Урок русского языка в 3 классе Тема: Проект «Рассказ о слове»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Варламова Марина Владимировна

Урок  русского языка  в 3 классе на тему : Проект «Рассказ о слове»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_rasskaz_o_slove_3_klass.doc476.5 КБ

Предварительный просмотр:

Варламова Марина Владимировна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ№23

города Якутска Республика (Саха) Якутия

Урок  русского языка  в 3 классе

Тема: Проект «Рассказ о слове»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок - проект

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия: антонимы, синонимы, пословицы

Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы:  мультимедийное оборудование, словари, карточки для групповой работы, фломастеры, бумага (формат А3), мел, доска.

                                                          Ход урока

I этап.  Организационный момент.

Дети заходят в кабинет, выстраиваются около доски.

- Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке.

- Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?

- По желанию подойдите и возьмите каждый себе карточку любого цвета, распределитесь на группы по цвету взятых карточек

(Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок, распределяются по группам)

II этап.  Самоопределение к деятельности

Постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

- Прослушайте песню и предположите, о чем она. ( Играет песня «Дорогою Добра»)

-Почему мнения о содержании песни разделились? Чего не хватает? (слов) Что такое слово?

-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах?

-Какая тема нашего проекта, как думаете?

-Какую цель поставим на уроке?

(Прослушивание муз. фрагмента песни. Диалог с учителем. Формулирование темы и цели проекта) 

III этап. Работа над проектом

1.Работа по формулированию учебных задач урока

2.Поиск источников информации. 

3.Выработка критериев оценивания работ

-Рассмотрите технологическую карту проекта.

-Для того чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта .

-Будем сегодня : Учиться ….. Определять, подбирать….(ответы детей)

-Посмотрите на карточки, которые вы взяли в начале урока. Что заметили? Что можно сделать с этими буквами? Составьте слово, о котором вы будете собирать информацию.

-Какими источниками информации воспользуетесь? (словари)

-Какие словари? (толковый, словарь синонимов и антонимов, орфографический словарь и т.д.)

-По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?

( на доске прикрепляются критерии оценивания работы в группах)

-Какие правила работы в группе надо соблюдать?

Так как сегодня день необычный, а день калейдоскопов. ( Урок проводился 15 мая в день Калейдоскопов)

Что такое калейдоскоп?

То и оформлять работу будем с помощью разноцветных листочков…

Калейдоскопа… ( на примере слова Калейдоскоп учитель показывает как выполнять по плану работу)

IVэтап. Работа в группах.  

Цель: создание проекта о слове. Защита проектов, самооценка групп.

Задания в группах, работа над словами по технологической карте:

1 группа - добро

2 группа - дорога

3 группа  - друг

4 группа  - игра

Распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями.

По окончании работы презентация проектов, оценивание работы групп:

 ! – отлично, всё получилось,

+ - хорошо, были незначительные ошибки,

-  не всё получилось, требуется помощь.

Vэтап. Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

- Как думаете, достигли мы цели урока?  (Осуществляют самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке)

- Продолжите фразу:

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

- В заключении послушайте песню, которую мы слушали в начале урока, но уже со словами.

- Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.

Приложение 1

Технологическая карта

СЛОВО________________________________________________

Задание

Ответственный

1

Определить значение слова

( поможет толковый словарь)

2

Объяснить орфографическое написание слова

( как говорим, а как пишем)

3

Подобрать однокоренные слова

4

Подобрать синонимы и антонимы к этому слову

5

Найти пословицу, поговорку или загадку к слову

(загадку можно сочинить самим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».

Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста....

Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему: Проект "Рассказ одного слова"

                              Схема- план.             1. Слово... и его лексическо...

Презентация проектов «Рассказ о слове», «Семья слов». «Составляем орфографический словарик».

активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;отрабатывать умение...

Проект "Рассказ о слове" (3 класс)

Проект представлен в виде презентации  по теме "Рассказ о слове" для 3 класса....

Проект "Рассказ о слове" 3 класс

В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания ...

Слово в языке и речи. Проект "Рассказ о слове"

Задачи урока: учить выполнять проекты, обогащать , уточнять и активизировать словарный запас речи учащихся, развивать умения работать в коллективе.Планируемые результаты:Личностные: фор...