Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему: Проект "Рассказ одного слова"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Схема- план.
1. Слово... и его лексическое значение (в толковом словаре).
2. История происхождения слова.*
3. Слово... и «слова-родственники» (однокоренные).
4. Слово... и его «друзья-синонимы».
5. Слово... и его «враги - антонимы».
6.Слово... во фразеологических оборотах.
7. Слово... и слова (сочетания) - рифмы.
8. Слово... в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в
загадках; в скороговорках; сказках; в русских народных песнях.
9. Слово... в названиях произведениях литературы.
10. Слово... в названиях газет, журналов, в рекламе.
11. Слово... в названиях картин художников.
12.Слово... в названиях художественных фильмов.
13.Слово... в детском речевом творчестве (стихи, сказки).
14. Слово... в иллюстрациях, рисунках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rodina.pptx | 1.9 МБ |
rodina._slepenko_t.n.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схема- план. Слово... и его лексическое значение (в толковом словаре). История происхождения слова. Слово... и «слова-родственники» (однокоренные). Слово... и его синонимы и антонимы. Слово... во фразеологических оборотах.
6. Слово... в русском фольклоре. Слово... в названиях газет, журналов. Слово... в названиях художественных фильмов. Слово… в названиях произведениях литературы. Слово... в названиях картин художников.
Слово... и его лексическое значение
История происхождения слова
3. Слово… и «слова-родственники»
4. Подобрать синонимы и антонимы
Слово… во фразеологических оборотах
Слово… в русском фольклоре
Родимая сторона – мать, _________. Где кто родился - _______________. Глупа та птица, которой _________. Жить – Родине __________________.
7. Слово… в названиях газет, журналов
8. Слово… в названиях художественных фильмах
9. Слово… в названиях произведений литературы
10. Слово… в названии картин художников
Шишкин
«Пойми меня» Шишкин «Рожь» Шишкин
Родина – это родной край
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная средняя школа №2 Кореновский район.
Учитель начальных классов Слепенко .Т. Н.
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
В качестве итогового урока по русскому языку за полугодие или за год предлагаю детям интересное творческое задание на тему «История одного слова».
Крайне важно убедить в полезности и увлекательности такой работы. Перед этим веду разъяснительную работу с учениками:
Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных. Л. Толстой говорил: «Слово – дело великое». Ощути сам, с помощью родителей как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков.
Развивай речь, формируй читательскую культуру, стремись быть вдумчивым.
Понаблюдай, как живет слово в сказке, песне, стихах. Поработай в библиотеке со словарями.
Девиз этой работы: «Вспомни, найди, придумай сам».
Для успешного выполнения задания раздается схема- план. (см. приложение)
Свою работу оформляют ученики, красиво используют разнообразные материалы.
Задание дается за две недели, после проводится презентация- защита детских работ. Работа может выполняться отдельно, в парах или коллективно.
Оценивается эта работа по нескольким предметам. По русскому языку – за грамотность, развитие речи. По литературному чтению – за уровень литературного творчества. По изобразительному искусству – за художественное представление работы.
Сегодня мы хотим предложить посмотреть фрагмент коллективной работы над словом Родина.
Формы организации работы по созданию энциклопедии одного слова могут быть разными: малые творческие группы, пары постоянного и сменного состава, индивидуальная работа. Учащиеся получают задания поискового характера: каждая группа рассматривает слово с какой-либо стороны. Задания такого характера позволяют работать со словарями, с различными энциклопедиями и со справочными пособиями, с произведениями художественной литературы, с Интернет – ресурсами. Это учит ребят находить и обрабатывать информацию, способствует формированию коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций
Тема урока: «История одного слова»
Цели урока: повторение на уроке различных видов языкового анализа;
обогащение словарного запаса;
воспитание патриотизма, речевой культуры, эстетического вкуса.
Оборудование: словари, журналы, рисунки детские.
Ход урока
У нас сейчас урок русского языка и тема нашего урока. Словарные слова и работа со словарями. Познакомимся с различными словарями. (Показ книг-словарей и дети разбирают словари к себе на парту)
Учитель: (запись стиха и показ слайдов, или читает учитель)
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое
Это все мое родное,
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Учитель: - О чем это стихотворение?
- О России, о Родине.
