Развитие логического мышления на уроках русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности происходит становление его личности и реализация ее потенциальных возможностей. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие логического мышления

 на уроках русского языка

Учитель начальных классов: Гореликова А. Ю.

ГБОУ лицей № 486         

         Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности происходит становление его личности и реализация ее потенциальных возможностей. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения.

         Для педагога на первый план выдвигается задача: оставаясь

координатором учебного процесса, добиваться повышения его эффективности за счет раскрытия и реализации потенциала личности каждого члена коллектива учащихся. Л. С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно.

         М.В. Ломоносов о значении логики говорил, что для познания и правильного поведения необходим природный рассудок, подкрепленный «логикою, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам» (Ломоносов М.В., с.126). Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что логика должна стоять в преддверии всех наук и научить ребенка логически мыслить – первая задача обучения в младших классах. Особый раздел «Детского мира» составляют его знаменитые «Первые уроки логики», которые являются педагогическим выводом из данной концепции К.Д. Ушинского. Другой наш выдающийся педагог, В.А. Сухомлинский, ярко, эмоционально рассказывает о своей «Школе радости», где проходят «уроки мышления» в лесу, у речки, в поле.

          Высказывания выдающихся русских ученых и педагогов показывают актуальную необходимость развития логической культуры мышления как составной части духовно-нравственного воспитания личности. Оно должно формироваться с раннего возраста, начиная с начальных классов.

          В учебной деятельности исключительную роль играют такие

качества ученика, как способность к абстрагированию и

самостоятельному, последовательному, аналитическому

мышлению. Соответственно ядром выступает логическое

мышление школьника, способствующее понятийному осмыслению

окружающего мира.

         Следовательно, способ организации работы обучаемого

предполагает такое содержание учебного процесса (характер

изучаемого материала, тип заданий и т. д.), которое в первую

очередь стимулирует развитие указанных качеств. Параллельно и в

комплексе с ним успешно совершенствуются и прочие качества

интеллекта (речь, память, внимание и т. д.) Только с абстрактно-

обобщенным мышлением связан язык, который выступает                                                                                            

«средством осуществления человеческого мышления» ( В. З. Панфилов) .

        Проявляется логическое мышление в

процессе овладения знаниями о русском языке в следующих

умениях:

  • выделение главного, существенного в языковом явлении;
  • установление сходства и различия между языковыми

явлениями;

  • группировка, классификация языковыми явлениями по

определенному основанию;

  • формирование обобщающих выводов;
  • установление истинности или ложности тех или иных

утверждений.

       Деятельность бывает продуктивной и репродуктивной.

Указанное деление является, в некоторой степени, формальным,

так как и продуктивная и репродуктивная деятельности связаны

между собой. Однако, в зависимости от того, какой вид

деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние

на развитие детей.

Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик

получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает,

запоминает, затем воспроизводит. Цель – формирование ЗУНов,

развитие внимания, памяти. Такая деятельность не дает простора

для творчества, не способствует развитию мышления,

абстрагированию.

        Продуктивная деятельность связана с работой мышления и

находит свое выражение в таких мыслительных операциях как

анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение.

С методической точки зрения, огромное преимущество видов

языкового анализа  (звукобуквенного, словообразовательного,

морфологического, синтаксического, семантического) – в их

совокупности, что позволяет держать в активизированном

состоянии, весь объем языковых знаний и умений учащегося,

постоянно воспроизводить и выверять их. В этом смысле языковой

анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и

тренинга, но и подготовке новой темы. В ходе анализа ученик

обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость

разобраться в этом новом.

           Этот путь наиболее сложный, т. к. в точности повторяет звено

постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако

именно таким образом формируется творческая способность

учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и

формулированию проблемы. Проблемная ситуация возникает там,

где наличие знаний недостаточно и надо их либо переосмыслить,

либо включить в другую систему знаний, которая требует их

нахождения, а затем применения в нестандартных условиях.

Решая проблемную ситуацию, человек либо находит новое,

перекомбинируя хорошо ему известное, либо пытается отыскать

неизвестное в известном, т. е. свести неизвестное к уже усвоенному

ранее и тем самым решить проблему. Поэтому создание

проблемной ситуации и ее решение непосредственно связывается с

функцией творческого мышления.

           Высокая степень осознанности действий и активности детей во

время изучения нового материала обеспечивается за счет

ознакомления их с новыми лингвистическими категориями как

понятиями. Эта работа осуществляется с помощью широкого

использования на данном этапе урока частично-поискового

метода. Учащиеся не получают новых знаний в готовом виде. В

процессе совместной с учителем деятельности, организованной в

виде поиска-рассуждения, они прослеживают путь формирования

того или иного понятия, находят его существенные признаки,

самостоятельно формулируют вывод.

          Аналогичным образом школьники знакомятся с новыми

орфографическими и другими правилами.

          Обычно в поиске-рассуждении выделяются три основные части:

  1. исходный учебный материал, который служит отправной

точкой для начала рассуждения; его готовит учитель;

  1. беседа-рассуждение, состоящая из вопросов учителя и

ответов учащихся, в процессе которых дети по частям

формулируют новое понятие или правило;

  1. вывод, формулируемый школьниками.

 Все три части тесно связаны между собой. Логически

взаимообусловлены и составляют неразрывное целое.

       Во время закрепления изученного используются комплексные

интеллектуально-речевые упражнения. Их можно разделить на две

группы: комплексные и комплексно-логические. В первую группу

входят упражнения, которые нацелены на параллельное,

одновременное развитие целого ряда качеств интеллекта

обучаемого. Вторую группу составляют упражнения, которые,

стимулируя развитие различных интеллектуальных качеств

школьника, вместе с тем основной акцент делают на формирование

у него логического мышления.

Упражнения обеих групп составляются на основе

лингвистического материала, соответствующего изучаемой теме.

Модель выполнения упражнения.

  1. Ознакомление учащихся с заданием к упражнению,

подготовленным и сформулированным учителем (или

учащимися).

  1. Поиск учащимися способа выполнения данного

задания.

  1. Проверка выполнения упражнения с обязательным

обоснованием учащимися полученных результатов и способов

их достижения в виде самостоятельного рассуждения или

умозаключения.

Ценность такого типа упражнений состоит в том, что учащиеся овладевают языковым материалом в процессе активной

речемыслительной деятельности. Это в свою очередь

интенсифицирует работу таких важнейших для обучения

психологических качеств, как внимание, память, мышление, и

непосредственно влияет на результат обучения русскому языку.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логики на уроках русского языка

Развитие словесно-логического мышления, абстрактно-логического мышления, развитие внимания к слову, анаграммы, ребусы....

Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности....

Развитие воображения на уроках русского языка

В статье предлагаются разнообразные методы развития воображения учащихся на уроках русского языка (игры , задания в таблицах, сочинение стихов)...

Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе.

Аналитический отчёт за межаттестационный период. Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе....

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."

Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие речи на уроках русского языка.

Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших  школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные  прежде всего с развитием детского речевого твор...