Неделя русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Сценарий и материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_nedeli.docx | 21.04 КБ |
ozhivi_bukvu.doc | 176.5 КБ |
kalligraf.doc | 170 КБ |
zapominayka-ka.ppt | 10 КБ |
master_slova_multiplikatsiya.doc | 11 КБ |
naydi_slova.ppt | 85 КБ |
poznavatelnaya.ppt | 1.67 МБ |
soberi_slova.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий недели русского языка в начальной школе
Цель: повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка
Задачи:
- повысить образовательный уровень учащихся;
- развить самостоятельность учащихся;
- развить творческие способности учащихся;
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята!
Мы собрались здесь для Открытия НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА».
-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
- В прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться
к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
На этой неделе вы покажите все свои знания в области русского языка.
- Первые классы поучаствуют в конкурсе рисунков «Оживи букву» и в конкурсе «Лучший каллиграф»
- Для вторых классов будет проведен КВН по русскому языку
- 2, 3 и 4 классы посоревнуются в игре по станциям и в олимпиаде
- А также будут выбираться лучшие тетради по русскому языку
- А в пятницу мы встретимся здесь еще раз для награждения победителей.
А сейчас давайте проведем разминку и отгадаем загадке о нашем языке.
Загадки
Всему название дано:
И зверю, и предмету
Веще кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас –
Мы назовем …. (словами).
На снежном склоне
Черные кони.
Стоят в ряд –
С нами говорят (буквы)
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей! (слоги)
Русской речи государь
По прозванию …. (словарь)
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)
А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно... (орфограммы)
Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —... (безударная)
С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Названье... («вопросительные»)
Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто...
По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю... (точку)
Молодцы!
Спасибо вам за внимание! Всем участникам желаю удачи и побед! Сейчас мы расходимся по своим классам.
Олимпиады
2 класс.
1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.
2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:
ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ
____________________________________________________
3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:
СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________
ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = _________________
СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________
4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:
ДАЧА - ______________, ПОРТ - ______________,
РИС - ________________, КЛАД - ______________.
5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:
ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ.
3 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2. Подчеркни мягкие согласные в словах:
БУКВАРЬ, КРЮЧКИ, ЛЮСТРА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ГОРЬКИЙ.
3. Раздели слова для переноса:
Птичьи - ___________________________________________,
льют - _____________________________________________,
большая - __________________________________________,
удивительный - _____________________________________,
аккуратный - _______________________________________ .
4. Поставь слова во множественное число:
Воробей - ___________________________________________
Кол - _______________________________________________
Ручей - _____________________________________________
Крыло - ____________________________________________
Муравей - __________________________________________
5. Подчеркни только однокоренные слова:
ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.
ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.
6. Разбери слова по составу:
ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.
7. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова:
Шубка - ____________________________________________
Грустный - _________________________________________
Носовой - __________________________________________
Дождинка - _________________________________________
Редкий - ____________________________________________
8. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении:
Утопают лесные опушки в розовой пене.
9.Подчеркни главные члены в предложении:
Мутными ручьями побежала вода к реке.
10. Определи количество букв и звуков в каждом слове:
Корабль - __________________________________________
Подъезд - __________________________________________
Янтарь - ____________________________________________
4 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2.Подчеркни слова, в которых буква Я обозначает два звука:
МЯЧ ОБЪЯВЛЕНИЕ МАЯК РЕБЯТА ЯГОДА
3. В какое слово надо вставить непроизносимый согласный?
ЧУДЕС__НЫЙ КАПУС__НЫЙ БЛЕС___НУТЬ
4. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам:
Молодой - __________________________________________
Счастье - ___________________________________________
Вверх - _____________________________________________
Плохой - ___________________________________________
Дневной - __________________________________________
5. Запиши цепочку из 8 словарных слов так, чтобы первая буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова.
________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
6. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, СЛЕСАРЬ, ЛЕСНИЧЕСТВО.
7. Подчеркни слова, в которых 6 звуков:
ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЯБЛОНЯ, РЯБИНА.