Учитель: - А задумывались ли вы, ребята, о происхождении, строении, значении слова "Родина”? Сегодня я вам предлагаю познакомиться с биографией этого слова. Мы должны определить: Что такое Родина? И будем работать по такой схеме: (показ слайда и установление очередности выступления детей) (закладки в словарях)
Схема- план.
1. Слово … и его лексическое значение (в толковом словаре). (Поднимают руки)
- История происхождения слова.*
- Слово... и «слова-родственники» (однокоренные).
- Подобрать синонимы и антонимы.
- Слово... во фразеологических оборотах.
- Слово... в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в
загадках; в скороговорках; сказках; в русских народных песнях. - Слово... в названиях газет, журналов, в рекламе.
- Слово... в названиях художественных фильмов.
- Слово … в названиях произведениях литературы.
10. Слово... в названиях картин художников.
14. Слово... в иллюстрациях, рисунках.
1. Определить лексическое значение слова родина.
Учитель: Каким словарем будем пользоваться? /Толковым/
Ученик: В толковом словаре я нашел значение слова Родина
Отечество, родная страна.
Место рождения, происхождения кого – чего - нибудь, возникновения чего – нибудь.
2. История происхождения слова.
Каким словарем мы будем пользоваться? Что такое этимология?
Ученики: (Читает с листочка) Мы будем пользоваться этимологическим словарем. - Этимология – это наука о происхождении слов, их родословная.
Родина – (общеславянское). Суффиксальное производное от "род”. Исходное значение – "семья” или "место рождения”
3. Слова… и «слова-родственники».
Учитель: Что такое родственные слова? Как иначе можно сказать? (Однокоренные) Подберите однокоренные слова.
Ученики: (Читает с листочка) Я нашел однокоренные слова к слову Родина в Орфоэпическом словаре. - Род, родители, родной, рождение, рождаемость, рождество, прародина, родич, сородич, безродный, родоначальник, родословная, родинка, благородный.
- Какой корень в этих словах?
Учитель: Какое слово вам запомнилось? Запишите слова и выделите корень. (ученики записывают в тетрадь).
4. Подобрать синонимы и антонимы.
Учитель: - Подберите синонимы и антонимы к слову родина.
Ученики: - В словаре синонимов я нашла. Родная страна (или земля); отечество, отчизна.
Отчий край, край отцов; родная сторона (или сторонка).
В словаре антонимов к слову Родина: чужбина.
5. Слово родина во фразеологических оборотах.
Учитель: - Что такое фразеологический оборот?
Ученики: - Это устойчивое сочетание слов.
Учитель: - Пользуясь фразеологическим словарем, найдите фразеологические обороты со словом " родина” или с родственными словами.
Ученики: - Фразеологизмов со словом родина не обнаружено. Учитель: - Как выйти из создавшейся ситуации? Ученик: - Есть только с родственными словами.
Родиться в сорочке (рубашке) – быть счастливым, удачливым во всем.
Синоним. Родиться под счастливой звездой. От народного поверья говорят: родился в рубашке” – это значит, у него будет счастливая жизнь.
Учитель: Поиск не нашел точного результата. Следуем дальше по плану.
6. Слово родина в русском фольклоре.
Учитель: - Творчество многих поэтов и писателей связано с темой родины. Нам даже не хватит времени, чтобы их перечислить, поэтому мы остановимся только на некоторых. Начнем с устного народного творчества.
Пословицы и поговорки о родине.( работаем с интерактивной доской.)Задача: подобрать к 1-ой части 2-ую.
Где кто родится - (там и пригодится).
Жить - Родине (служить)
Глупа та птица, которой (гнездо свое не мило).
На родной стороне (и камушек знаком).
Родимая сторона – мать, (чужая – мачеха).
Учитель: - Выпишите понравившуюся пословицу. Запишите в тетрадь. Объясните, как вы ее понимаете.
7. Слово … в названиях газет, журналов, в рекламе.
Журнал «Родина».
8. Слово... в названиях художественных фильмов
9. Слово … в названиях произведениях литературы.
- Теперь перейдем к художественной литературе. Я вам предлагаю прочитать отрывок из произведения Ф. А. Абрамова " Родное гнездо”.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой бугор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом, дымилась старая, еще отцом битая печь.
