Статья по теме"Развитие логического мышления на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку
Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.
В разные возрастные периоды развития ребенка ведущее значение приобретает один из психических процессов. Ведущей познавательной функцией у детей младшего дошкольного возраста является восприятие. В дошкольном возрасте основное значение имеет развитие памяти. В младшем школьном возрасте ведущую позицию занимает дальнейшее развитие мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_na_sait_razvitie_logicheskogo_myshleniya_moya.docx | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хамаева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
ГБОУ «Республиканский центр образования»
Развитие логического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.
В разные возрастные периоды развития ребенка ведущее значение приобретает один из психических процессов. Ведущей познавательной функцией у детей младшего дошкольного возраста является восприятие. В дошкольном возрасте основное значение имеет развитие памяти. В младшем школьном возрасте ведущую позицию занимает дальнейшее развитие мышления.
За последние несколько десятилетий в образовании произошли существенные перемены. Традиционный подход, который был направлен на формирование у учащихся знаний, умений и навыков, уступил место системно-деятельностному подходу. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у учащихся совокупности универсальных учебных действий (УУД). Система развития УУД призвана сформировать у учеников ведущую образовательную компетенцию – умение учиться. Основы этого умения закладываются в период начального обучения ребёнка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В блоке познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов, один из создателей концепции УУД, выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Сформированные логические действия определяют характер логического мышления.
К логическим универсальным действиям относятся:
- анализ – логический прием, состоящий в том, что изучаемый объект расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется в отдельности;
- синтез – логический прием, который заключается в составлении целого из частей;
- сравнение – сопоставление объектов с целью найти сходство или различие между ними;
- абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения;
- обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации;
- конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. Навыки и приемы логического мышления у учащихся начальных классов в первую очередь формирует математика в силу своей внутренней логической структуры. Но условия успешного формирования и развития логического мышления могут быть созданы в процессе изучения всех предметов начальной школы. В частности, русского языка и литературного чтения.
Начиная с 1 класса, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.
- Упражнение для 1класса, проводимое в рамках темы «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?».
«Прочитайте слова в столбиках. Соедините между собой подходящие по смыслу пары слов:
посуда диван
мебель тарелка
птица сорока
В первую строку запишите слова, отвечающие на вопрос кто? Во вторую строку запишите слова, отвечающие на вопрос что?»
- Часто в 1 классе использую игры. Например, игра «Звук заблудился».
- Мама с бочками пошла.
По дороге вдоль села. (д)
- Сели в ложку и – айда!
По реке туда – сюда. (д)
- На полянке весной
зуб молодой. (д)
- На болоте нет дорог,
Я по кошкам скок да скок! (ч)
- Наевшись, рыбы до отвала,
На море гайка отдыхала. (ч)
- На уроках, и не только в 1 классе, использую загадки, т.к. они расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Формируют интеллектуальные компоненты способностей к творчеству. В свою систему работы включаю разные типы загадок. Приведу примеры:
Загадки, в которых дается описание предметов или их признаков.
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(Арбуз-парная согласная в корне слова.)
Ребята проводят анализ, выделяя признаки предмета (вкус, цвет), и синтез, объединяя эти признаки в целое.
Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам найти целостный образ).
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
- Во время словарно-орфографической работы во 2 классе возможно предложить детям следующее задание.
«Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом, которое вы составите сами из слов: посадка, ромашка, шапочка. Вам нужно соединить первые слоги этих слов».
Ответ: словарное слово пороша.
- Это упражнение очень полезно для развития логического мышления ребенка. Оно может быть использовано в 4 классе.
«Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э».
Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.
Вид соревнования в беге.
Широко распространившаяся болезнь.
Команда корабля, самолета, танка.
Вывоз людей, имущества в безопасное место.
Человек, который любит себя больше других.
Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления.
Справочное пособие по всем видам знаний.
Ответы: этикетка, эстафета, эпидемия, экипаж, эвакуация, эгоист, экскурсия, энциклопедия.
- Упражнение, которое можно использовать в 3 классе по теме «Собственные имена существительные».
«Посмотрите внимательно на таблицу. Чтобы прочитать записанные в ней слова, нужно правильно переставить буквы. Расшифруйте слова в таблице и, логично рассуждая, исключите «лишнее» слово».
