Развитие логического мышления на уроках русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности происходит становление его личности и реализация ее потенциальных возможностей. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие логического мышления на уроках русского языка | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления
на уроках русского языка
Учитель начальных классов: Гореликова А. Ю.
ГБОУ лицей № 486
Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности происходит становление его личности и реализация ее потенциальных возможностей. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения.
Для педагога на первый план выдвигается задача: оставаясь
координатором учебного процесса, добиваться повышения его эффективности за счет раскрытия и реализации потенциала личности каждого члена коллектива учащихся. Л. С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно.
М.В. Ломоносов о значении логики говорил, что для познания и правильного поведения необходим природный рассудок, подкрепленный «логикою, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам» (Ломоносов М.В., с.126). Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что логика должна стоять в преддверии всех наук и научить ребенка логически мыслить – первая задача обучения в младших классах. Особый раздел «Детского мира» составляют его знаменитые «Первые уроки логики», которые являются педагогическим выводом из данной концепции К.Д. Ушинского. Другой наш выдающийся педагог, В.А. Сухомлинский, ярко, эмоционально рассказывает о своей «Школе радости», где проходят «уроки мышления» в лесу, у речки, в поле.
Высказывания выдающихся русских ученых и педагогов показывают актуальную необходимость развития логической культуры мышления как составной части духовно-нравственного воспитания личности. Оно должно формироваться с раннего возраста, начиная с начальных классов.
В учебной деятельности исключительную роль играют такие
качества ученика, как способность к абстрагированию и
самостоятельному, последовательному, аналитическому
мышлению. Соответственно ядром выступает логическое
мышление школьника, способствующее понятийному осмыслению
окружающего мира.
Следовательно, способ организации работы обучаемого
предполагает такое содержание учебного процесса (характер
изучаемого материала, тип заданий и т. д.), которое в первую
очередь стимулирует развитие указанных качеств. Параллельно и в
комплексе с ним успешно совершенствуются и прочие качества
интеллекта (речь, память, внимание и т. д.) Только с абстрактно-
обобщенным мышлением связан язык, который выступает
«средством осуществления человеческого мышления» ( В. З. Панфилов) .
Проявляется логическое мышление в
процессе овладения знаниями о русском языке в следующих
умениях:
- выделение главного, существенного в языковом явлении;
- установление сходства и различия между языковыми
явлениями;
- группировка, классификация языковыми явлениями по
определенному основанию;
- формирование обобщающих выводов;
- установление истинности или ложности тех или иных
утверждений.
Деятельность бывает продуктивной и репродуктивной.
Указанное деление является, в некоторой степени, формальным,
так как и продуктивная и репродуктивная деятельности связаны
между собой. Однако, в зависимости от того, какой вид
деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние
на развитие детей.
Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик
получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает,
запоминает, затем воспроизводит. Цель – формирование ЗУНов,
развитие внимания, памяти. Такая деятельность не дает простора
для творчества, не способствует развитию мышления,
абстрагированию.
Продуктивная деятельность связана с работой мышления и
находит свое выражение в таких мыслительных операциях как
анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение.
С методической точки зрения, огромное преимущество видов
языкового анализа (звукобуквенного, словообразовательного,
морфологического, синтаксического, семантического) – в их
совокупности, что позволяет держать в активизированном
состоянии, весь объем языковых знаний и умений учащегося,
постоянно воспроизводить и выверять их. В этом смысле языковой
анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и
тренинга, но и подготовке новой темы. В ходе анализа ученик
обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость
разобраться в этом новом.
Этот путь наиболее сложный, т. к. в точности повторяет звено
постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако
именно таким образом формируется творческая способность
учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и
формулированию проблемы. Проблемная ситуация возникает там,
где наличие знаний недостаточно и надо их либо переосмыслить,
либо включить в другую систему знаний, которая требует их
нахождения, а затем применения в нестандартных условиях.
Решая проблемную ситуацию, человек либо находит новое,
перекомбинируя хорошо ему известное, либо пытается отыскать
неизвестное в известном, т. е. свести неизвестное к уже усвоенному
ранее и тем самым решить проблему. Поэтому создание
проблемной ситуации и ее решение непосредственно связывается с
функцией творческого мышления.
Высокая степень осознанности действий и активности детей во
время изучения нового материала обеспечивается за счет
ознакомления их с новыми лингвистическими категориями как
понятиями. Эта работа осуществляется с помощью широкого
использования на данном этапе урока частично-поискового
метода. Учащиеся не получают новых знаний в готовом виде. В
процессе совместной с учителем деятельности, организованной в
виде поиска-рассуждения, они прослеживают путь формирования
того или иного понятия, находят его существенные признаки,
самостоятельно формулируют вывод.
Аналогичным образом школьники знакомятся с новыми
орфографическими и другими правилами.
Обычно в поиске-рассуждении выделяются три основные части:
- исходный учебный материал, который служит отправной
точкой для начала рассуждения; его готовит учитель;
- беседа-рассуждение, состоящая из вопросов учителя и
ответов учащихся, в процессе которых дети по частям
формулируют новое понятие или правило;
- вывод, формулируемый школьниками.
Все три части тесно связаны между собой. Логически
взаимообусловлены и составляют неразрывное целое.
Во время закрепления изученного используются комплексные
интеллектуально-речевые упражнения. Их можно разделить на две
группы: комплексные и комплексно-логические. В первую группу
входят упражнения, которые нацелены на параллельное,
одновременное развитие целого ряда качеств интеллекта
обучаемого. Вторую группу составляют упражнения, которые,
стимулируя развитие различных интеллектуальных качеств
школьника, вместе с тем основной акцент делают на формирование
у него логического мышления.
Упражнения обеих групп составляются на основе
лингвистического материала, соответствующего изучаемой теме.
Модель выполнения упражнения.
- Ознакомление учащихся с заданием к упражнению,
подготовленным и сформулированным учителем (или
учащимися).
- Поиск учащимися способа выполнения данного
задания.
- Проверка выполнения упражнения с обязательным
обоснованием учащимися полученных результатов и способов
их достижения в виде самостоятельного рассуждения или
умозаключения.
Ценность такого типа упражнений состоит в том, что учащиеся овладевают языковым материалом в процессе активной
речемыслительной деятельности. Это в свою очередь
интенсифицирует работу таких важнейших для обучения
психологических качеств, как внимание, память, мышление, и
непосредственно влияет на результат обучения русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логики на уроках русского языка
Развитие словесно-логического мышления, абстрактно-логического мышления, развитие внимания к слову, анаграммы, ребусы....
Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка
Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности....
Развитие воображения на уроках русского языка
В статье предлагаются разнообразные методы развития воображения учащихся на уроках русского языка (игры , задания в таблицах, сочинение стихов)...
Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе.
Аналитический отчёт за межаттестационный период. Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе....
Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."
Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....
Развитие речи на уроках русского языка.
Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные прежде всего с развитием детского речевого твор...
Деятельностный подход к развитию речи на уроках русского языка
Развитие речи в УМК "Гармония"...