Беседа.
Учитель:
- Можно ли назвать любящими сыновей Степана Григорьевича? (Да) О чем они позаботились? (Удобства что бы были.)
- Почему страдал старик? (Покинул родное место) Какие чувства он испытывал? ( Покинул родное место) Что было предметом его переживаний? (Хутор - его родное место, печь из кирпича, то есть отчий дом)
Языковой анализ текста.
- Какие слова в тексте объединены понятием родины? (родной дом, отцом, печь, село, хуторе, район, дорога…).
10. Слово... в названиях картин художников.
Учитель: - Ребята, понятие Родины у каждого свое. Например, на данном видеоряде ведь тоже выражено понятие Родины, только красками. Попробуйте за художников назвать это (демонстрируется видеоряд с картинами русских художников).
Учитель: Ребята, сейчас я хочу показать, как дети понимают, что такое родина. Рисунки детей
Учитель: - А какой ваш отчий дом?
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная средняя школа №2 Кореновский район.
Учитель начальных классов Слепенко .Т. Н.
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
В качестве итогового урока по русскому языку за полугодие или за год предлагаю детям интересное творческое задание на тему «История одного слова».
Крайне важно убедить в полезности и увлекательности такой работы. Перед этим веду разъяснительную работу с учениками:
Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных. Л. Толстой говорил: «Слово – дело великое». Ощути сам, с помощью родителей как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков.
Развивай речь, формируй читательскую культуру, стремись быть вдумчивым.
Понаблюдай, как живет слово в сказке, песне, стихах. Поработай в библиотеке со словарями.
Девиз этой работы: «Вспомни, найди, придумай сам».
Для успешного выполнения задания раздается схема- план. (см. приложение)
Свою работу оформляют ученики, красиво используют разнообразные материалы.
Задание дается за две недели, после проводится презентация- защита детских работ. Работа может выполняться отдельно, в парах или коллективно.
Оценивается эта работа по нескольким предметам. По русскому языку – за грамотность, развитие речи. По литературному чтению – за уровень литературного творчества. По изобразительному искусству – за художественное представление работы.
Сегодня мы хотим предложить посмотреть фрагмент коллективной работы над словом Родина.
Схема- план.
1. Слово … и его лексическое значение (в толковом словаре). _____________________________________________
- История происхождения слова.
3. Слово ... и «слова-родственники» (однокоренные).
_________________________________________________
_________________________________________________________
- Подобрать к слову … синонимы -_______________
антонимы -_______________
5. Слово ... во фразеологических оборотах.
6. Слово ... в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; сказках; в русских народных песнях.
______________________________________________
7.Слово ... в названиях газет, журналов, в рекламе.
_____________________________________________
8. Слово ... в названиях художественных фильмов. _________________________________________
9.Слово … в названиях произведениях литературы. _______________________________________
10. Слово ... в названиях картин художников.
__________________________________________
1. Определить лексическое значение слова родина.
Учитель: Каким словарем будем пользоваться? /Толковым/
Ученик: В толковом словаре я нашел значение слова Родина
Отечество, родная страна.
Место рождения, происхождения кого – чего - нибудь, возникновения чего – нибудь.
2. История происхождения слова.
Каким словарем мы будем пользоваться? Что такое этимология?
Ученики: (Читает с листочка) Мы будем пользоваться этимологическим словарем. - Этимология – это наука о происхождении слов, их родословная.
Родина – (общеславянское). Суффиксальное производное от "род”. Исходное значение – "семья” или "место рождения”
3. Слова… и «слова-родственники».
Учитель: Что такое родственные слова? Как иначе можно сказать? (Однокоренные) Подберите однокоренные слова.
Ученики: (Читает с листочка) Я нашел однокоренные слова к слову Родина в Орфоэпическом словаре. - Род, родители, родной, рождение, рождаемость, рождество, прародина, родич, сородич, безродный, родоначальник, родословная, родинка, благородный.
Учитель: Какое слово вам запомнилось? (Записывают в тетрадь)
4. Подобрать синонимы и антонимы.
Учитель: - Подберите синонимы и антонимы к слову родина.
Ученики: - В словаре синонимов я нашла. Родная страна (или земля); отечество, отчизна. Отчий край, край отцов; родная сторона(или сторонка).