Т Ы Р И Ш | Г А В Л О | Е И С Е Й Н | Ц Е Л П И К |
Ответ: «лишнее» слово Липецк. Липецк – название города, все остальные – названия рек.
- Тема урока литературного чтения обычно состоит из двух частей: фамилии, имени и отчества автора нового произведения и его названия. Для определения этих двух составляющих темы урока использую специальные приёмы, которые позволяют формулировать тему урока самими учащимися.
А) Ученикам предлагаются две таблицы: одна с буквами, входящими в состав названия произведения, другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв.
А | Н | Е | Р |
Ь | Я | З | К |
З | О | И | А |
Е | Б | О | Л |
Учащимся предлагается соединить буквы по схеме и прочитать название произведения.
Ответ: название произведения «Зеркало и обезьяна».
Б) Буквы, входящие в состав фамилии автора, пишутся вразброс, под ними ставится фигура на определённом этапе построения (например, звёздочка). Учащимся необходимо мысленно расположить изображения фигуры по порядку от начального до конечного этапа и прочитать получившуюся фамилию.
О И М Р Ц
Ответ: фамилия автора Мориц.
Эти приёмы способствуют формированию абстрактного, аналитико – синтетического мышления, развивает сообразительность, языковую догадку.
В) Учащимся предлагается цепочка фамилий, составленная по какому - либо признаку. Признак определяют сами дети. Учитель предлагает: «Восстановите фамилию автора, ориентируясь на выведенный признак и количество букв».
Квитко, Осеева, Аким, Маршак, Куприн, , Волков.
Ответ: Признак, по которому составлен ряд: конечная буква фамилии является начальной буквой следующей фамилии. В искомой фамилии 8 букв. Это - Некрасов.
Г) Учитель предлагает определить название нового произведения, решив логическую задачу:
«В названии нового произведения три слова: рак, лебедь, щука.
Первое по счёту слово обозначает название птицы, второе не является названием рыбы.
Определите правильную последовательность слов, и вы узнаете название произведения».
Ответ: произведение называется «Лебедь, рак и щука».
Эти приёмы позволяют формировать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации, обобщения. Наряду с этим у учащихся развиваются различные виды внимания, памяти, речевые способности, закрепляются и углубляются знания литературоведческого характера.
Опыт показывает, что систематическое использование рассмотренного типа упражнений оказывает положительное влияние на развитие умственных способностей младших школьников, в том числе их логического мышления. Таким образом, повышается качество обучения, а сам процесс становится увлекательным.
Приложение.
- Задания на развитие умения сравнивать.
Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание, включает в себя следующие операции:
- Выделение признаков предмета.
- Расчленение выделенных признаков на существенные и несущественные.
- Выделение признаков, являющихся основанием сравнения.
- Нахождение сходных и различных признаков объектов, т. е. осуществление неполного сравнения.
- Формулировка вывода из проведенного сравнения.
Показывая предмет (кубик, мяч, карандаш, яблоко, линейку, и т. д.), я предлагала назвать признаки (свойства) предмета. Дети называли 2-3 признака, а дальше испытывали затруднение. Тогда я предлагала сравнить данный предмет (кубик) с группой других предметов (яблоко, вата, стекло, гиря). При сравнении с яблоком ребята заметили, что яблоко по форме круглое, а наш кубик имеет углы; при сравнении с ватой заметили, что кубик твердый, а вата мягкая и т. д. Мы находили все новые и новые свойства( признаки) кубика. По аналогии проводили сравнение других предметов и находили все их признаки. Для закрепления данного навыка использовала игру «Узнай предмет». Она заключается в том, что вызванный ученик выходит к доске и поворачивается спиной к классу. Учитель показывает детям предмет. Учащиеся не называют предмет, а выделяют его основные свойства. Вызванный ученик должен узнать предмет. Или учитель перечисляет свойства предмета, а ученики называют предмет.
Когда ребята научились выделять свойства предметов при сравнении их с другими предметами, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов. Предлагала сравнить 2, а затем и 3 предмета (книга и тетрадь, карандаш, треугольник и линейка и т. д.). В процессе сравнения мы учились находить общие признаки и отличительные. Для дальнейшего развития этого приема проводила серию заданий
«Одинаковое, разное у двух», «Одинаковое, разное у трех», « Одинаковое, разное у четырех».
