«Имя прилагательное. Правописание окончаний, суффиксов».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Правописание окончаний, суффиксов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_okonchaniy_imen_pril._4_kl.docx | 30.96 КБ |
pravopisanie_okonchaniy_imen_pril.pptx | 718.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 «Б» классе
Тема: «Имя прилагательное. Правописание окончаний, суффиксов».
Цель: научить видеть ошибкоопасные места в окончаниях и суффиксах прилагательных, уметь их проверять, развивать орфографическую зоркость.
Задачи:
- Расширять лексический запас слов, изученных на уроках, умение употреблять новые слова в речи;
- Развивать умение делать умозаключения по предложенным фактам;
- Развивать умение анализировать, сопоставлять единообразное написание частей прилагательных и умение предлагать свои собственные примеры, аналогичные данным;
- Развивать познавательный интерес к истории Дикого Запада, обогатить знания по этой тематике;
- Учить анализировать собственную работу, работу товарища;
- Учить работать в паре, развивать коммуникативные навыки общения.
Ход урока:
Орг. момент
По щелчку включается ковбойская тема (15-20сек.)
Слайд 1: (картинка с видом Д.З.)
У: Ребята, послушайте эту музыку, какие ассоциации она у вас вызывает?
У: Что вы себе представили, услышав эту мелодию?
Должна вам сообщить, что сегодня наш урок русского языка пройдет не в Луховицах, а на настоящем Диком Западе! А вы знаете, где эта территория находится?
Д: Это в Северной Америке. Это на Западе Евразии. Представили себе ковбоев на лошадях.
Актуализация знаний
У: Правильно. Основными покорителями этой территории считаются индейцы и ковбои.
Кто сможет найти в толковом словаре значение слова индейцы? Кто найдет значение слова ковбои?
Д: Инде́йцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.
Слайд 2: (Картинки индейцев и ковбоев)
Д: Ковбо́й (англ. cowboy, от cow — «корова» и boy — «парень») — название, употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота.
Слайд 3: Мы на ранчо
У: Сейчас мы попали на настоящее американское ранчо. Это так называют фермерское хозяйство. Бывают ранчо, на которых выращивают какую-то определенную культуру, например, кофе или кукурузу, а могут быть такие, где разводят скот, например, лошадей или овец.
Для вас задание такое: поставьте данные словосочетания в нужную форму, выделите окончания прилагательных.
У: Давайте проверим это задание:
Д: - о деревянном колесе;
- веселым ковбоем;
- огромного поля;
- богатым индейцам;
- американским фермером;
- Дикий Запад.
У: Выделим окончания прилагательных, вспомним, как их проверить.
Слайд 4: Мы на реке Миссисиппи.
У: А теперь мы у знаменитой американской реки Миссисипи. Индейцы жили на ее берегах с древности, они там охотились, разводили скот, добывали золото.
Для вас задание такое: Спишите текст, вставьте пропущенный буквы. Выделите окончания прилагательных, определите их падеж. Какое правило нам поможет?
Миссисипи – главная р.ка (_.п.) в С.верной Америке (_.п.) . С древних вр.мён (_.п.) на этой р.ке с.лились гордые индейцы (_.п.). Они всячески пытались отв.евать свою реку у ненавистных ковбоев (_.п.). Ковбои пасли свои ст.да на заливных лугах (_.п.), р.сположенных вдоль б.регов.
У: грамм.задание:
У: Второе предложение разберите по членам, подпишите части речи.
- Для первого уровня достаточно найти грамматическую основу и подписать части речи;
Для второго уровня разобрать предложение полностью, подписать все части речи;
- Для третьего уровня разобрать полностью 2 предложение, подписать, какими частями речи выражено, составить схему предложения.
У: Молодцы! Передайте свои тетради на проверку, пришло время немного отдохнуть.
Презентация выключается, последний слайд не демонстрируется.
Физминутка для глаз: Пальминг
Первичное закрепление
У: Поработаем в парах
У: А сейчас разделимся на пары, вы должны будете образовать от данных существительных прилагательные, используя суффиксы и определить, какого героя описывают ваши прилагательные ковбоя или индейца? Суффиксы прилагательных выделить.
Задание для 1 группы:
ловкость | ловкий |
удача | удачливый |
спорт | спортивный |
счастье | счастливый |
слава | славный |
забота | заботливый |
ковбой | ковбойский |
Задание для 2 группы:
свобода | свободный |
природа | природный |
тоска | тоскливый |
хозяйство | хозяйственный |
война | военный |
крик | крикливый |
индеец | индейский |
У: Первый вариант , к какому герою нашего урока вы бы отнесли свои прилагательные? (Ковбой), а у второго варианта? (Индеец) Молодцы! Назовите суффиксы прилагательных, которые вы выделили. Все просто отлично!
Итоговый тест:
УровеньА:
Определи падеж прилагательных, выдели окончания:
1. счастливому человеку:
2. с ворсистым ковром:
3. от городского пейзажа:
4. В сосновом бору:
5. у березовой рощи:
Уровень В:
Определи падеж прилагательных, допиши окончания:
1. о труслив.. щенке;
2. по росист.. траве;
3. в парчов.. халате;
4. братск.. привету;
5. с игристым шампанским
Уровень С:
Поставь словосочетания в нужную форму, выдели окончания и суффиксы, если они есть.
