Рабочая программа "Секреты русского языка"
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс)
Внеурочная деятельность с одарёнными детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №41»
Петропавловск - Камчатского городского округа
Рассмотрено на заседании учителей начальных классов МБОУ «Средняя школа №41» _______________ /Зуева Е.Б../ «___» ________________ 2021 г. | Согласовано Зам. директора по УВР МБОУ «Средняя школа№41» ________/Зуева Е.Б../ «____»_______________2021 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Средняя школа №41» ___________/ Адволодкина И.М../ «____»________________ 2021 г.
|
Программа
«Секреты русского языка»
(с одарёнными детьми)
Тип программы: образовательная
Программа рассчитана на 2 года
Руководитель:учитель Iкатегории
Козликина Н.Н.
Пояснительная записка
1. Актуальность
Данная программа создана для активизации работы с одарёнными детьми. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения. Выбор создания программы по курсу обусловлен желанием повысить уровень сформированности ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых являются коммуникативно – речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.
2. Концепция программы
Концепция программы основывается на углублённое изучение русского языка, повышает уровень речевого и языкового развития детей, способствует общеинтеллектуальному развитию ребёнка.
Цели программы— активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;
- формировать эффективную речевую деятельность;
- формировать умение самостоятельной работы с текстами;
- формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;
Развивающие:
- раскрыть творческие способности детей;
- стимулировать интеллектуальное развитие детей;
- активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку.
Содержание программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Средняя школа №41» для обучающихся 3-4 классов.
Программа «Секреты русского языка» относится к познавательно - интеллектуальному направлению, рассчитана на 2 года занятий (3 – 4 кл.), объемом в 68 часов, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Класс | Кол-во часов | Теоретические | Практические |
3 класс | 34 часа | 12 часов | 22 часа |
4 класс | 34 часа | 13 часов | 21час |
Используется материал повышенного уровня, а также — упражнения и задания познавательных, занимательных книг, литература по подготовке младших школьников к олимпиадам по русскому языку. В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты: системный, личностно - деятельностный, компетентностный.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Реализация курса «Секреты русского языка» повышает мотивации к обучению, способствует созданию успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, воспитания и обучения.
Формы учёта знаний, умений
Итоги будут подводиться в виде праздников, защиты научно – исследовательских работ на научно – практической конференции, участия в школьной олимпиаде по русскому языку.
Формы подведения итогов
3 класс | 4 класс |
Деловая игра «Друзья русского языка» Устный журнал «Хочу всё знать!» Ролевые игры « В гостях у частей речи» Конкурс чтецов КВН «Весёлая грамматика» Конкурс Знатоков , викторина Защита рефератов Проба пера (эссе) Стихотворные презентации Олимпиада по русскому языку | Игра – соревнование Составление кроссвордов, ребусов, шарад, игр, мегаграмм Мини – сочинения Устный журнал Конкурс чтецов Составление деформированного текста Олимпиада по русскому языку Викторина «Всё о правилах написания» Конкурс «Умники и умницы» Составление и разыгрывание диалога |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
(3 - 4 классы 68 ч.)
Тематика | Количество часов | Формы, виды занятий | ||
общее | теоретич. | практич. | ||
3 класс | ||||
1. Фонетика | 7 | 3 | 4 | |
1.1.Вводное занятие. «В гости к царю Алфавиту» | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра «Друзья русского языка» |
1.2. Звуки, буквы и слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | Входное тестирование. |
1.3.К тайнам звуков и букв. | 2 | 1 | 1 | Творческие игры и задания. |
1.4.Встреча с «йотком» | 2 | 1 | 1 | Устный журнал. |
Конкурс знатоков. | 1 | 1 | Игра. | |
2. Морфемика (словообразование) | 5 | 2 | 3 | |
2.1.В глубь веков на воздушном шаре. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами. |