В словаре антонимов к слову Родина: чужбина.
5. Слово родина во фразеологических оборотах.
Учитель: - Что такое фразеологический оборот?
Ученики: - Это устойчивое сочетание слов.
Учитель: - Пользуясь фразеологическим словарем, найдите фразеологические обороты со словом " родина” или с родственными словами.
Ученики: - Фразеологизмов со словом родина не обнаружено. Учитель: - Как выйти из создавшейся ситуации?) Ученик: - Есть только с родственными словами.
Родиться в сорочке (рубашке) – быть счастливым, удачливым во всем.
Синоним. Родиться под счастливой звездой. От народного поверья говорят: родился в рубашке” – это значит, у него будет счастливая жизнь.
- Слово … в названиях произведениях литературы.
Отрывок из произведения Ф. А. Абрамова " Родное гнездо”.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой бугор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом, дымилась старая, еще отцом битая печь.
Беседа.
Учитель:
- Можно ли назвать любящими сыновей Степана Григорьевича? (Да) О чем они позаботились? (Удобства что бы были.)
- Почему страдал старик? (Покинул родное место) Какие чувства он испытывал? ( Покинул родное место) Что было предметом его переживаний? (Хутор - его родное место, печь из кирпича, то есть отчий дом)
- Какие слова в тексте объединены понятием родины? (родной дом, отцом, печь, село, хуторе, район, дорога…).
Тема урока: «История одного слова»
Цели урока: повторение на уроке различных видов языкового анализа;
обогащение словарного запаса;
воспитание патриотизма, речевой культуры, эстетического вкуса.
Оборудование: словари, журналы, рисунки детские.
Ход урока
Ребята, у вас сейчас урок русского языка и тема урока: « Словарные слова и работа со словарями». Меня зовут Т. Н. и я хочу начать урок со стихотворения, а вы подумайте о чем оно?
Учитель: ( показ слайдов, читает учитель)
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое
Это все мое родное,
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Учитель: - О чем это стихотворение?
- О России, о Родине.
Учитель: - А задумывались ли вы, ребята, о происхождении, строении, значении слова "Родина”? Сегодня я вам предлагаю познакомиться с биографией этого слова. Мы должны определить: Что такое Родина? И помогут нам в этом словари. Работать будем по такой схеме: (показ слайда и установление очередности выступления детей) (закладки в словарях)
Схема- план.
1. Слово … и его лексическое значение (в толковом словаре). (Раздаю словари)
- История происхождения слова.*
- Слово... и «слова-родственники» (однокоренные).
- Подобрать синонимы и антонимы.
- Слово... во фразеологических оборотах.
- Слово... в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в
загадках; в скороговорках; сказках; в русских народных песнях. - Слово... в названиях газет, журналов, в рекламе.
- Слово... в названиях художественных фильмов.
- Слово … в названиях произведениях литературы.
10. Слово... в названиях картин художников.
14. Слово... в иллюстрациях, рисунках.
Учитель: Ребята, а вы умеете пользоваться словарями. (слова в слварях расположены в алфавитном порядке. В этом нам поможет алфавит
- Определить лексическое значение слова родина.
Учитель: Каким словарем будем пользоваться? /Толковым/
Ученик: В толковом словаре я нашел значение слова Родина
Отечество, родная страна.
Место рождения, происхождения кого – чего - нибудь, возникновения чего – нибудь.
2. История происхождения слова.
Каким словарем мы будем пользоваться? Что такое этимология?
Ученики: (Читает с листочка) Мы будем пользоваться этимологическим словарем. - Этимология – это наука о происхождении слов, их родословная.
Родина – (общеславянское). Суффиксальное производное от "род”. Исходное значение – "семья” или "место рождения”
3. Слова… и «слова-родственники».
Учитель: Что такое родственные слова? Как иначе можно сказать? (Однокоренные) Подберите однокоренные слова.
Ученики: (Читает с листочка) Я нашел однокоренные слова к слову Родина в Орфоэпическом словаре. - Род, родители, родной, рождение, рождаемость, рождество, прародина, родич, сородич, безродный, родоначальник, родословная, родинка, благородный.
- Какой корень в этих словах?
