Сочинение-рассуждение "Конёк на крыше" 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Программа ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konek_sochinenie_rassuzhd.pptx | 775.88 КБ |
sochinenie_rassuzhdenie.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План I. Тезис. Почему конь лучший помощник? II. Доказательства: 1) на земле 2) транспорт 3) почта 4) на войне 5) в праздники III. Вывод. Гордится конёк собой.
1) на земле помогал пахать, боронить, сеять 2) транспорт служил , перевозил, долгое время , м ногие века 3) почта доставляли, известия 4) на войне н ападали, шли в бой, вывозили раненых, Илья Муромец, Святогор , верный лучший друг, богатырский конь 5) в праздники устраивали, праздничные гуляния, катания, тройки 2 .Почему именно конёк? 3. Гордится конёк собой.
Предварительный просмотр:
Сочинение-рассуждение. 4 класс
Цель: научить учащихся создавать сочинение-рассуждение с несколькими доказательствами по составленному плану.
Задачи:
- углубить сведения о рассуждении, способствовать выработке навыков его построения;
- познакомить с правилами оформления на письме текста-рассуждения с несколькими доказательствами;
- формировать умение составлять план и излагать свои мысли по составленному плану.
Этапы урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа над темой урока
IV. Составление плана
V. Работа над синонимичным рядом
VI. Написание сочинения
VII. Итог
Оборудование:
- выставка детских работ с изображением русской избы
- тематические картинки к каждому доказательству
ХОД УРОКА
II. На уроках русского языка мы часто писали изложения и сочинения. Какие типы текстов вы знаете?(Описание, повествование, рассуждение)
1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит предмет и показали одно его изображение, а также вы услышали много имён прилагательных.
– Какой это тип текста? (Описание)
2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное невозможно. Употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, потому что.
– Какой это тип текста? (Рассуждение)
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь говорящего была насыщена глаголами.
– Какой это тип текста? (Повествование)
III. На уроке изобразительного искусства мы рисовали русскую деревенскую избу и обратили внимание на то, что в старину крышу дома украшал конёк.
– Почему именно конёк? (Потому что конь был главным помощником человека)
– Сегодня на уроке мы напишем сочинение, в котором надо доказать, почему конь – лучший помощник.
– К какому типу будет относиться текст, который мы составим? (Рассуждение)
– Почему? (В нём есть проблема, которую надо доказать. Текст будет отвечать на вопрос «Почему?»)
– Запишите тему сегодняшнего урока на листочек, который лежит перед вами. Сочинение-рассуждение.
– Какое название можно подобрать к нашему тексту? («Конёк на крыше»)
– Почему конёк на крыше? Запишите название на следующей строчке.
– Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Проблема – тезис, доказательство, вывод)
– Какой тезис в этом тексте? Что мы должны доказать? (Конь – лучший помощник)
– Давайте подберём доказательства. Чем конь помогал людям? (Конь пахал землю, перевозил людей и грузы, были почтовые лошади, на лошадях ходили воевать, во время праздников на лошадях катались)
– Сколько доказательств мы привели? (Пять)
– Какой вывод напишем в тексте? (Стоит конёк на крыше и гордится собой)
IV, V. Составление плана
– Давайте составим план нашего будущего текста. Записываем на доске и на листочках.
