Методическая разработка урока русского языка по теме "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Методическая разработка по теме "Наречие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_narechie.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наречие»
Цели урока: познакомить с частью речи – наречие, учить отличать наречие от других частей речи
Формирование УУД:
Предметные УУД:
Должны узнать: о наречии, как о части речи;
Должны научиться: задавать вопросы к наречию, различать наречие среди других частей речи.
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к процессу получения знаний;
Регулятивные УУД:
- овладеть приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении наречия.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
-доносить информацию до участников образовательного процесса;
- уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей.
Ход урока
- 1.Организационный момент.
-Русский язык богат тайнами, которые мы постоянно с вами разгадываем и сегодня наш урок не будет исключением. Мы будем открывать новые тайны русского языка. Ну, что начнем? Хорошо.
II. Самоопределение к учебной деятельности.
Я хочу предложить вам выполнить задание.
ЭТИ ЗНАКОМЫЕ - НЕЗНАКОМЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Русский язык необыкновенно богат этой частью речи, которая делает нашу речь точной, образной, выразительной. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием, потому, что почти всегда она живет и работает с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а эта часть речи, как может, помогает глаголу: поясняет, уточняет его, придаёт ему четкость. Что же это за часть речи?
Прочитай слова: ветер, сильно, раскачивал, снежная, снег, внизу, хорошая, выпал, погода, сегодня, пушистый, лежал
Работая в паре, распредели эти слова в таблицу по частям речи. Обозначь название частей речи в верхней строке. Дай название словам незнакомой для тебя части речи.
Обсуди с товарищем полученные результаты.
-Как же вы назвали слова незнакомой для вас части речи? А может быть, кто-то из вас уже знает, к какой части речи относятся эти слова?
-Какая же тема урока? (Наречие)
-Вы что-либо знаете про эту часть речи?
-Какую цель мы поставим?
Нам нужно узнать:
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- С какой частью речи связано?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения является?
- Роль наречия в предложении.
У вас на солее лежат полоски, на которых записаны слова.
Пришёл, издалека, стоит, близко, идет, быстро, журчит, звонко
Работая в паре, составьте словосочетания с этими словами.
-Какую роль играет наречие, относящееся к глаголу.
(поясняет действия, конкретизирует действия, характеризуют действия, выделяют особенности действия…)
Вот вы сказали, что наречие поясняет, характеризует глагол. А скажите, что наречие может обозначать, кто-нибудь может ответить. Прилагательное, что обозначает? (признак предмета). А почему признак предмета? (поясняет, характеризует имя существительное). А наречие у нас какую часть речи поясняет, характеризуют? (глагол). Так, что может обозначать наречие, если оно тоже поясняет, характеризует? (признак). А глагол у нас что обозначает (действие).
Делают вывод: если глагол обозначает действие , значит, наречие будет обозначать признак этого действия.
Сейчас мы продолжим работу по изучению такой интересной части речи, как наречие. Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа будет узнавать что-то новое о наречии и потом представит результаты своей работы.
1 группа готовит ответ на вопрос:
На какие вопросы отвечает наречие?
-Подберите к наречиям правильные вопросы:
1. близко, слева, справа- ____________________ откуда?
2. направо, налево, вверх-_____________________ как?
3. сегодня, вчера, завтра-___________________ куда?
4.издалека, сверху, справа-__________________ где?
5. честно, дружно, интересно-____________________ когда?
Вывод:_______________________________________________________________
2 группа. Как изменяется наречие?
Измените наречие:
По числам (вместе) по родам (вчера) по временам (сегодня)
шагаем__________ пришёл_______ рисовал______________
шагаете__________ пришла_______ рисует_______________
шагают__________ пришло______ нарисует______________
Вывод:______________________________________________________________________
3 группа. Каким членом предложения является наречие?
Составьте предложение и разберите по членам предложения.
(мальчик, тропинке, маленький, бежал, по, весело)
Вывод:________________________________________________________________
Параллельно каждая группа записывает свои выводы в общую таблицу на доске. (ватман)
Каждая группа сообщила много интересного о наречии. Давайте сейчас на основе вашей информации сделаем общий вывод.
Наречие
- Самостоятельная часть речи
- Отвечает на вопросы «как?», «когда?» ,«где?», «куда?», «откуда?»;
- Обозначает признак действия;
- Не изменяется.
Сравните свой вывод с информацией в учебнике на стр. 73-74. После сравнения записывают выводы в таблице на карточке. (для вклеивания в тетрадь)
Стр. 74, упражнение 126.
-Какую роль выполняют наречия в речи?
-А сейчас проверим, сможете ли вы найти наречие среди других частей речи.
ОХ УЖ ЭТИ НАРЕЧИЯ. Буратино невзлюбил эту часть речи еще до того, как узнал о ней. «Всю жизнь она меня преследует: стой прямо, сиди ровно, говори правильно, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно», - слышал он ежечасно. Всё это непросто выполнить.
А ему интересно было бегать по улице, лежать горизонтально, тихо щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана».
Найди в выделенном тексте наречия, которые использовал Буратино. Подчеркни их.
Проверь: прямо, ровно, правильно, красиво, верно, аккуратно, ежечасно, непросто, интересно, горизонтально, тихо.
Оцени себя:
Правильно подчеркнуты все слова (!)
Правильно подчеркнуты 8-10 слов (+)
Правильно подчеркнуты 5-7 слов (+-)
Правильно подчеркнуты 1-4 слова (-)
Какие умения нужны, чтобы выполнить это задание?
Итог урока.
Какое было задание? Что нужно было сделать в задании?
Справились полностью или с ошибкой?
Вернемся к целям урока. Все ли мы узнали о наречии?
Домашняя работа: Составить словарик наречий (10-15 слов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...
Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)
Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....