Конспект урока и презентация по русскому языку по теме "Правописание чк, чн, щн, чт", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Яншина Лариса Васильевна

Данный материал может быть использован на уроке русского языка при изучении темы "Правописание чк, чн, щн, чт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с  дополнительными заданиями  средней  и повышенной  сложности.

Ход урока

I. Орг момент

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутк

-   Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согл звук

          Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка;

- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща )

- Как вы понимаете слово чаща? ( Густой частый лес, заросль)

III. Самоопределение к деятельности-

- На какие три группы можно разделить слова?

Бол…                          кол…цо                          ноч… ной

лос…                          кон…ки                          хищ…ный

ден…                          пал...то                            кон…чик

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)

- Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком) 

- Во втором столбике? (мягким знаком) 

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

- Что вы можете сказать о них?  (это тоже мягкие согласные)

- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? - Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)

IV. Работа по учебнику ( 2-я часть)

с. 3 - прочитайте, чему будем учиться.

У.с. 4- Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ.,

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1      Плохой друг в деле не помощник.     На своей улочке и курочка храбра.  - Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?

С.4 упр.2

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

а) с ЧК,  удочка, ласточка, спички, печка;

б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный;

в) с ЧТ, мечта, почта, мачта;

г) с ЩН, помощник, хищник, мощный.

- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

VI. Знакомство с правилом

У. с. 5 упр. Одуванчик -  растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

VII.  Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы  Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,  Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.  (краски и кисточка)

Что это у Галочки?  Ниточка на палочке.

Палочка в руке,  А ниточка в реке. (удочка)

В деревянном домике Проживают гномики.

Уж такие добряки  Раздают всем огоньки.   (спички)

На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. (почки)

Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. ( ласточка)

С именем вкусным, Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (Пончик)

VIII. Рефлексия

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( почта, птенчик, хищник,очки).

Х. Итог   - Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК  

- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака

Х. Домашнее задание У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Слайд 2

Орфографическая минутка Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком. Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка чаща

Слайд 3

Язык, языковед, языкастый. язычок Словарная работа

Слайд 4

Бол… кол… цо ноч … ной лос … кон… ки хищ … ный ден … пал...то кон…чик - На какие три группы разделили слова? -Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. -Что вы о них можете сказать? -Как обозначается на письме мягкость согласных? Самоопределение к деятельности

Слайд 5

Слово в слове Дудочка- Любочка - Карточки-

Слайд 6

Слово в слове Дудочка - удочка, дочка Любочка – юбочка,бочка Карточки – точки,очки

Слайд 7

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром. Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем); Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец; Кончик - уменьшительное к слову конец; Блинчик – название сладкого блюда; Стаканчик – маленький стакан. У. с. 5 упр. 3

Слайд 8

Закрепление изученного материала Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. ( краски и кисто чк а) ----------------------------------------------- Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (удо чк а) -------------------------------------------- В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. ( спи чк и) На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. (по чк и) ----------------------------------------------- Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. ( ласто чк а ) ------------------------------------------------ С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (По нч ик )

Слайд 9

Кон… ки , поч ..та, птен ..чик, мен.. ше , хищ ..ник, бол…ной. Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется . Подчеркните орфограмму. по чт а, пте нч ик, хи щн ик Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 1 классе на тему "Предложение"

Материал содержит конспект урока с мультимедийной презентацией...

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

конспект урока с презентацией по русскому языку во 2 классе по программе "школа 2100"

Наблюдение над словами- признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы. Образовательные: Формировать умение находить слова-признаки в предложениях, ставить к ним вопросы.Расширять знания ...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 4 классе

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний", учебник Желтовская Л. Я Тема: "Однородные члены предложения"...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе на тему "Неопределенная форма глагола"

Материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе и презентацию на тему "Неопределенная форма глагола.Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ....