Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе на тему "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Зуфарова Фандиля Тагировна

Материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе и презентацию на тему "Неопределенная форма глагола.Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС .

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_neopr_forma_glagola.zip1.24 МБ

Предварительный просмотр:

                                  МБОУ «Черемшанский  лицей»

        Урок  по русскому    языку                         в 4 классе   на тему

 «Неопределённая форма глагола»

                                                                       Учитель начальных классов

                                                                        МБОУ «Черемшанский лицей»

                                                           села Черемшан Черемшанского района

                                                                            Республики Татарстан

                                           Зуфарова Фандиля Тагировна

                                                                   2015год

  Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Цель:   познакомить детей особенностями глаголов  неопределённой формой;

развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись;

прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;

воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

                              

Ход урока:

I.Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

II. Чистописание.

- Запишем число, классная работа, сочетания букв:

ть, ти, чь    инфинитив

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (предположения детей)

III. Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью.

    Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

2. (составление схемы )

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….

IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

-Прочитайте написанные на доске слова:

      Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Найдите в них общее. ( глаголы, все слова имеют безударную гласную) 

- Какие можете назвать различия? ( число, с приставками и без приставок, время)

- Распределите данные слова по временам.

        п.в.                      н.в.                      б.в.

(1 у доски, остальные на листочках)

-Проверяем.

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы  оказался лишними, не попали ни  в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

- Чему хотите научиться  на уроке?

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

V. Изучение нового материала.

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
(Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (СЛАЙД 1)

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

 (Слайд 1)

Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».


Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

-Имеют окончания: - ти,  - ть

                       и оканчиваются на - чь

- Кто попробует сделать вывод ?

- Откройте учебники на стр. 180, прочитайте вывод.

- Что можете сказать?. Какое противоречие вам встретилось? (суффикс….)

Существует две школы – мы придерживаемся Московской школы…

Такие глаголы имеют 3 названия (СЛАЙД 2)

                       Начальная форма глагола

                                           

                                               

                        Неопределённая форма глагола

                                       Инфинитив

Какое из этих названий вам   незнакомо?

 Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?

VI. Физкультминутка для глаз. (СЛАЙД 3)

VII. Закрепление изученного

1. Упр. 413 с.181( 4 ученика  самостоятельно)

- Какие глаголы мы писали?

2. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) (Слайд 4)

  • Зарубить на  носу; - запомнить
  • Клевать носом; - дремать
  • Пропустить мимо ушей; - прослушать
  • Вставлять палки в колёса; - мешать
  • Делать из мухи слона; - преувеличивать
  • Обвести вокруг пальца; - обмануть
  • Держать язык за зубами. - молчать

Замените фразеологизмы глаголами  неопределенной формы.

3. Карточка. (Индивидуально 3 человека)

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть  глаголы.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

VIII. Итог урока

- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие окончания  имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

(СЛАЙД 5)

- Что заметили на схеме?

- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (СЛАЙД 6)

IX. Рефлексия  (СЛАЙДЫ 7,8)

 - Какое открытие  вы для себя сделали?

  - Интересно ли вам было на уроке?

-   С каким настроением вы работали?      

Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

 - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

X. Домашнее задание. (СЛАЙД 9)

1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы;

2) Упр. 417, составить два предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"

Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».

Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....

Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Имена существительные 3 склонения"

конспект урока по русскому языку по теме "Имена существительные 3 склонения" 3 класс ПНШ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Имена существительные 3 склонения"

конспект урока по русскому языку по теме "Имена существительные 3 склонения" 3 класс ПНШ...