8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов:
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ____________________________
С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ - _________________________________
ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ - __________________
ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - _______________________
РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - _______________________
9. Нужна ли запятая в предложении? Если нужно, вставь недостающие знаки препинания:
В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут.
10. Отгадай, что это?
Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ______________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Арбуз, берёза, пальто, ребята, посуда, деревня, девочка, одежда, завод, молоко, тетрадь, учитель, язык, стакан, сорока, машина, мебель, корова, коньки, лопата, лисица, тарелка, собака, заяц, платок, воробей, сахар, сапоги, ручка, блокнот, одеяло, окно, доска, облака, космос, картина.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З В У К М Я Е З А У Р О К Л Ы Л С К Ф Т О Ч К А Л А Б С Л О Г О В У В И К П А Р Т А О Т В А Д О С К А
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нос к носу 10 20 30 10 20 30 Начала и концы 20 30 10 20 30 10 А вы читали? 30 10 20 30 10 20 Алфавит 10 20 30 10 20 30 Что бы это значило? 20 30 10 20 30 10
Его воротят, когда что-либо не нравится. Его вешают (вместе с головой), если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние. Его задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. О чём идёт речь? ОТВЕТ Нос к носу – 10
О носе. Фразеологизмы : воротить нос, повесить нос, задрать нос ИГРА 10
Нос к носу – 20 Их можно стиснуть и показывать. Их можно иметь и точить. Говорят, что до них можно вооружиться. Они могут не попадать друг на друга. О чём идёт речь? ОТВЕТ
20 ИГРА О зубах. Фразеологизмы : стиснуть зубы, показывать зубы, иметь зуб, точить зуб, вооружиться до зубов, зуб на зуб не попадает.
Нос к носу – 30 Говорят, что в нём каша. Иногда в нём не бывает маковой росинки. В нём часто полно хлопот. Его разевают, в него набирают воду. О чём идёт речь? ОТВЕТ
30 ИГРА Это рот. Фразеологизмы : каша во рту, маковой росинки во рту не было, хлопот полон рот, рот разинул, в рот воды набрал.
Его просят не распускать. О нём говорят, что он слишком длинный и его нужно укоротить. Он бывает хорошо подвешен. Говорят, что им часто попусту чешут. О чём идёт речь? ОТВЕТ Нос к носу – 10
О языке. Фразеологизмы: распускать язык, длинный язык, укоротить язык, язык хорошо подвешен, попусту чесать языком. ИГРА 10
ОТВЕТ Нос к носу – 20 Она бывает садовая. По ней бьют обухом. На неё падает снег. Её дают на отсечение. Она пухнет и кружится от успеха. Её теряют и ломают. О чём идёт речь?
ИГРА 20 О голове. Фразеологизмы: голова садовая, как обухом по голове, как снег на голову, голову дать на отсечение, голова пухнет, голова кружится от успеха, потерять голову, ломать голову.
ОТВЕТ Нос к носу – 30 Их советуют держать востро и не развешивать. Они вянут. Их режут громкий звук и грубые слова. До них можно покраснеть и быть в долгах. О чём идёт речь?
30 ИГРА Об ушах. Фразеологизмы: держи ухо востро, развесить уши, уши вянут, уши режет, покраснел до ушей, по уши в долгах.
Продолжите фразеологизм. Вертится, как … ОТВЕТ Начала и концы – 20
… белка в колесе. 20 ИГРА
ОТВЕТ Начала и концы – 30 Продолжите фразеологизм. Варить кашу из …
30 ИГРА … топора.
Начала и концы – 10 Продолжите фразеологизм Положить зубы на … ОТВЕТ
10 ИГРА … полку.
ОТВЕТ Начала и концы – 20 Продолжите фразеологизм. Не мечите бисер перед …
20 ИГРА … свиньями.
ОТВЕТ Начала и концы – 30 Продолжите фразеологизм. И на старуху …
30 ИГРА … бывает проруха.
ОТВЕТ Начала и концы – 10 Продолжите фразеологизм. У него всё на лбу …
10 ИГРА … написано.
