презентация
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока: Склонение прилагательных женского рода в единственном числе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе 
Форма: урок-путешествие 
Тип урока: урок новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер 
Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» 
Цель:  Формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода, правильно писать их падежные окончания, обосновывать правописание падежных окончаний, правильно писать.
Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности. 
Задачи: 
образовательные:

•создать  условия  для  ознакомления  с  падежными  окончаниями  имен

прилагательных женского рода в единственном числе;

•совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;

•способствовать обогащению словарного запаса;

•способствовать  развитию  навыков  составлять  словосочетания  с  именами

прилагательными,  выделять  окончания,  указывать  падеж  имен

прилагательных

Развивающие:

•развивать орфографическую зоркость;

•развивать речь детей;

•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать

выводы

Воспитательные:

•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

•воспитывать умение работать в коллективе;

•воспитывать чувство любви, бережное отношение к природе

Планируемые предметные результаты:

•познакомятся  с  падежными  окончаниями  имен  прилагательных  женского

рода в единственном числе;

•научатся склонять имена прилагательные женского рода;

•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными,

выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных

 

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•поиск и выделение необходимой информации;

•преобразование  модели  с  целью выявления  общих  законов, определяющих

данную предметную область;

•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

•синтез

Коммуникативные УУД:

•умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в

соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

•постановка учебной задачи;

•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

•оценивание качества и уровня усвоения материала

Личностные УУД:

•нравственно-этическое  оценивание  усваиваемого  содержания,

обеспечивающее  личностный  моральный  выбор  на  основе  социальных  и

личностных ценностей

Этапы урока

Время

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

словесный, наглядный.

1

 Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Улыбка творит чудеса, даже плохие люди, видя искреннюю улыбку, становятся добрее. Улыбка поможет вам преодолеть все трудности на нашем уроке. А как понять словосочетание искреннюю улыбку? ( сердечная , настоящая).

Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

-Ребята, вы любите путешествовать? А не хотите ли провести на уроке путешествие.

слушают

Мотивационный этап

Мин. красивого письма

Актуализация знаний

Постановка и решение учебной задачи

Словарная работа

Работа в группе( дифференцированная)

10

Сегодня мы совершим плавание в страну знаний, на поиски сокровищ таинственного острова.

Как вы думаете, существует страна знаний? 

 Да, верно, страны знаний нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Отправимся мы на один из островов страны знаний. А как он называется? Задание к самым внимательным, какие слова – антонимы встретились в моём высказывании. Какой частью речи они являются? ( прил. ) А какого рода, числа? Значит, как наш остров называется? (Показ слайда)

В своих сочинениях вы очень мало употребляете прилагательных. Почему? Сегодня мы пополним свой словарный запас.

В бортовых журналах запишите, какого числа и какого месяца вы отправляетесь в плавание. А отправляемся мы из порта “Чистописание”. Но сначала проведём  пальчиковую гимнастику:

  • 1.Вращение кистей рук.
  • 2.Сжимание и разжимание пальцев в кулак.

        3.Погладим котёнка.

Небольшое волнение на море, как в этих строчках.

Прописать – лЛл ЛлЛ мМм МмМ.
Пишем красиво!

Соединения – ло Лу ле мо му ме 

Слова - море, парусник, матрос, палуба, штурвал. На каком судне мы будем путешествовать? Показ. (на паруснике) давайте узнаем скорость нашего парусника, если за 2 часа он проходит 92 километра, то какова его скорость? ( 92:2=46 км/ч или 25 узлов)
Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно узнаёт информацию о том месте, куда направляется.

Игра « Шаг за шагом» 

1.-Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.)

2.-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое?

Какие?)

3.С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

4.-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)

5-Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По имени существительному.)

6-Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? (По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.) .

7. В предложении прилагательные бывают:

8. Прилагательные бывают в двух формах:

9.Краткие прилагательные в предложении бывают:

10. Имена  прилагательные во множественном числе изменяются только по ..

11.Как называется изменение по вопросам имен существительных и прилагательных? (Склонением.)

 -Перед отправлением в путешествие человеку  желают счастливого пути. Замените синонимом слово путь.

 ( Дорога) Желают ещё  лёгкой дороги.

Запишем предложения: Костя записывает, остальные в тетрадях. 1.Самая лёгкая дорога та, которую уже прошёл.

2.Умный товарищ – половина дороги. 

Объясните эту пословицу. Эта пословица подходит ко всем, кто старается быть умным, грамотным, образованным человеком, т.к. с таким товарищем и в дороге легко и в жизни человек грамотный, умный больше поможет. И дружить с таким человеком интересно.

-Найдите предложение, в котором прилагательное в ж. роде, ед. ч. Определите падеж и выделите окончание.

Ребята, сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имен прилагательных ж. рода, в ед.числе)

1)-Сегодня на уроке мы  познакомимся :(со склонением имен прилагательных женского рода в единственном  числе)

-Сегодня на уроке мы научимся:        

 (склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;

узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)

Из порта нам, путь открыт к земле – знаний. Вперёд! (фонограмма звука прибоя)

Вот мы уже в море “Словарных слов” Куда мы отправляемся? ( в путешествие) А нас назовут?