Задание: рассказать о форме, вкусе, цвете яблока, арбуза.
Задание: назвать время года по заданным признакам.
Дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые края. День становится короче. Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы)
Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
Игра (игроки, шахматы, теннис, правила наказания)
Больница (сад, врач, радио, больница, помещения)
Задание: назвать общие признаки предметов:
кошки – собаки,
яблоко – арбуз,
ель – сосна,
береза – осина.
Задание: назвать отличительные признаки предметов:
дерево – кустарник,
осень – весна,
рассказ – стихотворение,
сани – телега.
Задание: назвать общие признаки; назвать отличительные признаки.
вилка – ложка,
стол – стул,
окно – сукно – облако.
Задание: чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:
тапка – шапка Мишка – шишка
порох – шорох губа – шуба
Задание. Развитию умения сравнивать во многом способствуют метаграммы. В них слова различаются только одной буквой. В метаграмме зашифровано определённое слово, которое нужно отгадать. Затем указанную букву надо заменить другой и назвать другое слово. Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.
Например: С Б – я плачу,
С Р – играю,
С С – я пищу посыпаю.
(Ответ: боль – роль – соль)
Задание. Для развития умения сравнивать и для обогащения словарного запаса детей знакомим детей с родственными словами. Предлагая пары слов, интересуюсь, чем они похожи, что в них общего?
- Похожи ли пары слов? Попробуйте объяснить их родство.
Диктор – диктант
Перчатка – напёрсток
Пятница – пятёрка
Цирк - циркуль
Город - огород
2.Задания на развитие умения обобщать.
Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.
Задание: назвать группу слов общим словом:
январь февраль март июнь
стол диван кресло стул
Задание: продолжить начатое перечисление и назвать группу слов общим словом:
Стол, диван, …, …, …__________.
Волга, Кама, …, …, …___________.
Задание: Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".
- Задания на развитие умения устанавливать закономерности.
Задание: дан ряд букв. Отметь особенности составления ряда и запиши следующие буквы:
р; м; н; о; …;… .
4. Задания на развитие умения классифицировать.
Задание: даны слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.
- Разделите слова на две группы и дайте группам название.
Задание: даны слова: стол, чашка, стул, тарелка, шкаф, чайник, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.
Подчеркнуть названия мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами.
Задание: даны слова: мандарин, яблоко, картофель, сливы, апельсины.
Назови лишнее слово.
Задание: назвать фамилии одноклассников, которые начинаются с букв В и С.
Задание: разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.
1 слог 2 слога 3 слога
Задание: буквы Е; Е; Ж; З; И; К; Л; М; Н; О разделены на две группы: гласные и согласные. На какой строчке классификация проведена правильно?
1) Е, Е, И, К Ж, З, Л, М, Н, О
2) Е, Е, И, О Ж, З, К, Л, М, Н
3) Е, Е, Н, О Ж, З, И, К, Л, М, Н
4) И, Е, Е Ж, З, К, Л, М, Н, О.
- Задания на развитие умения определять отношения между предметами типа род-вид.
Задание: из перечня слов выбрать предметы посуды: чашка, стол, тарелка, куртка, тумбочка, шапка, шарф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
Задание: из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, кеды, карандаш, конструктор.
Задание: озаглавить колонки:
капуста малина яблоко
огурец смородина апельсин
лук клубника лимон
чеснок крыжовник груша
помидор земляника банан
редис
6.Анаграммы и логарифмы.
А) Анаграммы и логарифмы в стихах.
1. Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои-
И целый лес ты мною свалишь. (липа-пила)
2. Я-дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне -
И воду подавать я буду. (сосна-насос)
3. По дороге, по пути
Весело скачу,
А с конца меня прочти -
Нож я наточу. (оселок)
4. Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут -
Тигру я сродни. (ток-кот)
5. Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь -
В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)
6. Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной -
И найдёшь меня в буфете. (атлас-салат)
7. Взлетев, горю звездой в ночи,
Но угасаю очень рано,
А переменишь «е» на «и» -
И я кустом зелёным стану. (ракета-ракита)
8. Известное я блюдо,
Когда прибавишь «м»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (уха-муха)
9. Я крошу, снося с пути,
Всё, что мне разрушить надо.
