Причины ошибок в правописании. Развитие навыков грамотности
статья по русскому языку

Учителя  начальных классов знают, что одной из самых сложных тем в начальной школе является правописание безударных гласных в корне слова. Проанализировав усвоение учащимися правописания безударных гласных в корнях слов можно сказать, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_oshibok_v_pravop.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Причины ошибок в правописании.

Развитие навыков грамотности

Автор: Моклякова О.Д.,

учитель начальных классов,

ГБОУ Школа Перспектива,

г. Москва

  Учителя  начальных классов знают, что одной из самых сложных тем в начальной школе является правописание безударных гласных в корне слова.

  Проанализировав усвоение учащимися правописания безударных гласных в корнях слов можно сказать, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основные причины, которые вызывают появление ошибок это:

  • Ребёнок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;
  • Ребёнок не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему нужно проверить, но и начинает расширять « границы » применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, окончании.  
  • Ребёнок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нём оказалась под ударением.
  • Ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово чистюля соотносит со словом честь; рядовой соотносит со словом  редкий;
  • Ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного - слова с безударной гласной, например: покорять — покорный (а не кара); постигать — постигнуть (а не стегать), что не редко приводит к ошибкам.

   В значительной мере это вызвано тем, что овладением правописания безударных гласных в корне требует уже достаточно развитых грамматических умений и речевых навыков. К числу таких умений и навыков относятся следующие:

- умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);

- умение целенаправленно производить морфологический анализ, т. е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма;

- умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного итого же слова те, которые могут быть проверочными.

   Все эти умения вырабатываются в результате длительных многократных упражнений. Формирование этих умений невозможно без определённых знаний из области фонетики, графики, морфологии, а также без достаточно развитого словаря учащихся.

   Все виды работ, направленные на овладение навыками

правописания безударных гласных в корне слова, я для себя разделила на три вида:

- вспомогательные,

- подготовительные,

- основные.

   Первым компонентом системы работы над безударными проверяемыми гласными является развитие речевого слуха.                                  

Необходимость развития речевого слуха диктуется особенностью самой орфограммы, определение и проверка которой связаны с анализом произношения. Не различая ударных и безударных гласных, учащиеся не видят орфограммы и нередко допускают ошибки в простых по составу и понятных для них по значению словах.

   Подготовительный учет осуществляется в процессе изучения раздела “Звуки” и “Буквы”. 

   В период обучения грамоте можно проводить следующие упражнения, которые помогают детям  различать гласные и согласные буквы (звуки).

- назови в слове санитары гласные буквы;

- выпиши из слова ветеран согласные буквы;

- найди в тексте и прочитай слова, которые начинаются с гласных букв;

- найди в тексте и прочитай слова, которые начинаются с согласных букв;

- образуй новое слово, заменив в слове гласную (согласную) букву (дом-дым, сом- сон, мак-рак).

   Учащимся предлагаются задания общего порядка, слуховые и зрительные.

   Задание 1. Цель: проверить  сформированность  умения      различать гласные и согласные звуки.
а) На какие две группы можно разделить все звуки речи? Чем различаются гласные и согласные? Приведите примеры.
б) Послушайте слова. Поднимите красную карточку, если первый звук в услышанном слове гласный.
в) Прочитайте слова. Разложите их в два столбика; начинающиеся с гласной и начинающиеся с согласной.
 Задание 2. Цель: Проверить сформированность умения различать ударные и безударные гласные.
а) Спишите слова и расставьте знак ударения.
б) Спишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором.
в) выборочный диктант. Запишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором.
  Задание 3. Цель: Проверить сформированность умения различать твердые и мягкие согласные.
а) Назовите по порядку звуки в словах (на выбор учителя).
б) Послушайте слова. Поднимите зеленую карточку, если первый звук в слове мягкий, синюю – если звук твердый.
в) Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся с твердого звука – в первый, с мягкого звука – во второй.
г) Прочитайте слова. Запишите только те, в которых все согласные твердые:
мыши, лыжи, сом, окунь, карась.
   Задание 4. Цель: Проверить сформированность умения различать звонкие и глухие согласные.
а) Дайте характеристику согласным звукам в словах (на выбор).
б) Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся со звонкого – в первый, с глухого – во второй.
в) Прочитайте слова. Отложите те, которые начинаются со звонкого согласного.
  Дальше дети учатся находить ударные и безударные гласные в слове.

Ударные гласные в русском языке характеризуется целым комплексом средств, но самым существенным и постоянным признаком ударного гласного является его длительность. Под длительностью понимается продолжительность звука в единицу  времени.

Ударный гласный в слове всегда  длительнее  безударного и по этому признаку противопоставлен ему. Для определения ударного гласного в слове лучше всего использовать такие приёмы, как ,,тянем,, произносим более протяжно, а лучше всего ,,зовём,,. Например:

 дос-кааа, дооос-ки.

   Лучший вид работы здесь — это игра. Позови слово к себе.

   По ударным и безударным гласным мы определяем ударные и безударные слоги.