2.2.К дедам, прадедам и пра, пра, пра- | 2 | 1 | 1 | Работа с текстами. |
2.3.К словам – родственникам. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами. |
2.4.Умнки и умницы. | 1 | 1 | Ролевая игра. | |
3. Морфология | 5 | 2 | 3 | |
3.1. К несметным богатствам Страны Словесов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра с «Иванушкой» |
3.2. В городке Существ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление схем |
3.3. В гостях у деда Глагола. | 1 | 0,5 | 0,5 | упражнения. |
3.4. Прилагательное . | 1 | 0,5 | 0,5 | Кроссворды, игры, ребусы. |
3.5. Знаешь ли ты части речи? | 1 | 1 | Защита рефератов. | |
4. Пунктуация. | 7 | 2,5 | 4,5 | |
4.1..Эмоции и интонации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Разработка плана мини – сочинения. |
4.2. «Казнить нельзя помиловать» | 2 | 1 | 1 | Игровой разбор фраз. |
4.3. Найди «меня» в тексте. | 2 | 1 | 1 | Игра: «Прятки». |
4.4. Литературная светёлка. | 2 | 1 | Конкурс чтецов. | |
4.5. Турнир любителей русского языка. | 1 | Игра «Что? Где? Когда?» | ||
5. Лексика | 5 | 1,5 | 3,5 | |
5.1. К словам разнообразным. | 1 | 0,5 | 0,5 | Кроссворд, лесенка слов. |
5.2. В театре двойников. | 1 | 0,5 | 0,5 | Кроссворд с синонимами и антонимами. |
5.3. Литературная светёлка. | 1 | 1 | Проба пера (эссе) | |
5.4. Эмоциональные языковые средства. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ троп. |
5.5. Что? Где? Когда? Языка. | 1 | 1 | Ролевая игра. | |
6. Орфоэпия. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
6.1. Ударение – молоточек. Нормы произношения. | 1 | 1 | Стихотворная страничка. | |
6.2. Что такое рифма? | 1 | 0,5 | 0,5 | Проба пера. |
6.3. Литературная гостиная. | 1 | 1 | Стихотворная страничка. | |
7. От слова к речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Образное изображение. |
8. Олимпиада по русскому языку. | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 часа | 12 | 22 | |
4 класс | ||||
1.Фонетика. | 5 | 2 | 3 | |
1.1. Вводное занятие. «В мире звуков» | 1 | 0,5 | 0,5 | Делова игра «От Аз до Буки». |
1.2. Угадай,чей голосок? | 2 | 1 | 1 | Игровые упражнения. Метаграммы. |
1.3. Хитрый лис-звук. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Найди звук», «Слова – перевёртыши». |
1.4. Играем с Л. Керроллом. | 1 | 1 | Игра – соревнование. | |
2. Язык и речь. | 1 | 0,5 | 0,5 | Образный рисунок. |
3.Морфемика (словообразование) | 7 | 3 | 4 | |
3.1. Истоки слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами |
3.2. Сундучок слов | 2 | 1 | 1 | Игровые упражнения. |
3.3. Встреча с тильдой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Дидактические игры. |
3.4. Умницы и умницы. | 3 | 1 | 2 | Цепочки слов, дидактические игры. |
4. Морфология. | 7 | 3 | 4 | |
4.1Наши корни? | 1 | 0,5 | 0,5 | Ролевая игра. |
4.2. Слова знаменательные и служебные. | 1 | 0,5 | 0,5 | Дидактические игры |
4.3. Где приставка, где предлог? | 2 | 1 | 1 | Упражнения, схемы строения слов, викторина «Что могут предлоги?» |
4.4. Слова-помощники глаголов и существительных. | 2 | 1 | 1 | Кроссворд, ребусы, шарады, игры. |
4.5. Знаешь ли ты части речи? | 1 | 1 | Игра – викторина. | |
5. Пунктуация | 6 | 1,5 | 4,5 | |
5.1. А есть ли здесь смысл? | 1 | 0,5 | 0,5 | Деформированный текст с вводными словами и междометиями. |
5.2. Литературная светёлка. | 1 | 1 | Проба пера (эссе) | |
5.3. Поиск дидактических игр в Интернете. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.4. Выразительные средства языка. | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини – сочинения. |
5.5. Турнир любителей русского языка. | 1 | 1 | Школьный тур олимпиады по русскому языку. | |
6. Лексика. | 4 | 1,5 | 2,5 | |
6.1. Крылатые слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровой разбор фраз. |
6.2. Литературная светёлка | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческое задание. |
6.3. Почему мы так говорим? | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами. |
6.4. Брейн – ринг. | 1 | 1 | Игра – активатор. | |
7. Орфоэпия. | 3 | 1,5 | 1,5 | |
7.1. Рифмуем вместе | 1 | 0,5 | 0,5 | Проба пера. |
7.2. Литературная светёлка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный журнал. |
7.3. Литературная светёлка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Конкурс чтецов. |
8. Олимпиада по русскому языку. | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 часа | 13 | 21 |
Список литературы для учителя.
