Методическая разработка урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

Проект урока русского языка

Учитель

Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

2

УМК

«Школа России» 

Тема урока

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель урока

Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Задачи

  1. Образовательные:  познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные» существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных; формировать умение ставить вопросы к именам существительным;
  2. Развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
  3. Воспитательные: воспитывать умение общаться со сверстниками, мотивацию к учению.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

освоение  понятия  «одушевлённые  и  неодушевлённые  имена существительные»;  освоение  алгоритма  определения одушевлённых  и  неодушевлённых имен существительных.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Познавательные УУД:

формулировать правило на основе выделенных существенных признаков предметов; делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные УУД:

Слушать и слышать собеседника, вести диалог; строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Сформировать положительное отношение к изучению русского языка;

осознание собственных достижений при освоении учебной темы; умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат.

Программное содержание

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация
  3. Постановка учебной проблемы
  4. «Открытие» учащимися нового знания
  5. Первичное закрепление
  6. Самостоятельная работа
  7. Итог урока. Рефлексия.

Тип урока

Изучение нового материала.

Технология

Технология проблемного обучения

Оборудование урока

  1. Канакина В. П. Русский язык, 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – М.: Просвещение,2020.
  2. Раздаточный материал для работы в паре, в группе.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!  У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, подарите своё хорошее настроение гостям.

- А теперь посмотрите на меня.

- Ребята, вам тепло?                        

- В классе светло?                        

- Прозвенел уже звонок?          

- Уже закончился урок?            

- Только начался урок?            

- Хотите учиться?                        

- Хотите успеха добиться?        

- Значит можно всем садиться.

Проверка готовности к уроку, настрой на урок.

2.  Актуализация знаний

- Начнем урок со знакомства с новыми словарными словами.

(Прием симультанного чтения заключается в том, что сначала учащимся предъявляются карточки со словарными словами, которые они должны молча прочитать и запомнить (сфотографировать). Размер карточки — пол-листа формата А4, время предъявления каждой карточки — 5 секунд, количество слов — от 4 до 10. После предъявления слов предлагаются учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться «сфотографированные» слова (каждое слово должно повторяться в тексте 2–3 раза). Дети, услышав «сфотографированное» слово, должны подать сигнал — хлопнуть в ладоши или слегка ударить по парте — «проявить» пленку. Следующий этап работы — «печать фотографий». Те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, записывают в тетрадь.)

Когда все дети заканчивают писать, вывешиваются карточки со словами на доске, каждый ребенок проверяет результат.

Опорное слово  –  морозный день

Словарные слова – мороз, метель, дорога, облако,  снегирь, одежда, платок.

Небо затянуло облаками. Разыгралась метель. Снег крупными хлопьями повалил на дорогу, дома, деревья.   В такую метель Варя спешила  домой. На ней была теплая одежда и пуховый платок, подаренный мамой.  Вдруг она увидела на дороге снегиря. Варя взяла птичку в руки и укутала в платок. Снегирь быстро согрелся.  Вскоре метель закончилась, небо очистилось от облаков, зимнее морозное  солнышко ярко освещало всё вокруг. Девочка посадила снегиря на ветку  и пожелала не мерзнуть в эти морозные дни.

Работа со словарными словами.

3. Постановка учебной проблемы

(подводящий к теме диалог)

- Прочитаем еще раз  словарные слова.

- Что объединяет эти слова?

- Что мы знаем об имени существительном?

- Как вы считаете, какое слово «лишнее»? Почему?

- Как называются существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Какие имена существительные назовём одушевлёнными?)

- Как называются существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Какие имена существительные назовём неодушевлёнными?)

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую  цель  поставите перед собой?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Определение темы урока, формулирование цели урока.  ( Учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные)

4. «Открытие» учащимися нового знания

-  На партах у вас  лежат карточки со словами.  Распределите их в две группы: врач, дети, корабль,  паук, волк, ромашка,  вьюга, диван.

- Прочитайте слова первого столбика.  По какому признаку вы их объединили?  (Отвечают на вопрос кто?)

-  Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).

-  Прочитайте слова второго столбика.  По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)

-  Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).

- Сделайте вывод: какие слова называются одушевленными, какие – неодушевленными?

- Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике. Откройте учебник на стр. 48,50.

- Совпадает ли наш вывод с правилом, которое вы прочитали в учебнике?  Молодцы!

- Какие слова называются одушевленными, какие – неодушевленными?  

- Ребята, ученика попросили  задать вопрос к слову шарик. Он затрудняется. Помогите ему.

- Почему у него не получается?

- Слово шарик многозначное. Как нам понять «о ком» или « о чем» идет речь?

- Таких многозначных слов много. Составьте словосочетания с этими словами (киви, бабочка, гусеница.)

Составьте предложения так, чтобы ваше слово было и одушевленным, и неодушевленным (собачка, лисички, мышка).

