Конструктор по русскому языку . Тема "Значение приставок" 3 класс. "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Домбровская Анна Михайловна

Конструктор по русскому языку в 3 классе Тема "Значение приставок".  Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktor_urok_ruskogo_yazyka_v_3_klasse.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС.

 Тема: «Значение приставок»

Учитель начальных классов:

 Домбровская А.М.

 МБОУ «Школа № 25» г. Балашиха

Тема: «Значение приставок»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать умение у обучающихся к определению значения приставок, как значимой части слова, развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок, организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи:

Обучающая - получить углубленные знания о приставке как значимой части слова; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок; учить определять значение приставок.

Развивающая - развивать память, внимательность, способствовать развитию и культуре речи учащихся, развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, уважительное отношения к мнению одноклассников, договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.

 Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:

создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;

обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова,                   образовывать новые слова с помощью приставки;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: включаться в коллективное обсуждение; интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить и умение общаться с собеседниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям, умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями, наглядность, таблицы)

Вид урока: традиционный урок

Методы, приемы: Объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах

Литература: учебник УМК «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 3 класс

Конспект урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Методы и приемы

  1. Мотивационный этап

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке посредством создания благоприятной обстановки

Создание положительной мотивации на урок

-Добрый день, ребята!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

- Садитесь.

- Руки … (на месте)

- Ноги… (вместе)

- Спина … (прямая).

Карточки  (смайлики)для самооценки на каждом этапе перед вами (зеленый, желтый, красный).

- Давайте скорее начнём наш урок!

Доброжелательный настрой на урок

Приветствуют учителя. Настрой на работу

Личностные УУД - создание положительного эмоционального настроя на работу.

Коммуникативные УУД – формируем умение слушать и понимать других.

Словесные: беседа

Методы осмысления детьми своего социального опыта.

Методы контроля и самоконтроля

  1.  Актуализация знаний и целеполагание

Задача: актуализировать ранее изученный материал, способы действий, необходимых на этом уроке

- Какую тему мы изучаем?

- Назовите изученные части слова? (Паровозик на доске с изученными частями слова)

- Что вы знаете о корне?

- Для чего нужно уметь выделять корень?

- Проверим, умеем ли мы выполнять эту работу.

- Сначала откройте тетради, запишите число, классная работа.

 -Тетрадочки положили правильно, спинки прямые, проследили за положением рук и ног. Отступили от предыдущей работы две рабочие строки.

Определяется степень освоения ранее изученных способов действия

  1. Индивидуальная работа. (карточки)

* Прочитайте предложения, выпишите из них однокоренные слова, выделите корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матчи приедут именитые футболисты. Футбол – это игра быстрых и смелых.

 *К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?.

Запишите пары слов, выделите корень.

Игра, лист, заряд, сад.

Ходить-переходить-подходить

Добрый-предобрый-задобрить

Объясните лексическое знание слов, постарайтесь найти сходства и различия

-Мы проведем исследование и узнает, влияет ли приставка на значение слова

 А кто догадался о  теме нашего урока?

-Да, тема нашего урока «Значение приставок»

-Какие цели мы поставим себе на урок?

-  Совершенно верно, сегодня на уроке мы поговорим, какие значения у приставок бывают, как приставка может влиять на значение слова.

Мы изучаем части слова.

Корень, окончание, приставка.

Правило «Корень слова».

Проверяют свою посадку и положение тетради.

В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке

-Значение приставок.

-Узнать о значениях приставок.

Три ученика работают по карточкам, остальные  фронтально.

Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы; способность к самооценке.

Предметные – умение выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок.

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в паре.

Регулятивные - умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям, умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Словесные: беседа

Наглядные: демонстрация

Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Проблемное изложение изучаемого

  1. Открытие нового знания

Задача: создать условия для изучения нового знания, применения исследования

Организация работы по изучения нового знания, применения исследования

- Сегодня я хотела бы, чтобы вы побывали исследователями. Мы будем работать сейчас в парах, небольших группах

1

- Составление слов с этими приставками

Для чего нужны приставки в словах (они уточняют значение слова)

2.Образуйте новые слова от корня «шел» при помощи приставок  -под, -в,- за, -от,- у. Запишите их, выделите приставку и корень. Объясните значение новых слов.

3. От слова «ходить» образуйте новые слова с приставками -вы, -пере,-у,-при, -за, -до. Запишите их, выделите приставку и корень.На выполнение 6 минут.

-Вижу, что Вы готовы. Давайте проверим. Сравним с образцом.

 Физминутка

Работа с учебником (упр)

 (При возникновении затруднений проговорить и разобрать вопрос вместе с детьми).

Вывод: одна и та же приставка может по-разному влиять на значение слова. Если меняется приставка, то и меняется значение слова.

Осваивают новые способы действия при изучении нового знания

Делятся на группы, выполняют задание на раздаточном материале (карточки)

Проверяют с учителем.

Обсуждают вопросы по новой теме, возникшие вопросы. Приходят к выводу

Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы; способность к самооценке.