1. Ежовые рукавицы (Р.п.)
2. талантливый мальчик (П.п.)
3. Пассажирский поезд (Т.п.)
4. заботливый брат (Д.п.)
5. колосистая рожь (В.п.)
На работу отводится ровно 3 минуты, после сдаем листочки.
Домашнее задание:
У: Дома вы должны будете заполнить форму – тест по теме «Имена прилагательные».
Таблицу с результатами я распечатаю, и мы проверим ваши ответы в понедельник. Запишите в дневник.
Рефлексия
У: Итак, подведем итоги урока: где мы с вами сегодня путешествовали?
Кто такие индейцы? Кто такие ковбои? Как образовалось это слово?
Какие орфограммы мы сегодня повторяли? Какие суффиксы прилагательных вы запомнили?
Если вас заинтересовала тема ковбоев и индейцев, предлагаю вам взять в библиотеке книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера ». Поднимите руку, кто хотел бы прочесть эту книгу на внеклассном чтении?
Оцените свою работу на уроке по таблице самооценки:
На уроке я узнал, что… | |
Я научился определять… | |
Я запомнил, что… | |
Самым интересным на уроке было… | |
Самым трудным на уроке было… | |
Мне бы хотелось ещё раз повторить тему про… |
Приложение 1:
ловкость | |
удача | |
легенда | |
спорт | |
счастье | |
слава | |
забота | |
ковбой |
свобода | |
природа | |
тоска | |
хозяйство | |
война | |
крик | |
индеец |
На уроке я узнал, что… | |
Я научился определять… | |
Я запомнил, что… | |
Самым интересным на уроке было… | |
Самым трудным на уроке было… | |
Мне бы хотелось ещё раз повторить тему про… |
На уроке я узнал, что… | |
Я научился определять… | |
Я запомнил, что… | |
Самым интересным на уроке было… | |
Самым трудным на уроке было… | |
Мне бы хотелось ещё раз повторить тему про… | |
На уроке я узнал, что… | |
Я научился определять… | |
Я запомнил, что… | |
Самым интересным на уроке было… | |
Самым трудным на уроке было… | |
Мне бы хотелось ещё раз повторить тему про… |
Уровень А:
Определи падеж прилагательных, выделите суффиксы:
1. счастливому человеку:
- Т.п.;
- Д.п.
2. с ворсистым ковром:
- В.п.
- Т.п.
3. от городского пейзажа:
- Р.п.
- Д.п.
4. В сосновом бору:
- П.п.
- Р.п.
5. у березовой рощи:
- В.п.
- Р.п.
Уровень В:
Определи падеж прилагательных, допиши окончания, выдели суффиксы:
1. о труслив.. щенке; __________
2. по росист.. траве;___________
3. в парчов.. халате;____________
4. братск.. привету;______________
5. с игристым шампанским__________
Уровень С:
Поставь словосочетания в нужную форму, выдели окончания и суффиксы, если они есть.
1. Ежовые рукавицы (Р.п.)____________________________________________
2. талантливый мальчик (П.п.)_______________________________________
3. Пассажирский поезд (Т.п.)_________________________________________
4. заботливый брат (Д.п.)____________________________________________
5. колосистая рожь (В.п.)____________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К О ВБ О Й И НД ЕЕ Ц
Мы на ранчо: д еревянное колесо(П.п .) веселый ковбой ( Т.п.) огромное поле (Р.п.) богатые индейцы(Д.п.) американский фермер . (Т.п.) Дикий Запад (В.п.)
Мы у великой реки миссисиппи : Миссисипи – главная р.ка ( _.п .) в С.верной Америке ( _.п .) . С древних вр.мён ( _.п .) на этой р.ке с.лились гордые индейцы ( _.п .). Они всячески пытались отв.евать свою реку у ненавистных ковбоев ( _.п .). Ковбои пасли свои ст.да на заливных лугах ( _.п .), р.сположенных вдоль б.регов .
Используемые ресурсы: Вид Дикого Запада http://unix.users.photofile.ru/photo/unix/200642443/xlarge/208798823.jpg Ковбой http://omsk.net/wp-content/uploads/2012/12/01e71f3ab7e6953c82230a0c39816c1d.jpg Индеец http://wildwestcowboy.ru/_pu/0/28406204.jpg Ранчо http://i002.radikal.ru/1103/f7/3e00a08f8513.jpg Миссисиппи http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/76/Lake_Itasca_Mississippi_Source.jpg Долина кактусов http://99px.ru/sstorage/56/2013/01/image_560701132306321700413.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В МУЖСКОМ И СРЕДНЕМ РОДЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ»
Презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК «Школа России»...
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.
Тема: Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже....
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
« Имя существительное. Изменение имён существительных по числам» "Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
Открытый урок русского языка в 3 классе.Открытый урок русского языка в 4 классе.Программа "Введение в школьную жизнь"...
Морфологический разбор имён прилагательных. Склонение прилагательных. Правописание падежных окончаний
Морфологический разбор имён прилагательных. Склонение прилагательных. Правописание падежных окончаний...
Урок русского языка по теме " Имя прилагательное. Правописание окончаний имён прилагательных.
Данный урок русского языка способствует развитию метапредметных связей, обогащению словарного запаса учащихся, развитию культуры речи, учит самостоятельно мыслить, делать выводы....