- Прочитайте предложения.

-  Что нужно сделать, чтобы определить одушевленность и неодушевленность предмета?

Работа в парах.  

Делают вывод, сравнивают с правилами в учебнике.

(Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными. Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.)

Высказывают свои предположения.

Гусеницы на листе, гусеницы трактора

Лисички в корзинке, лисички в норе

Длинный клюв у киви, зеленый цвет у киви.

Составляют алгоритм:

  1. Найти имя существительное
  2. Определить, что оно обозначает.
  3. Если обозначает живое существо,  задать вопрос КТО?
  4. Если обозначает  неживое существо,  задать вопрос ЧТО?
  5. Сделать вывод.

Физминутка

Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы хлопаете в ладоши.  Если  я  произнесу  неодушевлённое  имя  существительное,  то  вы топаете ногами. Мартышка, бабочка, камень, акула, солнце, жёлтый, сестра, одуванчик, лететь, книга, ученик.

5. Первичное закрепление

- Выполним упр. 86 стр. 51  из учебника.

- Какие слова вы бы добавили  в каждую  группу?

Коллективное выполнение задания и коллективная проверка.

6. Самостоятельная работа

 - Вспомните, что такое диалог. Вставьте вместо точек слова кто или что.  Работаем самостоятельно.  

  1.  -  … это?

 - Мой младший брат.

2)  -  … это?

     -   Моя домашняя работа.

3)  -  … это?

      -  Мои любимые книги.

4) - … это?

    - Артисты цирка.

 - Проверим.  Спишите любой диалог.

Выполнение задания самостоятельно.

Самопроверка

7. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята мысленно вернемся к началу урока. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой.

- Достигли цели?

- Что нового о существительном  узнали на уроке?

- Какие слова называются одушевленными, какие – неодушевленными?  Что нужно сделать, чтобы определить одушевленность и неодушевленность предмета?

- Подчеркни фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.

Лист самооценки

Подчеркни фразы, характеризующие работу на уроке,  по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


- Спасибо за урок. Урок окончен.

Ответы на вопросы, оценивание  своих знаний, работы на уроке.

 


Используемая литература:

  1. Канакина В. П. Русский язык, 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – М.: Просвещение,2020.
  2. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2021.
  3. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Презентацию подготовила учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка Кислицина Анна Васильевна

Слайд 2

Шарик

Слайд 3

Киви

Слайд 4

Бабочка

Слайд 5

Гусеница

Слайд 6

Лисички

Слайд 7

Лисички Собачка Мышка

Слайд 8

1 ) - … это? - Мой младший брат. 2) - … это? - Моя домашняя работа. 3) - … это? - Мои любимые книги. 4) - … это? - Артисты цирка.

Слайд 9

1 ) - Кто это? - Мой младший брат. 2) - Что это? - Моя домашняя работа. 3) - Что это ? - Моя любимая книга. 4) - Кто это? - Артист цирка.

Слайд 10

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2020/09/kartinki-lisichki-1.jpg https://cdn.freelance.ru/download/688307/kiwi1.jpg https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2020/08/kartinki-kivi-48.jpg https://mobimg.b-cdn.net/v3/fetch/a9/a9ecfad51e38a1d85ce90fed2a452a43.jpeg https://krasivosti.pro/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631368006_12-krasivosti-pro-p-krasnaya-gusenitsa-nasekomie-krasivo-foto-13.jpg https://tsm-co.ru/800/600/https/avtodor45.ru/img/blog/big/1/1204.jpeg https:// img2.cgtrader.com/items/1003917/5996c27784/round-balloons-02-3d-model-obj-mtl-mdl.jpg https:// ptoday.ru/wp-content/uploads/2020/01/maxresdefault-7.jpg https:// img3.goodfon.ru/original/800x480/7/c0/cvetok-babochka-krylya.jpg https:// img1.goodfon.ru/original/1024x768/8/f4/pes-sobaka-ushki-morda-nos.jpg https:// st17.stblizko.ru/images/product/212/728/434_original.jpg https:// krasivosti.pro/uploads/posts/2021-07/1626279739_22-krasivosti-pro-p-belaya-mishka-grizuni-krasivo-foto-23.jpg https:// cdn1.ozone.ru/multimedia/1014329654.jpg Используемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Кому и в чем подчиняются имена существительные?" 4 класс

Методическая разработка (презентация, технологическая карта урока) урока русского языка "Кому и в чем подчиняются имена существительные?" 4 класс.Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык, ...

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"

В данной разработке использованы игровые и личностно ориентированные технологии...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Одушевленные имена существительные".

Методическая разработка урока русского языка по теме "Одушевленные имена существительные". Урок составлен по программе "Школа России" для учащихся 2 класса....

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя существительное" 2 класс

Методическая разработка по русскому языку 2 класс. Тема "Имя существительное" УМК "Перспектива"...