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно - деятельностный подход. Учебное пособие, 2007.
2. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М., 2010.
3. Голубь В. Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. Практическое пособие для начальной школы.- М., 2012.
4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
5. Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.,2000.
7. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М., 1996.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 1984.
Приложение 1
Фамилия, имя ________________________________________________
Класс______________
- Подчеркни слова, которые от изменения ударения меняют свой смысл:
Атлас, свёкла, щавель, цемент, трусить, премировать, ирис.
- Образуй и запиши слова ,добавляя к слову звуки, характеристики которых приведены. Запиши ответы.
- РА + парный звонкий согласный + ударный гласный + парный глухой твердый согласный + безударный гласный = _____________________________________________
- РА + парный глухой твердый согласный = _____________________________________________
- Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
- Обсуждать надо часто – решать однажды.
______________________________________________________________
- Кто слишком спешит – позже справляется с делом.
____________________________________________________________________
- Трудно схватить двух угрей двумя руками.
____________________________________________________________________
- Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни правильные ответы.
Розы, нога, маки, яма. Дуб, сон, мел, мель.
А. Слова разделены по количеству букв.
Б.Слова разделены по количеству звуков.
В. Слова разделены по количеству слогов.
Г. Слова распределены по родам.
5. Ваня и Зина играли в «Слова» (наподобие игры в «Города», но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился:
автобус — суббота — атом — моток — ... — колос — соль.
Какое слово стояло на месте многоточия?
(А) кошелёк; (Б) колобок; (В) котелок; (Г) котёнок;
(Д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит.
6. Путём перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1. Охра + под =
2. Кит + рана =
3. Ров + поза =
7. В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.
Синий, голубенький, синева, синенький
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Прочитай басню Л.Н. Толстого «Муравей и голубка».
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Подчеркни высказывание, которое отражает главную мысль текста.
- Охотник расставил сеть на голубку.
- Если ты помогаешь другим, то и тебя выручат в трудную минуту.
- Волна захлестнула муравья.
- Голубка вспорхнула и улетела.
9. Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место обитания. Запиши загадку и отгадку.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
Держать ухо востро. | Работать не покладая рук. | |
Сидеть сложа руки. | Воды в рот набрать. | |
Лясы точить. | Душа в душу. | |
Как кошка с собакой. | Ворон считать. |
11. В какой последовательности нужно расставить предложения из сказки Г.Х.Андерсена « Стойкий оловянный солдатик», чтобы получился текст.
А. Она тоже была вырезана из картона.
Б. Должно быть, она была танцовщицей.
В. На его пороге стояла хозяйка.
Г. Лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец.
Д. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки.
а) Б ,А, Д, Г, В. в) Г, В, А, Д, Б.
б) Д, Б, А, В, Г. г) Д, А, Г, Б, В.
Ответы:
1.атлас, трусить, ирис- 3 балла, если нет ошибок; минус 1 балл за каждую ошибку.
2. Работа, рак – по 1 баллу за верный ответ.
3. Семь раз отмерь- один отрежь.
Поспешишь, людей насмешишь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
За каждое правильное предложение 1 балл.
4.Слова разделены по количеству звуков, слова разделены по количеству слогов. По одному баллу за каждый вариант. За каждый неверный признак минус 1 балл ( 0-1-2 балла).
5. котелок – 4 балла
6. За каждое слово 5 баллов Всего 15 баллов
Ответ: пароход, картина, паровоз.
7. За найденное слово 1 балл, за объяснение 1 балл Всего 4 балла
Ответ: голубенький лишнее, потому что не однокоренное,
Синева лишнее, потому что это имя существительное.
8. 2 вариант – 2 балла только за верный выбор ( 0 или 2 балла)
9. Описаны все заданные признаки ( внешний вид, повадки, место обитания) и соответствуют загаданной птице. Форма изложения соответствует загадке ( связная речь, предмет не назван).- 0 или 5 баллов.
10. Держать ухо востро – ворон считать
Сидеть сложа руки - Не покладая рук.
Лясы точить - Воды в рот набрать
Как кошка с собакой - Душа в душу.
По одному баллу.
11. Г, В, А, Д, Б. (в) - 2 балла или 0 баллов –др. варианты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Русский язык (1 кл ОС "Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса, таблицу требований к умениям уч -ся...
Рабочая программа Русский язык 1 класс
По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века
Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...