Задания по русскому языку, направленные на формирование функциональной грамотности. 4 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс)

Кривошеева Надежда

Примеры заднаний по русскому языку, направленных на формирование функциональной грамотности, из разных разделов учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_po_russkomu_yazyku.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Составление заданий к разделам русского языка,направленных                                   на формирование языковой функциональной грамотности.

4 класс         Русский язык

Тема :     однородные члены предложения.

Предметные задачи:

1) познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения, с грамматическими  признаками однородных членов,  формировать умение находить однородные члены в предложении, понимание назначения однородных членов предложения в речи,

  1. обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и», развивать орфографическую зоркость в процессе работы с орфографическими задачами;

3) использовать однородные члены для повышения точности, богатства и выразительности своей речи;

Учебник «Русский язык» 4 класс.

В.П. Канакина .   В.Г. Горецкий

В.П. Канакина . Проверочные работы. 4 класс.

В.П.КАНАКИНА .Рабочая тетрадь. 4 класс.

Упражнения-исследования

              

1   Прочитайте .В чем различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова?

     В болоте урчали лягушки. В болоте урчали, квакали лягушки.

     Солнце осветило деревья. Солнце осветило деревья,кусты,поляны.

      На столе лежали книги. На столе лежали книги, тетради, карандаши.

                                                               (упр.32 стр.26  учебник )        

2    Прочитайте. Докажите, что в каждом предложении есть однородные члены.

      Лебеди,гуси, утки собрались в дорогу с важным видом.                  

          Старые, бывалые птицы учили молодых.

       Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички.

     На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали.

   Ласковое  солнце освещало лес,траву, речку, горы.

                                                         (Д.Мамин-Сибиряк)  

                                                                               (упр. 35 стр. учебник  )  

3   Расшифруйте. Сколько здесь загадок?  Отгадайте их.  Запишите правильно предложения-загадки, поставьте ,где нужно,запятые.  

          ДНЕММОЛЧИТНОЧЬЮКРИЧИТПОЛЕСУЛЕТАЕТПРОХОЖИХПУГАЕТНЕЛАЕТНЕКУСАЕТАВДОМНЕПУСКАЕТ.

                                    (В.П.КАНАКИНА. Рабочая тетрадь. 4 класс.)

                                                       

                            Упражнения -наблюдения.

 1  Прочитайте. Найдите предложения ,где запятая поставлена неправильно.

Выполни задание правильно.

     Зиму и лето воробьи живут возле нашего дома. Зимой птички питаются зёрнами, и крошками, а летом они собирают с грядок гусениц и жуков.    

    Осины, дубы, и берёзы

     Под зябкими звёздами спят.

                                       (В.Орлов)

                                (В.П. Канакина .Русский язык. Проверочные работы.стр.200  

 

                                                                             

2  Прочитайте. Вставь, где нужно, пропущенные запятые.

   Летит мохнатый шмель сладкий сок собирает. Хоботок у шмеля длинный. Засунет его шмель поглубже в цветок наберёт соку и на другой цветок перелетит. Побывает шмель на многих цветах и полетит в своё гнездо. Гнездо шмели устраивают в земле во мху в старой норке и в ямке. Там они большой семьёй живут.

                     (Г. Скребицкий, В. Чаплина)  

      Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.

              (В.П. Канакина .Русский язык. Проверочные работы  стр. 19)  

3  Прочитайте. Отметьте знаком +, какие члены предложения могут быть однородными.

     Сказуемые

      Подлежащие

      Второстепенные члены

 4  Прочитайте.  Отметьте знаком +  признаки однородных второстепенных членов предложения.

     Отвечают на один и тот же вопрос

      Отвечают на разные вопросы

       Относятся к одному и тому же члену предложения

5   Прочитайте. Вставьте, где нужно, пропущенные запятые. Найдите и отметьте

 знаком +  предложения ,в которых есть и однородные подлежащие, и однородные сказуемые.

       Бежит тропинка через луг ныряет влево вправо.

                                                            (И.Суриков)

       Желтые красные листья по ветру вьются летят.

                                                              (М.Ивенсен)

        Закачались зашумели в тёмной чаще сосны ели!

                                                               (А.Шевченко)

        Зарумянились клен и рябина.

                                                    (К.Романов)

    Над однородными членами поставьте знак (0).

            (В.П.КАНАКИНА. Проверочные работы. 4 класс)

   

                           Упражнения- сочинения.

1  Составьте и запишите предложения на тему «Золотая осень».

 

  1. С однородными подлежащими:
  2. С однородными сказуемыми:
  3. С однородными второстепенными членами предложения:

                   (В.П.Канакина. Рабочая тетрадь. 4 класс. 1 часть стр.21)    

2   Допишите начало или конец рассказа. Используйте однородные члены предложения.

                                          Гостья.

…..........................................................................................

  Ребята решили для белочки сделать столик.Они клали на него корочки хлебца,

сухие грибки,орешки. Иногда всё это зарывали в глубоком снегу.  

…......................................................................

                 (В.П.КАНАКИНА.Сборник диктантов и творческих работ.)

 

          Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 1  Спишите предложения, поставьте, где нужно запятые.

      Барсук внезапно прыгнул к сковородке  сунул в нее нос. Он  взвизгнул и с отчаянным воплем бросился в траву. Он бежал и голосил на весь лес ломал  кусты и плевался от боли.

                                   (К.Г. Паустовский «Барсучий нос»)

         (Задание дается на карточках №1)

    Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность на доске.

   Барсук внезапно прыгнул к сковородке , сунул в нее нос. Он  взвизгнул и с отчаянным воплем бросился в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал  кусты и плевался от боли.

 2   На парте карточки №2. Запишите в свои тетради окончание истории. Найдите и подчеркните однородные члены. Как они связаны? Если найдете ошибки, исправьте их.

       На следующий день барсук лечил нос. Он нашел трухлявый пень,  и засунул в него обожженный нос... Он стонал от боли  облизывал шершавым языком нос и плакал.

   Работу выполнила :   Кривошеева Надежда Вячеславлвна ,учитель начальных

                                            классов МКОУ «Пригородненская СОШ»

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов.

Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3-х, 4-х классов.

Составлены задания по классам для проведения олимпиады по русскому языку....

Методическая разработка по русскому языку, направленная на формирование орфографической зоркости у обучающихся, 3 класс

Данный материал расчитан на отработку умений писать слова с изученными орфограммами: безударные гласные в корне, проверяемые ударением; парные согласные на конце и в середине слова; непроизносимая сог...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Разработка урока физической культуры направленного на формирование функциональной грамотности в 4 классе по теме «Гимнастика»

Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока уч...

Тезисы на тему: "Веб-квест по русскому языку, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса"

В данной работе представлены тезисы на тему: "Веб-квест по русскому языку, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса". В содержании тез...

Урок английского языка как среда формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе.

Содержание функциональной грамотности на уроках английского языка включает: овладение грамотной устной и письменной речью, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение самостоятельно...