Откуда произошло выражение панический страх ? Что оно обозначает? ОТВЕТ А вы читали? – 30
Когда родился бог природы Пан , покровитель лесов и всего того, что в них обитает, мать ужаснулась и бросила ребёнка: он был рогатым, с копытами, с расплющенным носом и козлиной бородой. Пан явился на Олимп, был добрым, весёлым божеством, изобрёл флейту. Пан засыпал – спала природы, был слышен шум, свист, хохот – люди испытывали панический страх , поднималась паника . Испытать панический страх - сильно испугаться. ИГРА 30
ОТВЕТ А вы читали? – 10 Когда говорят: «А воз и ныне там» ? Кто автор этого фразеологизма?
10 Так говорят, года дело стоит на месте, не происходит положительных сдвигов. Автор этого фразеологизма – И.А. Крылов . ИГРА
ОТВЕТ А вы читали? – 20 В каком случае говорят о демьяновой ухе ? Кто автор этого фразеологизма?
20 ИГРА Так говорят о человеке, который навязывает себя и свои услуги. Автор этого фразеологизма – И.А. Крылов .
А вы читали? – 30 В каком случае говорят «А король-то голый!» ? Кто автор этого фразеологизма? ОТВЕТ
Автор фразеологизма и автор сказки «Новое платье короля» - Ганс Христиан Андерсен . Два шарлатана сшили королю платье, которое якобы могли видеть только умные люди. Плуты вручили глупому королю «пустоту» вместо платья. Но король и его придворные притворились, что видят платье, ведь их назвали бы глупцами. Король гулял нагишом, а все подлизы восхищались его новой одеждой. Но один мальчишка, увидев короля, засмеялся и крикнул толпе: « А король-то голый! » Выражение употребляется, когда кто-то выдает за правду то, чего нет на самом деле, быть может из страха или от зависти. 30 ИГРА
ОТВЕТ А вы читали? – 10 В каком случае говорят о пальме первенства ? Откуда появился фразеологизм?
Пальма первенства - почти то же самое, что и лавровый венок. На Олимпийских играх и других состязаниях греки увенчивали победителей лаврами и вручали им пальмовые ветви. 10 ИГРА
ОТВЕТ А вы читали? – 20 В каком случае говорят о пирровой победе ? Откуда появился фразеологизм?
Это победа, за которую заплачена слишком большая цена . Царь одной из греческих областей Пирр вёл войну. После одной из битв, выигранной с большими потерями, он воскликнул: «Ещё одна такая победа – и я останусь без войска!» 20 ИГРА
Когда говорят от аза до ижицы ? Что означает этот фразеологизм? ОТВЕТ Алфавит – 10
Это выражение означает от начала до конца . Аз и ижица - первая и последняя буквы прежней русской азбуки. 10 ИГРА
ОТВЕТ Алфавит – 20 Когда говорят прописать ижицу ? Что означает этот фразеологизм?
Ижица - название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу - проучить, наказать , проще - выпороть . 20 ИГРА
О чём просят, когда говорят: « Расставьте столы покоем »? ОТВЕТ Алфавит – 30
Просят расставить столы буквой П . Ведь в старой азбуке буква П так и называлась – ПОКОЙ . 30 ИГРА
ОТВЕТ Алфавит – 10 Что значит фразеологизм азы науки ?
10 ИГРА Аз – первая буква алфавита, стоящая в самом начале. Азы науки – основы науки, начальные знания.
ОТВЕТ Алфавит – 20 Что значит фразеологизм стоять фертом ?
ФЕРТ – это старое название буквы Ф. Стоять фертом – стоять, уперев руки в бока. 20 ИГРА
Что значит фразеологизм брюшко оником ? ОТВЕТ Алфавит – 30
30 ИГРА Он (ОНИК) – это старое название буквы О. Брюшко оником – круглый, выпирающий живот.