Учитель: Какое слово вам запомнилось? Запишите слова и выделите корень. (ученики записывают в тетрадь).
4. Подобрать синонимы и антонимы.
Учитель: - Подберите синонимы и антонимы к слову родина.
Ученики: - В словаре синонимов я нашла. Родная страна (или земля); отечество, отчизна.
Отчий край, край отцов; родная сторона (или сторонка).
В словаре антонимов к слову Родина: чужбина.
5. Слово родина во фразеологических оборотах.
Учитель: - Что такое фразеологический оборот?
Ученики: - Это устойчивое сочетание слов.
Учитель: - Пользуясь фразеологическим словарем, найдите фразеологические обороты со словом " родина” или с родственными словами.
Ученики: - Фразеологизмов со словом родина не обнаружено. Учитель: - Как выйти из создавшейся ситуации? Ученик: - Есть только с родственными словами.
Родиться в сорочке (рубашке) – быть счастливым, удачливым во всем.
Синоним. Родиться под счастливой звездой. От народного поверья говорят: родился в рубашке” – это значит, у него будет счастливая жизнь.
Учитель: Поиск не нашел точного результата. Следуем дальше по плану.
6. Слово родина в русском фольклоре.
Учитель: - Творчество многих поэтов и писателей связано с темой родины. Нам не хватит времени, чтобы перечислить всежанры, поэтому мы остановимся только на некоторых. Начнем с устного народного творчества.
Пословицы и поговорки о родине.( работаем с интерактивной доской.)Задача: подобрать к 1-ой части 2-ую.
Где кто родится - (там и пригодится).
Жить - Родине (служить)
Глупа та птица, которой (гнездо свое не мило).
На родной стороне (и камушек знаком).
Родимая сторона – мать, (чужая – мачеха).
Учитель: - Выпишите понравившуюся пословицу. Запишите в тетрадь. Объясните, как вы ее понимаете.
7. Слово … в названиях газет, журналов, в рекламе.
Журнал «Родина».
8. Слово... в названиях художественных фильмов
9. Слово … в названиях произведениях литературы.
- Теперь перейдем к художественной литературе. Я вам предлагаю прочитать отрывок из произведения Ф. А. Абрамова " Родное гнездо”.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой бугор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом, дымилась старая, еще отцом битая печь.
Беседа.
Учитель:
- Можно ли назвать любящими сыновей Степана Григорьевича? (Да) О чем они позаботились? (Удобства что бы были.)
- Почему страдал старик? (Покинул родное место) Какие чувства он испытывал? ( Покинул родное место) Что было предметом его переживаний? (Хутор - его родное место, печь из кирпича, то есть отчий дом)
Языковой анализ текста.
- Какие слова в тексте объединены понятием родины? (родной дом, отцом, печь, село, хуторе, район, дорога…).
10. Слово... в названиях картин художников.
Учитель: - Ребята, понятие Родины у каждого свое. Художники выражают понятие Родины красками. Что для них значит Родина? (демонстрируется видеоряд с картинами русских художников).
Учитель: Ребята, сейчас я хочу показать детские рисунки. Что объединяет их? Поля пшеницы, подсолнуха это Кубанская земля – ваша родина, ваш отчий дом? Закройте глаза на минутку подумайте, а какой ваш отчий дом?
Учитель: С историей какого слова мы познакомились? С помощью чего нам это удалось сделать? С помощью словаря можно расследовать происхождение любого слова и я предлагаю дома поработать над словом дорога. Схема у вас есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку 2 класс по теме"Понятие о словах, обозначающих признаки предмета"
Основная цель углубления представления учащихся о роли в нащем языке слов, обозначающих признаки предметов. Развивать умение ставить к слову вопрос. Учить детей описывать предметы с помощью имен прила...
Разработка урока по русскому языку 2 класс на тему "Устаревшие слова"
Автор: Кичигина Галина Григорьевна, учитель начальных классов.Образовательное учреждение: МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»Предмет: русский язык, УМК «Начал...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Лексическое значение слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классеТема: «Лексическое значение слова»Целевые установки:- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;- познакомить с лексическим значением сл...
Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС
Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".
Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме: "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"
Урок русского языка...
Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"
Урок русского языка 3 класс разработаны согласно ФГОС...