи. | Формулируют тему урока, ставят учебную задачу | Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. Познавательные: анализировать, синтезировать, подводить под понятие. |
Каллиграфическая минутка | 3 | Разминка: Записать слова, -поставьте в словах ударения: Брала, звонит, поняла, взяла - К какой части речи относятся данные слова? | Демонстрация слов на доске | Выполнение задания в тетради | Познавательные: анализировать, синтезировать, подводить под понятие. |
Актуализация знаний. | 5 | Работа со словарем. - Ребята, а что означает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? Верно, давайте обратимся к словарям. Информация о значении глагола. Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.) Из словаря Владимира Ивановича Даля: Глагол - 1. Слово, речь, выражение. 2. Словесная речь человека, разумный говор, язык. - Много значений у слова глагол. Но из какого словаря значение слова «глагол» нам необходимо сейчас? На доске слова. По, солнышко, ясному, лучистое, небу, весело -Используя слова, составьте предложение. -Легко ли было составлять предложение? Почему? -Слова какой части речи не хватает в этом предложении? -Подберите глагол, подходящий по смыслу. По ясному небу весело плывет лучистое солнышко. -Что такое глагол? - Как определить глагол в предложении? - Что он обозначает? - На какие вопросы он отвечает? - Подчеркните в предложении грамматическую основу. - Каким членом предложения является глагол? | Помощь в поиске слов в словаре Наводящими вопросами помогает выстроить цепочку рассуждений. | Рассказывают краткую информацию о глаголах Составляют из слов предложение. Отвечают на вопросы. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном), структурировать знания. Коммуникативные: строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. Познавательные: выделять необходимую информацию из разных источников, анализировать, синтезировать, подводить под понятие. |
Работа по теме урока. 1.Работа с карточками (работа в парах) | 7 | - Перед вами лежат карточки. Карточка № 1 Прочитайте. На какие группы можно разделить данные глаголы? Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет.
Карточка №2 Прочитайте. На какие группы можно разделить данные глаголы? Сделайте вывод. Пришла, смотрит, нарисует идет, смотрел, посмотрит, рисует, подойдет, рисовал. Карточка №3. - Прочитайте пословицы. - Какие ошибки допущены? - Исправьте их, объясните значения пословиц. Кто неработает, тот неест. Слово не воробей, вылетит – непоймаешь. - Какой вывод вы можете сделать? | Объясняет задания | Выполняют задания и делают выводы | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, структурировать знаний; Познавательные: анализировать, синтезировать, подводить под понятие. Личностные: применять правила сотрудничества, развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
Физминутка | 3 | Учитель называет слова, дети показывают движения (если слово глагол – присесть, нет -стоять) Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, повредил, крокодил, флажок, дружок, рисовал, читал, играл, осёл, укол. | Выполняют движения, слушая внимательно. | Познавательные: анализировать, классифицировать объекты. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. | |
Работа по учебнику. | 7 | -Ребята, а сейчас выполним задание в учебнике, упр. 140. - Прочитайте задание. -Вставь каждый глагол в тематическую группу. Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.
Самостоятельная работа 1.Движение: бежать, идти, ехать, лететь 2.Речь: спросить, рассказывать, говорить. 3.Звуки: мяукать, жужжать. 4. Труд: работать, строить, рисовать. 5.Мысли: думать , размышлять 6.Проявление чувств: радоваться , грустить. - Какой вывод мы можем сделать? - Что могут означать глаголы? | Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп. Организует фронтальную проверку | Выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку. | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности, корректировать. Познавательные: развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее |
Закрепление | 8 | - Ребята, я предлагаю вернуться к вопросу и обсудить: «Можем ли мы обойтись без глагола в речи?» - Перед вами отрывок рассказа, прочитайте его. Константин Ушинский Наше Отечество Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Родиной мы …… её потому, что в ней мы …… . В ней …. родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она …. нас своим хлебом, ….. своими водами, ….. своему языку, как мать она ….. и ….. нас от всяких врагов. - Что вы можете сказать о тексте? - Понятен ли этот текст? -Чего в нем не хватает? - Дополните текст глаголами так, чтобы он стал понятен. (Работа в парах) - Проверка на слайде . Ребята, так можем ли мы обойтись без глагола в нашей речи? - Сделайте вывод. | Составляют текст с помощью опорных слов. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его, обосновывают правильность выбора необходимых слов. | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности, корректировать . Познавательные: синтезировать, строить логической цепочки рассуждений Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Личностные: развивать основы гражданской идентичности. | |
Итог урока | 1 | - Что мы повторили сегодня на уроке? - Расскажите при помощи глаголов, чем вы занимались на уроке? - Но впереди нам еще предстоит узнать еще кое-что о глаголе. Об этом мы поговорим на следующих уроках и научимся делать морфологический разбор глагола как части речи. | Подводит итог урока | Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: структурировать знания. Регулятивные: осознать качество и уровень усвоения | |
Домашнее задание | 1 | Упражнение. 142, стр. 70 Творческое задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, | Записывают домашнее задание | |
Рефлексия | 1 | Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке: Зеленый – на уроке все было понятно. Желтый – были трудности Красный – ничего не было понятно. | Учащиеся оценивают себя на уроке. | Регулятивные: объективно оценивать личные результаты работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Роль глагола в устном народном творчестве"
Урок для 4 класса с использованием информационных технологий....
Технологическая карта урока по ФГОС во 2 классе по английскому языку на тему "Животные" к учебнику Биболетовой М. З.
Технологическая карта урока по ФГОС во 2 классе по английскому языку на тему "Животные" к учебнику Биболетовой М. З. Файл содержит презентацию....
технологическая карта по русскому языу 4 класс Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»
Технологическая карта по русскому языу. 4 класс . Тема "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице" УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»...
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Роль глаголов в предложении" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.
Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...
Технологическая карта урока русского (2 класс). Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предлоге, как о служебной части речи.Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать предлоги среди других слов и в пре...