Что означает фразеологизм дело табак ? Как появился этот фразеологизм? ОТВЕТ Что бы это значило? – 20
Употребляется в значении очень плохо, безнадёжно . История возникновения этого выражения такова: волжские бурлаки, переходя брод, глубокие заливы или небольшие притоки Волги, подвязывали свои кисеты с табаком к шее, и если табак намокал, бурлаки считали переход невозможным, а своё положение в таких случаях - очень плохим, безнадежным. 20 ИГРА
Что бы это значило? – 30 Что означает фразеологизм тянуть канитель ? Как появился этот фразеологизм? ОТВЕТ
Это выражение означает: 1) заниматься чем-либо однообразным, нудным; 2) медлить, затягивать какое-либо дело . Фразеологизм появился в среде золотых дел мастеров. Канитель - металлическая нить. Мастера вытягивали её из раскалённой проволоки. Вытягивать металлическую нить и вышивать ею было очень трудно. Это была кропотливая работа. Она требовала много времени. 30 ИГРА
Что бы это значило? – 10 Что означает фразеологизм кричать во всю Ивановскую ? Как появился этот фразеологизм? ОТВЕТ
Это значит кричать очень громко . Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки - оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. 10 ИГРА
ОТВЕТ Что бы это значило? – 20 Что означает фразеологизм бить баклуши ? Как появился этот фразеологизм?
Бить баклуши – означает бездельничать . В старину из дерева делали посуду. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку-баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось бить баклуши. Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - баклушечниками возникло выражение бить баклуши , то есть заниматься пустяковым, несерьёзным делом . 20 ИГРА
Что бы это значило? – 30 Что означают фразеологизмы уйти с носом, остаться с носом ? Как появился этот фразеологизм? ОТВЕТ
Это значит уйти ни с чем, остаться ни с чем . В старину на Руси без взятки не удавалось добиться никакого решения ни в судах, ни в учреждениях. То, что приносили с собой просители, называлось « приносом », « носом ». Если «нос» принимался, можно было надеяться на благоприятный исход дела. Если отказывались, огорчённый проситель уходил со своим носом. Не оставалось никакой надежды на успех . 30 ИГРА
ОТВЕТ Что бы это значило? – 10 Что означает фразеологизм играть первую скрипку ? Как появился этот фразеологизм?
Этот фразеологизм означает быть руководящим, самым влиятельным лицом при исполнении какого-либо дела . Выражение возникло из речи музыкантов. Ведущую роль в оркестре играла первая скрипка. 10 ИГРА
Использованные ресурсы Слайд 1. Рисунок «Отставной козы барабанщик» http://svb.ucoz.ru/publ/k/otstavnoj_kozy_barabanshhik/14-1-0-35 Слайд 1. Рисунок «Коломенская верста» http://svb.ucoz.ru/load/istoricheskie_frazeologizmy/kolomenskaja_versta/9-1-0-26 Слайды 1, 42. Рисунок «Прописать ижицу» http://svb.ucoz.ru/publ/p/propisat_izhicu/15-1-0-12 Слайд 26. Рисунок «На лбу написано» http://www.sostav.ru/articles/rus/2006/11.01/news/images/2head0106.jpg Слайд 34. Рисунок Ирины Казаковой к сказке Г.Андерсена «Новое платье короля» (сканирован из книги) Слайд 61. Рисунок «Скрипка» http://www.junior.ru/students/semakina/skripochka.gif Слайды 16, 59, 62 http://idioms.chat.ru/ Слайды 6, 10, 12, 20, 30, 40, 46, 50. Коллекция анимаций и иллюстраций Амурского информационно-методического центра. Сайт «Фразеолог ический калейдоскоп» http://svb.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения недели русского языка в начальной школе.
Предметная неделя по русскому языку и литературному чтению является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. П...
Неделя русского языка в начальной школе
Целью является прививать любовь к родному языку; закреплять знания и умения, полученные на уроках...
Предметная неделя русского языка в начальной школе
Отчёт об организации и проведении школьной предметной недели русского языка ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2- 4...
Разработка проведения "Недели русского языка" в начальной школе
Разработка проведения "Недели русского языка" в начальной школе Цель:воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, т...
Отчет о НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2012-2013 уч.год.
Отчет о НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2012-2013 уч.год. План проведения, итоги....
Открытие недели русского языка в начальной школе
Театрализованное представление....
Предметная неделя русского языка в начальной школе.
Предметная неделя русского языка в начальной школе Цели: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету; повысить общую языковую культуру; углубить и ра...