Эти слоги различаются как количественными признаками, к примеру длительностью гласного, так и качественными — характером связи гласного и согласного в них. Ударный слог  характеризуется аналитическим способом связи согласного и гласного.

   Ударному слогу присуще: чёткость артикуляции гласного и согласного, их  расчлененность, гласный лучше слышится и с большей лёгкостью выделяется из слога и слова, в состав которых он входит. Безударный слог характеризуется синтетическим способом связи. Ему присуще: слитность, нерасчленённость гласного и согласного.

Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются в той или иной степени редукции звука и изменению его звучания.

Основным редукционным изменениям подвергаются гласные (а),(о), и (е). Именно графическое обозначение этих звуков буквами вызывают у младших  школьников наибольшие трудности и часто приводит к ошибкам. Подготовительные упражнения связаны с работой над правилом правописания безударных гласных в корне слова. Умение выделять корень в словах  начинается с темы: «Состав слова».

   Система  работы над безударными проверяемыми гласными  и развитие навыка разбора слов по составу является очень важной. Для правописания безударных гласных навык разбора слов по составу имеет первостепенное значение.

Первым шагом к изучению состава слова, к развитию навыка обнаруживать корень является работа с однокоренными словами и их общей частью.

    Представление о родственных словах готовит учащихся к осмысленному восприятию правила правописания безударных проверяемых гласных корня. Практически разбор слова по составу не только позволяет понять, из чего и как построено слово, но и помогает правильно написать его, четче и точнее представить себе его значение и грамматические свойства.

   Большинство учащихся отличает в гнезде слов родственные слова от неродственных на основе двух признаков; значения и графического образа корня. Эти учащиеся успешно справляются как с упражнениями, требующими отличить родственные слова от неродственных при одинаковом графическом образе корня (носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить), так и с упражнениями, включающими слова, которые имеют разные корни, но близки  по значению или объединены общим понятием (время, часы, минуты).

    Учащиеся свободно разбираются в составе слов со знакомой приставкой (по-, на-, за-, до-, под-, про-), понятным по значению корнем [-ход-, -мороз-, -сад-, -лес-, вод-, -корм-, -дом- и др.), часто встречающимся и уже запомнившимся суффиксом (-к-, -м-, -ик-, -ок-, -оньк-, -енък-). Но как только происходит изменение в слове, возникает чередование гласных или согласных, учащиеся допускают ошибки при разборе слова.

   Задача учителя - научить узнавать их несколько измененное слово вследствие чередования и осложнения приставками и суффиксами, а также познакомить со словами, безударная гласная в корне которых проверяется только с помощью прибавления приставки (паять - спайка, щадить - пощада, менять - замена).

    В связи с изучением вида глагола учащиеся отрабатывают правописание слов, безударная гласная в корне которых проверяется опущением суффикса ~ва-                    (карточка: издавать, проливать, надевать, одолевать, давать, запевать, узнавать, созревать, наливать, запивать).

   При знакомстве с однокоренными словами ставятся следующие цели:

1.Формирование умения находить общую часть в гнезде однокоренных слов.

2.Понятие о единообразии написания гласных в корне

независимо от того, в какой позиции они находятся.

3.Совершенствование навыка видеть признаки родства слов, что предупреждает ошибки, основанные на звуковом сходстве корней.

4.Закрепление навыка распознавать части речи по вопросам.

5.Обогащение словарного запаса учащихся.

В соответствии с этими целями подбираются различные типы упражнений:

1.Списать однокоренные слова, обозначить корни и безударные проверяемые гласные в них.

2.Прочитать,  назвать корень и пропущенную в слове букву, устно подобрать проверочные слова. Списать, вставляя пропущенные буквы,  обозначить корень и орфограмму в нем.

3.К данному слову подобрать однокоренные слова, обозначить корни.

4.Списать однокоренные слова, обозначить общую часть слова, к каждому слову устно поставить вопрос.

5.Прочитать записанные на доске слова, к первому слову подобрать однокоренные слова. Записать.

6.К слову, отвечающему на вопрос что?, подобрать однокоренные слова, отвечающие на  вопросы: какой?, что делает?, обозначить общую часть слов.

7.С  доски списать слова, отвечающие на вопрос что? затем – на вопрос что делает? и, наконец, - на вопрос какой? Выделить корень.

8.К словам с безударной гласной в корне подобрать однокоренные слова с ударной гласной.

9.Записать текст под диктовку, найти в нем однокоренные слова.

   Это умение выбирать слова с орфограммой в корне поможет учащимся при проверке собственных работ. Постепенно расширяются представления учащихся о способах проверки безударной гласной в корне. Фиксация внимания на единообразном написании корня способствует запоминанию графического образа корня и осмыслению его значения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Тетрадь по развитию навыков грамотного письма

      Тетрадь предназначена для формирования навыков грамотного письма в начальных классах.Тетрадь содержит:·...

Основные причины ошибок у учащихся младших классов в правописании безударных гласных.

В статье анализируются причины возникновения ошибок у младших школьников при написании слов с безударной гласной в корне, приводятся примеры ощибок....

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Статья «Развитие навыков грамотного письма»

Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неум...

Развитие навыков грамотного письма

Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неум...