Специальная методика изучения части речи «Прилагательное»
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
-анализ научно-методических подходов и анализ программного методического материала и учебников
-анализ программного методического материала и учебников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 215.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация Часть речи «Имя прилагательное» анализ научно-методических подходов и анализ программного методического материала и учебников анализ программного методического материала и учебников
Анализ научно-методических подходов Изучением особенностей речи умственно отсталых детей занимались многие авторы : В.В.Воронкова М.Ф.Гнездилов Г.М. Дульнев Л.В. Занков Р.И. Лалаева В.Г. Петрова З.Н.Смирнова Ж.И. Шиф
Умственно отсталые обучающиеся редко используют прилагательные в своей речи и испытывают значительные трудности при изучении этой части речи. Анализ научно-методических подходов Р.И. Лалаева В.Г. Петрова Ж.И. Шиф
Анализ научно-методических подходов М.Ф . Гнездилов Учет структуры речевого дефекта обучающихся Учет трудностей дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм Учет последовательности работы над грамматическими формами От конкретного к абстрактному От семантически простых форм к семантически более сложным От продуктивных к непродуктивным От простых по грамматическому оформлению к более сложным по грамматическому оформлению
Анализ научно-методических подходов Т.Б. Епифанцева Последовательности при работе с падежными формами При согласовании прилагательного и существительного Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа Винительный падеж, родительный, дательный, творительный Отрабатываются именительный падеж мужского и женского рода Именительный падеж среднего рода Косвенные падежи словосочетания прилагательного с существительным
Анализ научно-методических подходов М.Ф . Гнездилов Речевые системы у умственно отсталых детей Неправильны Недифференцированны Неустойчивы
Анализ научно-методических подходов Этапы изучения слов, обозначающих признаки предметов Слово - название признака Признаки предметов По нескольким названиям признаков мы можем узнать предмет Сравнение предметов по признакам Согласование названий признаков и предметов Тексты, распространенные признаками предметов
Анализ научно-методических подходов Е.Ф. Соботович О бучающиеся младших классов специальной школы редко употребляют в своей речи и прилагательные, характеризующие внутренние качества человека, героя прочитанной сказки.
Анализ научно-методических подходов А.К. Аксенова Г.М. Дульнев Г.М. Дульнев в своих работах указывал на то, что у обучающихся коррекционной школы более половины воспроизводимых имен прилагательных приходится на группу слов в 10-15 единиц. Э ти цифры отражают только среднестатистические показатели Подлинную картину различий между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей можно наблюдать, рассматривая слова конкретных лексико-семантических групп и лексико-грамматических категорий.
Анализ научно-методических подходов Лексико-грамматические задания Выбор синонимов Выбор антонимов Образование одной части речи от другой Изменение формы слова При таком подборе упражнений в центре внимания оказываются вопросы расширения словаря, отработки структуры предложений, связных высказываний.
Анализ научно-методических подходов Виды грамматических и орфографических упражнений - списывание с различными заданиями; - работа с орфографическим словарем; - самостоятельный подбор примеров по заданию учителя; - составление предложений по схемам ; - ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими задачами ; -творческий и выборочный диктанты ; - изложения и сочинения с грамматическими заданиями .
Анализ научно-методических подходов Учитель должен постоянно менять виды деятельности на уроке, создавать занимательные ситуации, использовать познавательные игры, тем самым создавать интерес к работе на уроке. Обучающихся учат склонять прилагательные по родами, падежам и числам, что способствует развитию грамматической, связной устной и письменной речи .
Анализ программного методического материала и учебников Материал по грамматике и правописанию в 5- 9-м классах 5 класс - знакомство с именем прилагательным 6 класс - детальное знакомство с именем прилагательным, с его признаками и правописанием 7 класс - обобщение знаний о ранее пройденных частях речи 8 и 9 классы – расширение знаний об изученных частях речи
Анализ программного методического материала и учебников Тема «Имя прилагательное» разряды прилагательных по значению - качественные, относительные и притяжательные степени сравнения прилагательных (простая и составная ) краткие и полные прилагательные падеж ч исло род
Анализ программного методического материала и учебников Программы Программа В.В. Воронковой Программа А.К. Аксеновой составлению словосочетания различных форм подбору словосочетаний с прямым и переносным значением поиску синонимичных пар
Анализ программного методического материала и учебников Практический материал учебников Развитие учебно - языковых умений Развитие правописных умений Развитие речевых умений Упражнения учебников ориентированы и на развитие познавательной активности обучающихся.
Анализ программного методического материала и учебников Учитель должен постоянно менять виды деятельности на уроке. Обучающихся учат склонять прилагательные, что способствует развитию грамматической, связной устной и письменной речи.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол . фак. Педвузов . -- М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш . пед . учеб. заведений /, Н. А. Ипполитова , Т. А. Ладыженская , М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. Воронкова В.В. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида . Сборник 1 5-9 классы Под редакцией В.В.Воронковой Владос 2010 г. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. — М., 1965. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых учащихся старших классов в процессе обучения русскому языку : дис . … докт . пед . наук.: 13.00.03. – СПб., 2006. – 548 с. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., 1987. Методика развития речи учащихся на уроках русского языка / Под ред. ТА. Ладыженской . — М., 1980. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед . ин- тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» .— М.: Просвещение, 1979.- С. 305 – 313 Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. — М., 1971. Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. — М., 1971. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) /Е.Ф. Соботович М.: Классике Стиль, 2003. - 160 с. Шилова Е.А. Изучение словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) на уроках изобразительного искусства Педагогический имидж . 2019. Т. 13. № 3 (44) . С. 410-420. Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации. 5-9 классы: учеб, пособие для общеобразоват . организаций, реализующих адапт . основные общеобразоват . программы / Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 2016. – С. 112 -113 Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Русский язык.Часть речи - прилагательное. 3 класс.
Отличие части речи - прилагательное от других частей речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/11/picture-466787-1562874522.jpg)
Урок в 3 классе по русскому языку "Часть речи - прилагательное"
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Часть речи – прилагательное.Цель: Ознакомить с новой частью речи именем прилагательным, его ролью в речи.Задачи:1. Ознако...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-457161-1420467903.jpg)
Возможности использования приёмов фантазирования на уроках русского языка при изучении частей речи
Статья содержит разработанную систему творческих заданий с использованием приёмов фантазирования на уроках русского языка....
Русский язык 3 кл. УМК «ШР». «Части речи. Обобщение и уточнение об изученных частях речи. Словарный диктант».
Цели деятельности учителя: совершенствование умений распознавать части речи; развивать устную речьПланируемые результаты: Познавательные:Знать:- определение изученных части речи и их грамматичес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-921685-1505674771.jpg)
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-1451751-1674341343.jpg)
Методика изучения части речи «Личные местоимения»
Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А.С. Большаков, Л.В. Филиппова). В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка наход...