Урок русского языка. Предложение.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу “Предложение”.
Помогает закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения. Актуализирует знания учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации. Развивает орфографическую зоркость, умения анализировать, обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass.zip | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык (открытый урок)
Тема: Предложение (обобщение).
Цель: обобщить и привести в систему знания по разделу “Предложение”. Создать на уроке ситуацию, помогающую закреплению знаний о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи:
Обучающие: закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения. Актуализировать знания учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость; умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
- формировать внимательное и бережное отношение к языку.
- Воспитывать привычку оказывать помощь товарищам в учении.
Формирование УУД:
- познавательные УДД (общеучебные: учить выделять и формулировать познавательную цель, учить поиску и анализу необходимой информации);
- регулятивные УУД (учить целеполаганию, планированию, самооценке);
- личностные УУД (способствовать формированию осознания и принятия правил);
- коммуникативные УУД (содействовать развитию у детей умения работать в парах, группах; организация и осуществление учебного сотрудничества).
Тип урока: уроки обобщения и систематизации.
Методы: частично-поисковый, самостоятельной работы, творческий, контроля.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.
Ход урока.
- Оргмомент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
- Урок сегодня необычный, его тему мы узнаем, если отгадаем кроссворд. В кроссворде зашифрованы словарные слова, написание которых мы уже знаем.
- Словарная работа.
(слова выходят, дети называют орфограммы)
По горизонтали
- За окошком завывает, тёплым, ласковым бывает,
Но и может всё на свете разломать, разрушить… (ветер)
- Участок земли для выращивания овощей (огород).
- Суши маленький кусочек, - но бывает иногда
Он большим, и даже очень, а вокруг всегда вода. (остров)
- На корабле воздушном, космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер, несёмся на …(ракете)
- Ягоды лесные эти любят бурые медведи.
Не рябина, не калина, а с колючками …(малина)
- Он бывает с толокном, рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят! – по кусочку все съедят. (пирог)
По вертикали
- Слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу. (предложение)
- Систематизация знаний о предложении.
- Итак, тема сегодняшнего урока «Предложение».
- Давайте сформулируем учебную задачу.
- Какие умения будем отрабатывать?
- Сегодня мы вспомним всё, что знаем о предложении, приведём свои знания в систему и составим кластер, который будет помогать нам дальше в изучении этой темы. Но сначала «минутка чистописания»
- Минутка чистописания.
Остров (орфограммы, однокоренные слова, разбор по составу, транскрипция)
- Для чего выполняем это задание?
- Составление кластера
А) Выделение предложений
- Недавно мы с вами читали произведение, в котором упоминался удивительный остров с разными чудесами. Как называлось произведение? Кто автор? Какие ещё произведения написал А.С. Пушкин? В каком веке он родился?
- Перед вами отрывки из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина.
Царь Салтан дивится чуду. «Коли жив я только буду, Чудный остров навещу И у князя погощу». Повариха и ткачиха Ни гугу – но Бабариха, Усмехнувшись, говорит: «Кто нас этим удивит? Люди из моря выходят И себе дозором бродят! Правду ль бают или лгут, Дива я не вижу тут. | «Помогите, ради бога! Караул! Лови, лови, Да дави его, дави… Вот ужо! Пожди немножко, Погоди!..» А шмель в окошко, Да спокойно в свой удел Через море полетел. |
- Какие виды предложений встречаются в этих отрывках?
- Назовите вопросительное предложение? Повествовательное? Побудительное?
- В русском языке различают виды предложений по интонации и по цели высказывания.
- Какие бывают предложения по интонации, по цели высказывания?
Б) работа в группах.
- Перед вами отрывок из «Сказки о царе Салтане…» Вам необходимо поставить пропущенные знаки препинания в конце каждого предложения.
- Что нужно сделать, чтобы правильно поставить знак препинания в конце предложения? (определить вид предложения по интонации и по цели высказывания)
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный___
Что ж ты тих, как день ненастный___
Опечалился чему___»
Говорит она ему___
Проверка на слайде.
В) распространённые и нераспространённые предложения
- Сравните предложения:
Ветер гуляет.
Ветер по морю гуляет.
- Чем похожи и чем отличаются эти предложения?
- Как называются предложения, состоящие только из главных членов?
- Как называются предложения, в которых кроме главных членов есть и второстепенные члены?
- В русском языке различают виды предложений по наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые.
- Давайте дадим характеристику предложению «Ветер на море гуляет.» (повеств., невосклицательное, распространённое).
Физминутка
Г) главные второстепенные члены предложения.
- Назовите грамматическую основу этого предложения. (ветер гуляет)
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Как называется второстепенный член в этом предложении? Почему?
- Какие ещё второстепенные члены вы знаете?
- Что такое определение? Дополнение?
- Разберите предложение по членам.
Проверка на слайде и взаимопроверка
- Итак, мы закончили составление кластера.
- Кто сможет по этой схеме рассказать нам всё о предложении?
- Что ещё можно сюда добавить? (вопросы)
- Где мы можем использовать эту схему?
Д) Самостоятельная работа.
- А теперь давайте вспомним, какие чудеса были в «Сказке о царе Салтане»?
- Почему белочку вы назвали чудом?
- Сейчас я предлагаю записать текст, но про обычную белочку и выполнить задания, проверку будем проводить в парах.
Белка
На с.сне устроила белка уютное гн.здо. Белка – зв.рёк ло.кий. Она бегает вверх и вниз по д.ревьям. Ос.нью белка делает запасы. Она суш.т гр.бы и орехи в ду.ло прячет.
1 группа: вставить пропущенные орфограммы, в 1 предложении подчеркнуть главные члены.
2 группа: вставить пропущенные орфограммы, в 1 предложении подчеркнуть обстоятельство.
3 группа: вставить пропущенные орфограммы, разобрать по членам 4 предложение.
4 группа: вставить пропущенные орфограммы, в 4 предложении подчеркнуть дополнение.
Проверка в парах и на слайде
- Итог урока, рефлексия.
- Над какой темой мы сегодня работали? Какие умения отрабатывали? Что удалось на уроке? Что вызвало затруднения? Где нам может пригодиться схема, которую мы составили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку русского языка «Предложение. Текст.»
http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-22912-20...
Презентация к уроку русского языка "Предложение" (1 класс)
Презентация к уроку русского языка "Предложение" ( 1 класс, УМК "Школа России")...
Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс
Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....
Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.
Презентация "Путешествие в зимний лес", уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....
Конспект урока русского языка "Предложения с однородными членами", умк «Перспектива», 3 класс.
Урок русского языка , УМК «Перспектива»Тема урока: Предложения с однородными членами....
Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)
Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)...
Технологическая урока русского языка "Предложения. Виды предложений по интонации", 3 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Предложения. Виды предложений по интонации» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний учащих...