Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Озиш Алена Юрьевна

формировать у учащихся знания о словах, отвечающих на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»; учить находить в тек­сте эти слова, составлять предложения с такими словами; разви­вать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание; воспитывать самостоятельность, целеустремленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_4_chto_delat_chto_sdelat.doc34 КБ
Office presentation icon 4_urok.chto_delat.ppt.pps631.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 4, 5. Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

Задачи: формировать у учащихся знания о словах, отвечающих на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»; учить находить в тексте эти слова, составлять предложения с такими словами; развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание; воспитывать самостоятельность, целеустремленность.

Обучение УУД: умение проверять свою деятельность по образцу; классифицировать слова по их значению; находить основу предложения; следовать инструкции при выполнении задания; работать самостоятельно; добиваться поставленной цели.

Пропедевтика: глаголы, их роль в речи.

Ход урока 4

I.        Включение в учебную деятельность

  • Каким словам мы уделили большое внимание на предыдущем уроке?
  • Что могут обозначать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» или «Что?»? Приведите примеры.

II.        Чистописание

(Орфографическая работа.)

  • Запишите в рабочей тетради по одной строчке букв Ь, Ъ сочетаний ВЬЯ, БЬЯ.
  • Запишите предложения.

Лесник объяснил, что это за узоры на снегу. Это виднелись лисьи, заячьи, волчьи следы.

—        Какие слова отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?»?

HI. Постановка целей и определение темы урока

  • Что говорится о леснике?
  • Поставьте вопрос к слову «объяснил».
  • Что обозначает слово «объяснил?» (Действие предмета.)
  • Что говорится о следах?
  • Поставьте вопрос.
  • Как вы думаете, с какими словами мы будем сегодня работать? (С теми, которые обозначают действие предмета.)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

  • Проанализируйте предложение и запишите его в тетрадь. Льется песня громкая про наш любимый край.
  • Найдите и подчеркните основу предложения.
  • Выделите и объясните орфограммы.

-- Подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

—        Выпишите основу предложений из стихотворения Е. Каргановой.

(Стихотворение записано на доске.)

Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась. Чтобы бабочка резвилась

 И была на ягодах роса!

  • Какие это предложения по интонации?
  • Эти предложения распространенные или нераспространенные?
  • Сколько нераспространенных повествовательных предложений мы записали? (Мы хотим. Птицы пели. Леса шумели. Небеса были. Речка серебрилась. Бабочка резвилась. Роса была.)
  • Устно распространите эти предложения.
  • Какой текст получился интереснее — тот, что мы записали, или тот, который составили устно?
  • От слов, отвечающих на вопрос «Что?», образуйте слова, обозначающие действие предмета.

—        Разделите их на слоги, поставьте ударение.

работа - ... (работать) мороз — ... (морозить) завод — ... (заводить) город — ... (городить)

—        Припишите слово с противоположным значением.

стоять — ... (бежать) молчать — ... (кричать) любить — ... (ненавидеть) сеять - ... (убирать)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

—        Отгадайте загадки. К словам-отгадкам допишите слово, обозначающее действие предмета.

  1. Что за хрупкое стекло

Вдруг на лужицу легло?

 Солнце в полдень припекло —

Где же в лужице стекло? (Лед.)

  1. День ушел, и ночь пришла,

        В небе выплыла... (луна.)

  1. По дорожкам — прыг да скок —

 Скачет ледяной горох.

Принесло его с дождем.

Мы его совсем не ждем. (Град.)

4.        Спрятал речку и лужок.
Мне не виден и лесок.

Кто посмел играть со мной,

Все окутал пеленой? (Туман.)

VII. Подведение итогов урока

  • Мы работали со словами, которые отвечают на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?». С какими словами они дружат? (Со словами, отвечающими на вопросы «Кто?» и «Что?».)
  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • А кто не очень доволен? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

Слайд 2

Спишите предложения Лесник объяснил, что это за узоры на снегу. Это виднелись лисьи, заячьи, волчьи следы. Кто? Лесник Что? Узоры, следы

Слайд 3

Льется песня громкая про наш любимый край.

Слайд 4

Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась. Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса!

Слайд 5

Что делать? работа - ... мороз — ... завод — ... город — ... работать морозить заводить городить

Слайд 6

Назови слово с противоположным значением стоять — молчать — любить — сеять - бежать кричать ненавидеть убирать

Слайд 7

Отгадки Лёд Луна Град Туман

Слайд 8

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?

Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...