Предметные - умение выделять приставки в словах; определять их значение; осознанно, употреблять слова, образованные с помощью приставок в устной и письменной речи. Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность.

Познавательные - проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы.

Регулятивные - умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Словесные:

беседа

работа с книгой

Практические упражнения:

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. Создание ситуации успеха.

  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

Задача: закрепить алгоритм действия (правила)

Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи

Упражнение из учебника 158

Сейчас выполним упражнение устно. Прочитаем 1 предложение. Из какой сказки этот отрывок?

-Есть ли в этом предложении слова с приставками? Назовите их.

-Есть ли среди них слова, приставка которых указывает на направленность действия изнутри? Докажите. Какие приставки в этих словах.

-Объясним написание выделенных букв в корне слова.

-Давайте посмотрим на следующие предложения. Из какой это сказки?

-Есть ли в этом предложении слова с приставками? Назовите их.

-Есть ли среди них слова, приставка которых указывает на направленность действия изнутри? Докажите. Какие приставки в этих словах.

-Объясним написание выделенных букв в корне слова.

Учащиеся знакомятся с текстом и выполняют задание - классификацию слов с одинаковой приставкой, опираясь на значение, придаваемое приставкой.

Открывают упражнение 158.

Выполняют устно с учителем.

-Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

-Послушалась, вынесла, отхлынула.

-Вынесла

- Берег – берега  (проверяемая согласная в корне слова),  тихонько – тихо  (безударная проверяемая гласная в корне),  вынесла – нёс (безударная проверяемая гласная  в корне слова),  легонько – лёгкий (безударная проверяемая гласная в корне).

-Золотой ключик (Приключение Буратино)

-Выкопал, положил, засыпал, вынул, посыпал, набрал, полил, вырастет.

-Выкопал, вынул, вырастет.

-Выкопал – закопанный, золотые – золото, дерево – деревья.

Предметные - умение выделять приставки в словах; определять их значение; осознанно, употреблять слова, образованные с помощью приставок в устной и письменной речи.

Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы; способность к самооценке. Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации в тексте; понимать простейшие модели, определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию.

 Регулятивные - принимать  учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.

Словесные:

беседа

работа с книгой

Практические упражнения:

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. Создание ситуации успеха.

  1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Задача:

создать условия для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем.

- А теперь каждый может выбрать себе карточку по уровню сложности (на столе три варианта карточек разных цветов: зеленый простой уровень, желтый -средний, красный – сильный)

Вижу, что справились. Обменяетесь карточками с соседом по парте и проверьте его работу.  Если есть ошибки, мы их исправляем и стараемся больше не допускать ошибок

Самостоятельное выполнение заданий

Предметные - умение выделять приставки в словах; определять их значение; осознанно, употреблять слова, образованные с помощью приставок в устной и письменной речи.

Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы.

приставки в словах. Коммуникативные - проявлять инициативу и активность; умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Познавательные - проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы.

Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность; умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Практические упражнения:

Создание ситуации успеха.

  1. Физминутка

Приставка

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики делают хлопок, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Встают со своих мест

Выполняют упражнения

Садятся на свои места.

Регулятивные - осуществление самоконтроля в процессе выполнения физических упражнений.

Предметные – умение определения наличие или отсутствие приставки.

  1. Рефлексия

Задачи: организовать рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, подвести итог урока

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

-Ребята мы сегодня проделали огромную работу.

 -С какими приставками мы познакомились и каково их значение.

-Это далеко не все приставки в русском языке. На следующих уроках мы продолжим начатую работу и  узнаем о значении других приставок.

- Проведем небольшую игру.

Я буду описывать действие, а вы попробуйте заменить его одним словом

Сделать работу заново (переделать)

Сделать рисунок цветным (разукрасить)

Сделать окно чистым (помыть)

Попасть внутрь комнаты (зайти, войти)

Вывод: в русском языке все приставки нужны, они очень влияют на значение слова. Если в однокоренном слове изменить приставку- измениться значение слова.

Мы сегодня познакомились не со всеми приставками в русском языке. На следующих уроках мы продолжим начатую работу и узнаем о значении других приставок.

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

Слушают учителя.

-Значение начала действий, повторение действий, направления движения в сторону и др.

-Приставка образует однокоренное слово с новым значением.

Заканчивают предложения.

Предметные - представление о приставке, как значимой части речи.

Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность.

Познавательные - делать выводы.

Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Поощрение

Создание ситуации успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" автор Канакина

Рабочая программа по русскому языку автор учебника В.П.Канакина, 5 часов в неделю, итого 170 часов. В рабочей программе учитываются требования ФГОС...

Урок русского языка во 2 классе. Школа России.

Закрепление знаний о словах, обозначающих признак предмета....

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа России" (Канакина)

Содержание рабочей программы:1.Пояснительная записка.2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь), УУД.3.Учебно-тематическое планирование.4.Календарно-тематическое планирование.5.Учебно-мет...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса

Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...