путешествие путешественник ( однок. слова)

 

III. Путешествие по Острову Прилагательному.

Мы находимся на причале. Ребята, к нам попала бутылка с запиской. Хотите узнать, что там? Да это карта, чтобы не заблудиться. ( показ слайда) Путь на остров открыт только тем, кто дружно выполнит одно задание.

 А поможет вам в этом таблица в учебнике на с. 29 

Для начала назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода каждом падеже.

  И.п.         -ая,  - яя  

Р.п.          -ой,  -ей  

Д.п.         -ой,  -ей

В.п.        -ую, -юю  

Т.п.        -ой,  - ей  

               -ою, -ею

П.п.        -ой, -ей    

-Какой сделаем вывод?  (Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей).)    

Работа в группе.

На маршрутных листах,  которые будут сопровождать вас на всём пути, выполните задание. Задание не у всех одинаковое, в первой группе нужно указать окончания прилагательных, остальным –выложить блок – схему по таблице.

 Имена прилагательные ж.р., ед.ч.

И.п.       какая?        -ая,     -яя

 

Р.п.  

Д.п.    какой?  -ой,     -ей

Т.п.

П.п.

 В.п.   какую? -ую,  -юю ( одну блок – схему повесить на доске)

Значит, чтобы проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных нужно 1. Пользоваться блок –схемой. А как ещё можно проверить?

2. Подставить слово пустая.

-Хорошо! Молодцы!

Что нас ждёт дальше? Посмотрим на карту.

Слушают, пишут

Отвечают: большая – маленькая

Дети составляют таблицу проверяют по эталону

Закрепление изученного материала

20

  Новое испытание: вам нужно пройти через озеро. На острове всегда тёплая летняя ночь. А у нас на родине? Подберите слова –антонимы. Нужно просклонять с вопросами прилагательные «холодная зимняя» (ночь).

    -Выделить окончания имен прилагательных.

-Кто пойдет к доске?

-Пожалуйста, Арина к доске. (Ученица работает у доски, остальные дети- в тетрадях. )

 

 

                   И.п. (какая?) холодная зимняя (ночь)

                   Р.п. (какой?) холодной зимней (ночи)

                   Д.п. (какой?) холодной зимней (ночи)

                   В.п. (какую?) холодную зимнюю (ночь)

                   Т.п. (какой?) холодной зимней (ночью)

                   П.п.(о какой?) о холодной зимней (ночи)

Ребята, вы , наверно, устали, есть хотите? Предлагаю подкрепиться в пальмовой роще. А чем же мы будем питаться в пальмовой роще? Но нужно есть только спелые бананы, а распознаете вы их, по окончанию прилагательных. Если правильно указаны окончания, значит банан спелый. Ответ обоснуйте, определите падеж.

 А теперь мы отдохнем, лёгкую разминку проведём.

Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас далёкой страны.
1, 2, 3 – мы сегодня моряки!
На носочки поднялись
И достали неба высь.
Руки вниз мы опустили -
Искупались в море синем.
Повернитесь, улыбнитесь
И за парты вновь садитесь.

Выполняют упражнения, слушают, пишут, отвечают

Выбороч

ный диктант

 У доски Деева Аня

- Продолжаем путешествие. Впереди сыпучие пески, чтобы их пройти, выполним задание .

Я буду диктовать предложения. Ваша задача записать словосочетания (существительное +

прилагательное) женского рода,  определить  падеж  прилагательных, выделить окончания.                                              

Толстой коркой покрылись реки. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. Плоские лещи лежат без малейшего движения. Сазаны нашли мягкую ямку. А зубастой щуке не спится. Она глотает сонную рыбу. 

(толстой коркой,  прозрачная вода,  в глубокой тишине,  мягкую ямку, зубастой щуке,  сонную рыбу.

Слушают, отвечают, выполняют упражне

ние

Работа по карточкам в паре.

Пригото

вить разноуровневые задания

Итог урока.

 Посмотрите, где находиться наш клад? ( на вершине) Назовите части горы. Итак, мы у подножия горы, Поработаем по карточкам  дружно в паре.

Прочитайте текст.

__________ природа окружает нас. В ________ глуши мы видим _____, _____сосну. А как радуешься _______ птице в __________лесу!

Слова для справок: удивительный, лесной, пушистый, стройный, певчий, густой.

Удивительн… природа окружает нас. В лесной глуши мы видим пушист…, стройн… сосну. А как радуешься певчей птице в густ… лесу!

- обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга. Помните, исправлять только карандашом.

Итак, мы покоряем скалистую, высокую гору. Давайте запишем это предложение и разберём это предложение по членам. Что вы заметили?

Значит, прилагательные могут быть однородными членами.  А вот и  ключи уже перед нами, нам нужно найти подходящий ключ.

 А теперь закройте глаза и вспомните, чему мы научились в путешествии, что узнали нового?

Назад мы вернёмся на воздушном шаре.

В тетрадях на полях поставьте себе оценку, которую, как вы считаете, заслужили.  Положите в тетради карточки. Я проверю их и завтра скажу вам оценки.

Ребята, вы работали так хорошо, что я весь урок любовалась и гордилась вами. Всем спасибо за урок!

Прекрасный день!                                                              

Урока подошел конец.

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!

Итог урока

отвечают

Домашнее задание

Учебник, стр. 29 упр. 59 , повышенной сложности.

записывают



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)

Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями;  учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...

презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...