ПЛАН
I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
1) на земле
– Как помогал конь на земле? Что он делал? (Конь помогал крестьянину пахать землю, боронить её и сеять зерно)
– Какие опорные слова запишем на доске? (Помогал пахать, боронить, сеять)
2) транспорт
– Что перевозили на конях? (Долгое время конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили грузы)
– Какие опорные слова? (Служил, ездили, перевозили)
– Как можно заменить выражение «долгое время»? (Многие века)
– Как в старину называли грузы? (Поклажа)
3) почта
– Как люди доставляли друг другу письма и различные сообщения? Кто им в этом помогал? (Без коней не было бы почты. Почтовые кони перевозили письма и сообщения на разные расстояния)
– Какие опорные слова напишем? (Не было бы, перевозили)
– Каким словом можно заменить «письма и сообщения»? (Известия, вести, новости)
4) на войне
– Кого брали с собой люди, когда шли защищать от врагов русскую землю? (Если враги нападали на русскую землю, то в бой шли на своих конях)
– Кто ещё, кроме простых людей защищал русскую землю? (Богатыри)
– Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
– Какие были у них кони? (Верным другом Святогора в сражениях был богатырский конь)
– Какие слова запишем на доске? (Нападали, шли в бой, сражение)
– Подберите синонимы к слову защищать. (Биться, воевать, драться, сражаться, бороться)
5) в праздники
– Какое развлечение было у людей в старину? (Во время праздничных гуляний устраивали катания на тройках)
– Какие опорные слова? (Устраивали)
III. Вывод. Гордится конь собой.
– Посмотрите на опорные слова. К какой части речи они относятся? (Это глаголы)
– В какой временной форме они употреблены? (Все глаголы в форме прошедшего времени)
– Почему? (Потому что всё это было в прошлом)
– В какой временной форме употреблён глагол в выводе? Почему? (В форме настоящего времени, потому что и в наше время сохранились дома с конём на крыше)
– На уроках мы часто писали тексты. Из скольких абзацев состоит текст-рассуждение? (Из трёх)
– Что писали в первом абзаце? (Тезис)
– Во втором? (Одно доказательство)
– В третьем? (Вывод)
– Как выделяли каждый абзац? (Красной строкой)
– Сколько доказательств в составленном сегодня тексте? (Пять)
– Каждое доказательство надо писать с красной строки.
– Сколько красных строк вы выделите в этом тексте? (Семь)
– Какие? (Тезис, пять доказательств, вывод)
VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения.
VII. – Всегда ли в тексте-рассуждении три красных строки? (Нет)
– От чего зависит количество абзацев в тексте-рассуждении? (От количества доказательств)
Работа Олейник Александры 3 класс написана16 мая 2013 года.
Сочинение-рассуждение
Конёк на крыше
План
I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
1) на земле
2) транспорт
3) почта
4) на войне
5) в праздники
III. Вывод. Гордится конёк собой.
В старину избы часто украшали коньками. Почему именно конёк? Потому что конь был лучший помощник человека.
В поле конь помогал пахать землю, боронить её и сеять зерно.
Многие века конь служил транспортом. Он перевозил хозяина и его поклажу.
Почтовые лошади доставляли вести на разные расстояния.
Если враги нападали на русскую землю, то люди шли в бой на своих конях. Случалось, что кони вывозили своих раненых хозяев с поля боя. Верным другом Ильи Муромца был богатырский конь.
Во время масленицы, свадеб и других праздничных гуляний устраивали катания на лошадях.
Стоит конёк на крыше и гордится собой!
Опорный лист
ПЛАН
I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
1) на земле
2) транспорт
3) почта
4) на войне
5) в праздники
III. Вывод. Гордится конёк собой.
Доказательства:
1) на земле
– Как помогал конь на земле? Что он делал? (Помогал пахать, боронить, сеять)
2) транспорт
– Чем долгое время служил конь? Что перевозили на конях? (Служил, ездили, перевозили)
– Как можно заменить выражение «долгое время»? (Многие века)
– Как в старину называли грузы? (Поклажа)
3) почта
–Чего не было бы без коней? Как люди доставляли друг другу письма и различные сообщения?– Каким словом можно заменить «письма и сообщения»? (Известия, вести, новости)
4) на войне
– Кого брали с собой люди, когда шли защищать от врагов русскую землю? – Кто ещё, кроме простых людей защищал русскую землю? (Богатыри)
– Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
– Какие были у них кони? (Верный другом, богатырский конь)
(Нападали, шли в бой, сражение)
5) в праздники
– Что устраивали во время праздничных гуляний в старину? (катание на тройках)
III. Вывод. Гордится конь собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»
Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...