Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика" для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности"Веселая грамматика" разработана для обучающихся 2 класса в соотвествии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_veselaya_grammatika_2_klass.docx | 76.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработана
для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами.
Программа рассчитана на 35 часов в год; 1 час в неделю.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность. «Веселая грамматика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по грамматике.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Веселой грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, занятие «Веселая грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения «Веселой грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Основными задачами реализации данной программы являются:
1. Расширение, углубление и закрепление у младших школьников знания по русскому языку. Так же показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
2. Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.
3. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
4. Формирование культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
5.Развитие смекалки и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты программы:
Личностные результаты:
Учащихся получат возможность научиться:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Познавательные.
Учащиеся научаться:
- осуществлять писк необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочный материал;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и - общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Содержание занятий.
Тема 1. Звуки и буквы. В стране звуков. (1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Фонетический чайнворд. (1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки».
Тема 3. Веселые рифмы (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». Веселые стихи.
Тема 4 -5. Грамматическая сказка. Слог.
Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница».
Тема 6 – 8. Как рождаются звук
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б. Заходер «Моя Вообразилия ». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Веселые рифмы. ЧК и ЧН!..(1 ч.)
Чередование. Ключ к тайнам. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. Влиятельные буквы. (1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами». (1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Грамматические сказки. (1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных. (2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С. Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция». (2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность. (1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем. (1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова? (1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу. (2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Поле чудес. Словокат. 1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Превращение слов. Словари.
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!» (2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33-34. «Пересаженные» корни. (1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 35. Итоговое занятие. Олимпиада. (1ч.)
Ресурсы реализации программы:
- Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая
Тематическое планирование по
внеурочной деятельности «Занимательная математика».
2-й класс на 2021/2022 учебный год.
Всего часов по программе: 34 часа
Кол-во занятий в неделю:1
Вишневского филиала
МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа»
Учитель начальных классов: Гуляева Е. Л.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук». | 1 | 02.09.21 | ||
2 | Как люди научились считать. | 1 | 09.09.21 | ||
3 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | 16.09.21 | ||
4 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 | 23.09.21 | ||
5 | Упражнения с трёхзначными числами. | 1 | 30.09.21 | ||
6 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | 07.10.21 | ||
7 | Решение олимпиадных задач. | 1 | 14.10.21 | ||
8 | Арифметический диктант. Игра «Кто быстрее?» | 1 | 21.10.21 | ||
9 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | 28.10.21 | ||
10-11 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 2 | 11.11.21 18.11.21 | ||
12 | Решение олимпиадных задач | 1 | 25.11.21 | ||
13 | Обратные задачи. | 1 | 02.12.21 | ||
14 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | 09.11.21 | ||
15 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | 16.12.21 | ||
16 | «Газета любознательных». | 1 | 23.12.21 | ||
17 | Решение нестандартных задач. | 1 | 30.12.21 | ||
18 | Решение олимпиадных задач. | 1 | 13.01.22 | ||
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 1 | 20.01.22 | ||
20 | Школьная олимпиада. | 1 | 27.01.22 | ||
21 | Работа над ошибками. | 1 | 03.02.22 | ||
22 | Математические горки. | 1 | 10.02.22 | ||
23 | Наглядная геометрия. Конструирование. | 1 | 17.02.22 | ||
24 | Решение логических задач. | 1 | 24.02.22 | ||
25 | Знакомство с математическими фокусами. | 1 | 03.03.22 | ||
26 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | 10.03.22 | ||
27 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 17.03.22 | ||
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 07.04.22 | ||
29 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 14.04.22 | ||
30 | Устный счёт со смешариками. | 1 | 21.04.22 | ||
31 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 28.04.22 | ||
32 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 05.05.22 | ||
33 | Математический КВН. | 1 | 12.05.22 | ||
34-35 | Круглый стол «Подведем итоги». | 2 | 19.05.22 26.05.22 |
Пояснительная записка
Программа кружка «» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Данная программа была разработана на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмом департамента образования, науки и молодежной политики Курской области от 24.08.2012 № 01-03/06321 «О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Курской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «Пригородненская сош».
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Общая характеристика учебного предмета.
Принципы программы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6. Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7. Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Дополнительная образовательная программа «» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Содержание учебного предмета, курса.
