Урок русского языка по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Класс: 2
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Тема урока: Что такое имя существительное?
Цель урока: формирование представления о том, что такое существительное и на какие вопросы оно отвечает.
Задачи урока: - дать более глубокое представление об имени существительном как части речи;
- формировать грамматическое понятие «имя существительное»;
- развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.
Оборудование: доска, раздаточный материал для индивидуальных заданий.
Основные понятия: ударение, орфограмма, морфология, имя существительное, одушевленность и неодушевленность.
Этап урока | Образовательная задача урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы | Формы учебной деятельности | Планируемые результаты |
Организационный момент | Мотивирование учащихся к деятельности. | Поднимите руку те, кто уверен, что у него сегодня всё получится. У всех сегодня хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Для того, чтобы наш урок прошёл активно, интересно, а главное познавательно давайте вспомним некоторые правила, которые помогут именно так провести урок.
Молодцы! Садитесь пожалуйста. | Мы хороший дружный класс, все получится у нас. -Поднимают руки. Да -Улыбаются … внимательным … понятно … поднимать … перебивать … руку. - Садятся | Беседа | Фронтальный | Регулятивные: самоорганизация |
Этап актуализации знаний | Включение в систему знаний и подведение к теме урока. | Тетрадочку перед собой положили, открыли. Не забываем отступить две строки вниз. Посмотрите на доску, запишите дату, сегодня 14 февраля. Сразу проверяем посадку, положение тетради. Классная работа. Кто написал, ручку пока положили. Ребята, давайте вспомним, с чего мы начинаем с вами урок русского языка. Да, правильно, и сегодняшний урок не станет исключением. Но в этот раз я решила объединить её с речевой разминкой. Посмотрите, пожалуйста, на большую доску, я показываю указкой куда нужно смотреть. Прочитайте запись в строке. Что это написано? Вы согласны с тем, что это предложение? А какие признаки предложения? Кто прочитает нам это предложение? Прочитаем хором. Какой звук в словах этой скороговорки мы произносили чаще других и звонче других? Согласны с этим? Посчитайте, сколько раз мы его произнесли в словах? А может кто-то уже догадался, в письме какой буквы мы сегодня будем упражняться? Сколько букв? Сегодня мы поупражняемся в написании каких букв р? Хорошо, начнем со строчной. Взяли ручку в руки. Сегодня мы сократим минутку чистописания напишем всего пол строки. - Пишет на доске, как должны начать писать учащиеся, объясняет им. Получилось сколько букв строчных? Обратите внимание на параллельные прямые, это самое сложное в упражнении. Работаем. На что нужно обращать внимание? Пишем только до серединки. Ручку положили. | - Записывают дату, соблюдая наклон тетради и посадку. С минутки чистописания. -Читают в полголоса. - Скороговорка, предложение. Да Слова связаны по смыслу, в конце стоит точка, первое слово пишется с заглавной буквы, имеет законченную мысль. - Читают по руке, хором. Р. Да. 4. Сегодня мы будем упражняться в написании буквы р. 2. Заглавной и строчной. 2. -Пишут в тетрадях. На наклон, ширину. | Беседа | Фронтальная | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. Познавательные: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Динамическая пауза: ручки вниз опустили, аплодисменты, потрясли, крутят в ладошках карандаш, ручки вниз, встряхнули. | ||||||
Следующее упражнение у нас связано с заглавной буквой р, сколько элементов в ней можно выделить? Назовите их. В чем особенность этой буквы? Элементы связаны между собой? - Показывает на доске. - Ходит и проверяет написание, поправляет ошибки. Заканчиваем работу. Поменялись тетрадками. Сделайте два подчёркивания: в первом упражнении и во втором. Дайте друг другу рекомендации. Карандашики положили. Поднимите руку, кто может похвалить соседа. А кто может сказать, за что он может похвалить соседа? Закроем тетради. И так, как вы уже поняли, в речевой разминке у нас сегодня скороговорка. Даю вам несколько секунд потренировать самого себя. Попробуем все вместе. Кислород в нос, выдохнули, правая рука. Поменяли. Ребятки, кого я назову, подойдите, пожалуйста, за индивидуальным заданием. Написали на следующей строке словарь. Давайте вспомним, написание каких слов мы отрабатываем в словарной работе. Давайте вспомним, какую работу мы обычно выполняем со словарными словами. Глазами прочитайте слова (с доски). Слова какой тематической группы мы повторяем сегодня? Назовите одним словом. Хорошо, начинаем работать. Одновременно начнём работать с доской. Внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте разделить их на 2 группы. Почему вы так разделили? Ребята, где мы с вами живем? Значит мы кто? Как ещё можно ответить? Значит мы екатеринбуржцы. Это сложное слово, но мы таковыми являемся. Ещё как можно сказать? Ребята, скажите, я все слова нашего русского языка ведь тоже где-то живут? Как называется эта страна? Что же это за страна такая? Каждое словечко принадлежит разным частям речи. В этой одной большой стране живут разные части речи. Какие части речи мы узнаем? Мы успели пока познакомиться только с основными частями речи, но в дальнейшем познакомимся и с остальными. Вы любите путешествовать? Отправимся сегодня в путешествие по стране морфология? Я предлагаю вам самим сегодня определить в гости к какой части речи мы сегодня отправимся. Чтобы сделать это, расшифруйте слово, которое я загадала:
Какое слово зашифровано? | 2 Прямая наклонная сверху вниз с закруглением внизу и шляпка. Нет. - Пишут в тетрадях. - Проверяют работы друг друга. - Называют причины. -Читают в пол голоса. - Кто уверен в себе поднимают руку и читают вслух. По возрастанию скорости. - Закрывают одну ноздрю, дышат другой. -Получают индивидуальные задания. Слова, в которых непроверяемые орфограммы. Делим на слоги, обозначаем ударение и орфограммы. -Читают. Я могу обозначить темой школа. -По одному выходят к доске, делят, ставят ударение, выделяют орфограммы, объясняют. -Делят на группы полным ответом, объясняют причины такого деления. -Находят разные способы деления на группы. В России. Россияне. Мы живём в Екатеринбурге. Мы живём на Урале. Мы живём на планете Земля. Да Морфология. Это наука, изучающая части речи. -Перечисляют. Да Да Отвечают на вопросы и прикрепляют отгаданные буквы на доску.
