Урок русского языка. Предложение.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Емелина Елена Владимировна

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу “Предложение”.

Помогает закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения. Актуализирует знания учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации. Развивает орфографическую зоркость, умения анализировать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.zip1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык (открытый урок)

Тема: Предложение (обобщение).

Цель: обобщить и привести в систему знания по разделу “Предложение”. Создать на уроке ситуацию, помогающую закреплению знаний о главных и второстепенных членах предложения.

Задачи:

Обучающие: закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения. Актуализировать знания учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость; умения анализировать, обобщать.

Воспитательные:

  • формировать внимательное и бережное отношение к языку.
  • Воспитывать привычку оказывать помощь товарищам в учении.

Формирование УУД:

  • познавательные УДД (общеучебные: учить выделять и формулировать познавательную цель, учить поиску и анализу необходимой информации);
  • регулятивные УУД (учить целеполаганию, планированию, самооценке);
  • личностные УУД (способствовать формированию осознания и принятия правил);
  • коммуникативные УУД (содействовать развитию у детей умения работать в парах, группах; организация и осуществление учебного сотрудничества).

Тип урока: уроки обобщения и систематизации.

Методы: частично-поисковый, самостоятельной работы, творческий, контроля.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Оргмомент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.

- Урок сегодня необычный, его тему мы узнаем, если отгадаем кроссворд. В кроссворде зашифрованы словарные слова, написание которых мы уже знаем.

  1. Словарная работа.

(слова выходят, дети называют орфограммы)

По горизонтали

  1. За окошком завывает, тёплым, ласковым бывает,

Но и может всё на свете разломать, разрушить… (ветер)

  1. Участок земли для выращивания овощей (огород).
  2. Суши маленький кусочек, - но бывает иногда

Он большим, и даже очень, а вокруг всегда вода. (остров)

  1. На корабле воздушном, космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер, несёмся на …(ракете)

  1. Ягоды лесные эти любят бурые медведи.

Не рябина, не калина, а с колючками …(малина)

  1.  Он бывает с толокном, рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят! – по кусочку все съедят.  (пирог)

По вертикали

  1. Слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу. (предложение)
  1. Систематизация знаний о предложении.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Предложение».

- Давайте сформулируем учебную задачу.

- Какие умения будем отрабатывать?

- Сегодня мы вспомним всё, что знаем о предложении, приведём свои знания в систему и составим кластер, который будет помогать нам дальше в изучении этой темы. Но сначала «минутка чистописания»

  1. Минутка чистописания.

          Остров (орфограммы, однокоренные слова, разбор по составу, транскрипция)

- Для чего выполняем это задание?

  1. Составление кластера

А) Выделение предложений

- Недавно мы с вами читали произведение, в котором упоминался удивительный остров с разными чудесами. Как называлось произведение? Кто автор? Какие ещё произведения написал А.С. Пушкин? В каком веке он родился?

- Перед вами отрывки из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина.

Царь Салтан дивится чуду.

«Коли жив я только буду,

Чудный остров навещу

И у князя погощу».

Повариха и ткачиха

Ни гугу – но Бабариха,

Усмехнувшись, говорит:

«Кто нас этим удивит?

Люди из моря выходят

И себе дозором бродят!

Правду ль бают или лгут,

Дива я не вижу тут.

 «Помогите, ради бога!

Караул! Лови, лови,

Да дави его, дави…

Вот ужо! Пожди немножко,

Погоди!..» А шмель в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.

- Какие виды предложений встречаются в этих отрывках?

- Назовите вопросительное предложение? Повествовательное? Побудительное?

- В русском языке различают виды предложений по интонации и по цели высказывания.

- Какие бывают предложения по интонации, по цели высказывания?

        

Б) работа в группах.

- Перед вами отрывок из «Сказки о царе Салтане…» Вам необходимо поставить пропущенные знаки препинания в конце каждого предложения.

- Что нужно сделать, чтобы правильно поставить знак препинания в конце предложения? (определить вид предложения по интонации и по цели высказывания)

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный___

Что ж ты тих, как день ненастный___

Опечалился чему___»

Говорит она ему___

Проверка  на слайде.

В) распространённые и нераспространённые предложения

- Сравните предложения:

Ветер гуляет.

Ветер по морю гуляет.

- Чем похожи и чем отличаются эти предложения?

- Как называются предложения, состоящие только из главных членов?

- Как называются предложения, в которых кроме главных членов есть и второстепенные члены?

- В русском языке различают виды предложений по наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые.

- Давайте дадим характеристику предложению «Ветер на море гуляет.» (повеств., невосклицательное, распространённое).

Физминутка

Г) главные второстепенные члены предложения.

- Назовите грамматическую основу этого предложения. (ветер гуляет)

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- Как называется второстепенный член в этом предложении? Почему?

- Какие ещё второстепенные члены вы знаете?

- Что такое определение? Дополнение?

- Разберите предложение по членам.

Проверка на слайде и взаимопроверка

- Итак, мы закончили составление кластера.

- Кто сможет по этой схеме рассказать нам всё о предложении?

- Что ещё можно сюда добавить? (вопросы)

- Где мы можем использовать эту схему?

Д) Самостоятельная работа.

- А теперь давайте вспомним, какие чудеса были в «Сказке о царе Салтане»?

- Почему белочку вы назвали чудом?

- Сейчас я предлагаю записать текст, но про обычную белочку и выполнить задания, проверку будем проводить в парах.

Белка

На с.сне устроила белка уютное гн.здо. Белка – зв.рёк  ло.кий. Она бегает вверх и вниз по д.ревьям. Ос.нью белка делает запасы. Она суш.т гр.бы и орехи в ду.ло прячет.

1 группа: вставить пропущенные орфограммы, в 1 предложении подчеркнуть главные члены.

2 группа: вставить пропущенные орфограммы, в 1 предложении подчеркнуть обстоятельство.

3 группа: вставить пропущенные орфограммы, разобрать по членам 4 предложение.

4 группа: вставить пропущенные орфограммы, в 4 предложении подчеркнуть дополнение.

Проверка в парах и на слайде

  1. Итог урока, рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали? Какие умения отрабатывали? Что удалось на уроке? Что вызвало затруднения? Где нам может пригодиться схема, которую мы составили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Предложение" (1 класс)

Презентация к уроку русского языка "Предложение" ( 1 класс, УМК "Школа России")...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.

Презентация "Путешествие в зимний лес",  уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....

Конспект урока русского языка "Предложения с однородными членами", умк «Перспектива», 3 класс.

Урок русского языка , УМК «Перспектива»Тема урока: Предложения с однородными членами....

Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)

Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)...

Технологическая урока русского языка "Предложения. Виды предложений по интонации", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Предложения. Виды предложений по интонации» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний учащих...