Содержание программы
- Математика – царица наук. - 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать. - 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта. - 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы. - 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами. - 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач. - 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. - 1 час.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи. - 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши». - 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед! - 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. - 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями. - 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. - 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями. - 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН. - 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата | Форма проведения занятия | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 02.09.21 | Определение интересов, склонностей учащихся. | Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии. |
2 | Как люди научились считать. | 09.09.21 | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. | Узнают: об истории возникновения счёта, цифр, чисел. |
3 | Интересные приемы устного счёта. | 16.09.21 | Устный счёт | Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | 23.09.21 | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» | Научатся: решать рифмованные задачи , ориентируясь на слух. |
5 | Упражнения с трёхзначными числами | 30.09.21 | Работа с алгоритмами | Решение примеров с трёхзначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. | Научатся: выполнять арифметические действия с трёхзначными числами |
6 | Учимся отгадывать ребусы | 07.10.21 | Составление математических ребусов | Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии |
7 | Решение олимпиадных задач. | 14.10.21 | Решение практических задач | Решение задач повышенной сложности. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
8 | Арифметический диктант. Игра «Кто быстрее?» | 11.11.21 | Работа с алгоритмом | Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решений | Научатся: быстро считать в уме. |
9 | Решение ребусов и логических задач. | 18.11.21 | Самостоятельная работа | Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 25.11.21 | Составление схем, диаграмм | Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии |
11 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.. | 02.12.21 | Составление загадок, требующих математического решения | Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. | Научатся: отгадывать загадки-смекалки. |
12 | Решение олимпиадных задач | 09.21.21 | Индивидуальная работа | Решение задач повышенной сложности. | Научатся: решать олимпиадные задачи. |
13 | Обратные задачи. | 16.12.21 | Работа в группах «Найди пару» | Решение обратных задач, используя круговую схему. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
14 | Практикум «Подумай и реши». | 23.12.21 | Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Поймут: как найти решение логической задачи. |
15 | Задачи с изменением вопроса. | 30.12.21 | Инсценирования задач | Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы. |
16 | «Газета любознательных». | 13.01.22 | Проектная деятельность | Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты | Научатся: работать в группе, искать необходимую информацию. |
17 | Решение нестандартных задач. | 20.01.22 | Решение задач на установление причинно-следственных отношений | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
18 | Решение олимпиадных задач. | 27.01.22 | Решение заданий повышенной трудности | Решение задач повышенной сложности. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 03.02.22 | Решение заданий повышенной трудности | Решение задач международной игры «Кенгуру». | Научатся: решать олимпиадные задачи. |
20 | Школьная олимпиада | 10.02.22 | Решение заданий повышенной трудности | Решение олимпиадных задач. | Научатся: решать олимпиадные задачи. |
21 | «Работа над ошибками» | 17.02.22 | Работа над ошибками олимпиадных заданий | Анализ олимпиадных работ, поиск ошибок. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии |
22 | Математические горки. | 24.02.22 | Решение задач на преобразование неравенств | Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах | Научатся: различать классы, разряды. |
23 | Наглядная геометрия. Конструирование | 03.03.22 | Работа в группах. | Чертёж плана-развёртки «Домик», конструирование из бумаги. | Научатся: выполнять практический чертёж. |
24 | Решение логических задач. | 10.03.22 | Схематическое изображение задач | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
25 | Знакомство с математическими фокусами. | 17.03.22 | Творческая работа | Выполнение простейших математических фокусов. | Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии |
26 | Знакомьтесь: Архимед! | 07.04.22 | Работа с энциклопедиями и справочной литературой | Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку | Узнают: исторические сведения об Архимеде. |
27 | Задачи с многовариантными решениями. | 14.04.22 | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | 21.04.22 | Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | Исторические сведения: кто такой Пифагор, открытия Пифагора, вклад в науку | Узнают: исторические сведения о Пифагоре. |
29 | Задачи с многовариантными решениями. | 28.04.22 | Работа в парах по решению задач | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
30 | Устный счёт со смешариками | 05.05.22 | Презентация | Знакомство с интересными приёмами устного счёта | Научатся: быстро считать в уме. |
31 | Задачи с многовариантными решениями. | 12.05.22 | Индивидуальная работа | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
32 | Математический КВН | 19.05.22 | Индивидуальная работа | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: обобщать, делать несложные выводы; |
33 | Круглый стол «Подведем итоги» | 26.05.22 | Работа в группах | Систематизация знаний по изученным разделам. | Научатся: работать в группе, подводить итоги своей деятельности. |
Информационное обеспечение.
Методические пособия:
1. Методическое пособие для 2 класса «Занимательная математика». Холодова О. А. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
2. Рабочие тетради «Занимательная математика». Холодова О.А. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Дополнительная литература:
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
3. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
Технические средства обучения:
1. Компьютер с художественным программным обеспечением.
2. Мультимедиа – проектор.
3. Экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...