А с конца меня прочти -
Я морским волнам награда. (лом-мол)
10. Задачу ты решишь свободно,
Я- небольшая часть лица,
Но если ты прочтёшь меня с конца,
Во мне увидеть можно, что угодно. (нос-сон)
11. Скрывается мой плод румяный
Тенистою листвою.
А буквы переставь -
Я окажусь рекою. (слива-Висла)
12. Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично,
Но вставь нам «л» - и зазвучим
Тогда довольно мелодично. (гуси-гусли)
Б) Составляем анаграммы.
Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое: лето-тело
Карп - маяк -
Атлас - шлюпка -
Шпала - лиса -
Карета - навес -
В) Найди первоначальные слова, если известно, что во всех из них были сделаны одинаковые перестановки.
1) лбко 2) раяи 3) упкс 4) еравшн 5)ркдети 6) ашнрри
(блок, ария, пуск, реванш, кредит, шарнир)
1) вцтеко 2) окамднри 3)лкбуинак
(цветок, командир, клубника)
- Упражнения для развития владения операциями анализа и синтеза.
Упражнение 1.
Задание: составить слова, отделив первые буквы от данных слов:
|
|
|
Плуг
|
|
|
Клад
|
|
|
Лось
Упражнение 2. “Занимательная лесенка”
Задание: составить слова по данной модели
А |
| |||||
А |
|
| ||||
А |
|
|
|
| ||
А |
|
|
|
|
| |
А |
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
Упражнение 3. “Змейка”
Задание: составить слова по данной модели.
В _ _ _ _
_ В _ _ _
_ _ В _ _
_ _ _ В _
_ _ _ _ В
_ _ _ В _
_ _ В _ _
_ В _ _ _
В _ _ _ _
Упражнение 4. “Зашифрованное слово”
Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:
1) автомобиль, тормоз (ав-тор)
2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)
3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)
4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)
5) баран, рана, ,банщик (ба-ра-бан)
Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:
1) соловей, (ло-то)
2) змея, рама (я-ма)
3) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)
4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)
5) поворот, пороша, канава (во-ро-на)
Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:
1) мебель, ружьё (бель-ё)
2) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)
3) лиса, бельмо, буклет (са-мо-лёт)
4) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт)
5) молоко, реле, берет (ко-ле-со)
6) смола,cлеза, берет (ла-за-рет)
Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:
1) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)
2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)
3) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)
4) косари, заморозки, лётчик (са-мо-лёт)
5) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)
6) карта, паутина, налёт (кар-ти-на)
7) вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)
Выбор учителем заданий может быть любым, но должен зависить от целей и дальнейшего хода урока.
Упражнение 5. “Слова”
Задание: написать в скобках слово, чтобы оно стало окончанием первого слова и началом второго. В слове столько букв, сколько точек в скобках.
Го ( … ) ник (род)
Обы (…..) ка (чай)
Ме (…….) олад (шок)
Прик(…..) ья (лад)
Апо(……) б (стол)
Ам(…….) ан (бар)
Беге(……)ор (мот)
Свир(…..)ник (ель)
Пе(…….)ол (сок)
Упражнение 6. Слово по закономерности.
Складывать слово нужно по закономерности. Слово в скобках получено из слов по краям. Разгадав 1-ю закономерность, вы найдете слово из второй пары.
Гриб ( бирка ) актив
Мрак ( ……. ) атом (это слово «карта», т.к. из первого взяли 4,3, 2, буквы, а из второго 2, 1)
Таких закономерностей можно составить много:
багор (роса) тесак
гараж (…..) табак ( пропущенное слово «жаба»)
книга (аист) салат
порог (…..) омлет (грот)
пирог ( поле) слеза
рынок (……) осада (роса)
парус (сажа) саржа
анонс (……) огрех (снег)
воск (соха) фрахт
скот (……) фронт (окно)
стопа (соль) плеть
пауза (……) степь (путь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках русского языка
информационный материал к уроку русского языка...
Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах
Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...
Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.
Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....
Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.
В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления младших школьников; - сос...
Развитие логического мышления на уроках русского языка
Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности пр...
Развитие логического мышления на уроках русского языка
Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают п...
Развитие логического мышления на уроках русского языка
Развитие логического мышления на уроках русского языка....