Виды словарной работы на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку

Бакаленко Татьяна Николаевна

Словарная работа на уроках русского языка формирует навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащает словарный запас детей, развивает речь, интерес и внимание к слову. В данной презентации рассмотрены основные этапы работы над словом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды словарной работы на уроках русского языка Составил: Бакаленко Татьяна Николаевна

Слайд 2

Словарная работа на уроках русского языка формирует навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащает словарный запас детей, развивает речь, интерес и внимание к слову. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ ПЕРВЫЙ ЭТАП – ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ. Познакомить учащихся со словом желательно в начале урока, для того, чтобы включить его в содержание урока. В.П. Канакина в книге «Работа над трудными словами в начальных классах» предлагает интересный материал для работы по знакомству с новым словом. Языковой материал по каждому слову включает разделы:

Слайд 3

1) толкование слова; 2) к истокам слова; 3) однокоренные слова; 4) сочетаемость слов; 5) синонимы, антонимы; 6) когда так говорят; 7) практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения, тексты из художественных произведений и деловых статей, в которых употребляется рассматриваемое слово.

Слайд 4

Автомобиль Толкование слова. Автомобиль, - а,м . Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания , для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили.(С.Я.Маршак) //прил.автомобильный, - ая , - ое . Автомобильный транспорт. Автомобильный завод. К истокам слова . Автомобиль- слово, составленное из греческого местоимения аутос , означающего «сам», и латинского прилагательного мобилис , которое значит «подвижный». Автомобиль – «сам собою подвижной». Однокоренные слова. Автомобиль, автомобильчик, автомобилист, автомобилистка, автомобильный. Сочетаемость слов . Небольшой, маленький, новый, старый, красный, тесный, удобный, грузовой, легковой, служебный… автомобиль. Водитель автомобиля. Посадка на автомобиль. Поездка на автомобиле. Водить автомобиль; выпускать автомобиль; ехать автомобилем. Автомобиль мчится, едет, подошёл, затормозил, остановился, тронулся, повернулся куда-либо , сломался, переполнен, едет… Синонимы . Автомобиль, автомашина, машина. Практический материал. Загадки. 1) Чтоб тебя я повёз мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, дай копытца на резину, и тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль). 2).Дом на улице идёт, на работу нас везёт. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

Слайд 5

Предложения, тексты . 1).Тогда ещё в моде извозчики были и редко ходили автомобили. (Н. Асеев) 2). По горам то вниз, то в гору, за собой вздымая пыль, мчался в утреннюю пору голубой автомобиль. ( Б. Чалый) 3).Жил-был маленький автомобильчик. Он был такой крохотный, что хозяин звал его просто Малыш. (Л.Берг) 4). Между холмами - сопками, мимо старых деревень и новых посёлков, петляла автомобильная дорога. (М. Аджиев ) Вводить новое слово учитель может разными способами . 1.Учитель предлагает загадку , а отгадка – новое слово. Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались в ладони Бусинки-дробинки. (Горох)

Слайд 6

2. Разгадывание кроссвордов . 1 2 3 4

Слайд 7

3. Составление или отгадывание ребусов . , оф 4. Предложить карточку-картинку с изображением предмета. 5. Предложить карточку со словом.

Слайд 8

ВТОРОЙ ЭТАП – ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ. Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты , которые можно использовать в работе со словарными словами. 1- картинный диктант . 2- зрительный диктант /учащиеся орфоэпически и орфографически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной безударной гласной, выясняют его значение и записывают по памяти/ 3- распределительный диктант /группировка и запись слов по орфографическим признакам в заданные столбцы/

Слайд 9

4- диктант с использованием загадок . 5- диктант по памяти /по темам: овощи, посуда, инструменты и др.; с безударными гласными «О», «И», «Е»/ 6- творческий диктант /замена описательных оборотов словами-синонимами/ Обучение животных – дрессировка, асфальтированная дорога – шоссе. 7- диктант с комментарием /учитель диктует слова, учащийся комментирует их написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь/ 8- диктант «Проверь себя» /учитель диктует слова, учащиеся записывают их, а те слова, в написании которых сомневаются – пропускают. По окончании диктанта спрашивают учителя, как нужно писать и вставляют орфограмму.

Слайд 10

Поскольку игра занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения новых слов необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре. Существует множество различных видов упражнений ( дидактических игр ), среди них наибольший интерес вызывают : Метод звуковых ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. На завтРАК РАК . Дед в Деревне. Машина у Маши. Дети Дежурные. Пенал моют Пеной. СОбака Соня. Костя в Костюме. Павел в Пальто. В этом случае слова называют не проверочными, словами – подсказками, одновременно придумывают сказку.

Слайд 11

Запись слова под разным углом зрения (на солнышке) - словарное слово должно быть написано нескольк раз, но не линейно, а под разным углом зрения, и буква, которую необходимо запомнить, выделялась бы величиной. В сочетании с данной работой можно проводить выделение безударной гласной цветом. Орфографические пятиминутки - можно подобрать ряд слов с традиционным написнием или включать эти слова в серию других. Комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста, необходимо использовать словарные слова в качестве опорных .

Слайд 12

Диктанты наоборот. Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идет коллективный разбор слова (по принципу комментированного письма). Целесообразно иметь карточки с изображением словарного слова. Например, агроном – 1) специалист по улучшению культуры земледелия 2) человек, знающий законы земледелия.

Слайд 13

ЛИТЕРАТУРА Егорова И.В. Словарная работа на уроках русского языка. – http //:www.festival.1september.ru Киримпиди Г.И. Методика работы со словарными словами в начальной школе. - http //:www.festival.1september.ru Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М: Просвещение, 2011 4. Чекалина Н. Н. Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта работы) // Школьная педагогика. — 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды словарной работы на уроках русского языка.

Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие де...

Виды словарной работы на уроках русского языка

Статья поможет в работе учителям начальных классов при изучении словарных слов....

Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения

Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения...

Виды словарной работы на уроках русского языка

Статья познакомит с разными видами словарной работы....

Виды словарной работы на уроках русского языка

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информ...

Виды словарной работы на уроках русского языка

В работе содержаться 55 видов работы со словарными словами на урах русского языка в начальных классах....