Предмет. - Один складывает у доски. | Беседа, чистописание, словарная работа | Парная, индивидуальная, фронтальная. | |||
Целеполагание | Обозначение темы урока. | А как это слово может быть связано с той страной, куда мы отправимся? Нам предстоит узнать и о других лексических значениях имен существительных. Наверное, я сейчас не скажу ничего нового, сказав, что в этой стране живёт больше всего жителей. Всюду нас окружат разные… Хорошо, значит мы с вами отправляемся в долгое путешествие в страну имени существительного. | Мы отправимся в страну имя существительное. Так как они обозначают предметы. … предметы. | Беседа | Фронтальная | |
Этап выявления причин и места затруднения. | Формирование знаний об имени существительном. | Мы кое-что уже знаем об этой части речи. На какие вопросы отвечает эта часть речи? Почему этих вопросов 2? Так, учебник перед собой, страница 44. Прочитали название большой темы. Какая подтема? Назовите вопрос, на который мы чётко должны знать ответ. Найдите упражнение 74. Рассмотрите иллюстрации. Кто узнал все предметы, поднимите, пожалуйста, руку. Максим, читай задание. И так, тот, кто называет предмет, задаёт к этому слову вопрос. На какие две группы вы можете разделить эти предметы? Назовите слова, к которым вы задавали вопрос кто? К каким задавали вопрос что? На какие две группы мы разделили слова? На 45 страничке вверху найдите Мудрую Сову. Что она нам вещает? В начале нашего разговора об этой части речи, мы говорили, что не только предметы могут обозначать имена существительные. Перелистните страничку и найдите рубрику для любознательных. Вы у меня любознательные? Давайте прочитаем, а что же ещё могут обозначать имена существительные. Много всего обозначают имена существительные? На последующих уроках мы с вами как раз и будем тренироваться в определении лексического значения имен существительных. Но, а сегодня посмотрим, как вам удалось сходу с этом вопросе разобраться. | Имена существительные отвечают на вопросы кто? Что? Потому что есть одушевленные и неодушевленные. Имя существительное. Что такое имя существительное. - Максим озвучивает задание - Называют предметы по порядку. Я могу разделить эти слова, которые отвечают на вопрос что? И кто? Девочка, сорока, обезьяна, Снегурочка. Одушевленные и неодушевленные. - По поднятой руке читают определение имени существительного. Да. -Читают страничку для любознательных. Да. | Беседа, работа с учебником | Фронтальная | Коммуникативные: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. Познавательные: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: действие с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Первичная проверка понимания материала. | На слайде представлены слова, вам нужно их сгруппировать по их лексическому значению. Назовите существительные, которые мы отнесли к первой группе. Ко второй. К третьей. | -Отвечают по поднятой руке. (на слайде три корзинки с названиями, внизу слова, нужно распределить их по корзинкам) -Называют | Дидактическая игра | Фронтальная | Регулятивные: действие с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Этап рефлексии | Ребята, сегодня мы на уроке русского языка отправились в путешествие в страну, которая называется… Что мы сегодня узнали о жителях этой страны? На какие? А что могут обозначать эти слова? Поднимите руку те, кто могут себя похвалить за работу на сегодняшнем уроке. Кто может сказать за что. | Имя существительное. Могут отвечать на разные вопросы. Кто или что. Предметы, явления, события, растения, животных, качества, признаки. В конце урока ученица читает стихотворение наизусть. Поднимают руку и называют причину. | Беседа | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: анализ результатов своего труда, выражение своего мнения в соответствии с поставленными задачами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе
Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....
Презентация к уроку русского языка "Род имён существительных"во 2 классе
Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён существительных"в 4 классе
В игровой форме легко можно усвоить эту тему...
Урок русского языка " Склонение имён существительных"
Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...
Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"
Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...