Основные орфограммы по русскому языку для учеников в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Орфограммы по русскому языку в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammy_dlya_rebyat_vse_pravila.docx204.4 КБ

Предварительный просмотр:

                Орфографические правила русского языка

  1. Звуки и буквы

            Алфавúт – это буквы, расположенные друг за другом в                     определённом порядке.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/89/b4/8c0d57ee3396e5bf367361f17c30495765.jpg

                      В русском алфавите 33 буквы.

                       

                 

                Не путай звуки и буквы!

Буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим.

Звуки бывают гласные и согласные.

 Гласных звуков шесть:   [а], [о], [у], [и], [ы], [э]

 В русском языке 10 букв, обозначающих  гласные звуки:  

 а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

буквы А и Я - звук [а],   буквы О и Ё - звук [о],  

буквы У и  Ю - звук [у],   буквы Е и Э - звук [э],  

буква И – звук [и],   буква Ы – звук [ы]  

Гласные звуки ударные и безударные.   

Согласные звуки – мягкие и твёрдые, звонкие и глухие, парные и непарные.

Всегда мягкие:      й   [й`]   ч   [ч`]   щ   [щ`]

Всегда твёрдые:    ж  [ж]    ш  [ш]   ц    [ц]

      Б     В     Г     Д     З     Ж   -  звонкие парные

      П    Ф     К     Т    С    Ш   -  глухие парные

                                     Не имеют парных звуков:

      Л   М   Н   Р   Й  –  звонкие непарные            

      Х   Ц   Ч   Щ  –  глухие непарные          

Буква  ь звука не обозначает и служит для обозначения

мягкости согласного звука.  Например:    конь [кон`], соль [сол`]

Буква  Ъ звука не обозначает и служит для обозначения

твёрдости согласного звука.

Буквы, обозначающие согласные звуки – 21.

Буквы  А , О , У , Ы , Э или Ъ - обозначают твёрдость согласных звуков,

после которых следуют.                 кот [кот]     торт [торт]

Буквы  Е , Ё , И , Ю , Я или Ь - обозначают мягкость согласных звуков,

после которых следуют.              кит [к`ит]     тень [т`эн`]

Буквы   е,  ё,  ю,  я обозначают два звука:

  е -  [й`э]     ё  -  [й`о]      ю -  [й`у]       я - [й`а]    

а) в начале слова:   яма [й`áма]  

б) после гласных:   маяк [май`áк]   пою [пай`ý]

в) после разделительных  ь,  ъ:  съем [сй`эм]   полью [пал`й`ý]

г) буква и после ь тоже обозначает два звука: соловьи   [салав`й`ú]    

                             Звук в квадратной скобке пишем

                             Так, как мы его услышим.

                             Буква мягкой может быть,

                             Когда нежнее чуть звучит.

                           «Мяу» - сказал мой кот устало,

                             Перед «я» [м`] мягкой стало.

                            Сверху ставьте запятую,

                            Маленькую и простую.

  1. Ударение

В каждом слове только один гласный звук произносится дольше других

Это ударный гласный звук.

Остальные гласные звуки в слове – безударные.

Ударный гласный в слове обозначается специальным знаком.

Например:   горá,  алфавúт,  вóздух

Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога.

Например:    кот, слон, дверь

Знак ударения не ставится, если в нём есть буква ё.

Например:    ёжик, ковёр, жёлтый

Ударение может менять значение слова.

Например:      зáмок – замóк,  мукá – мýка

  1. Слог

Слова делятся на слоги.

Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении.

Слог - это один гласный звук или сочетание одного или нескольких согласных звуков с гласным.

В слоге всегда есть только один гласный звук, он и образует слог.

Слог может состоять:

  1. из одного гласного звука     ё – жик,    о - сень
  2. из гласного и одного согласного       по – су - да
  3. из гласного и нескольких согласных    цве – ток,   ска - терть

Одни согласные не образуют слог!

         Сколько в слове гласных звуков,

          столько и слогов в слове.

В разных словах различное количество слогов.

Слова, состоящие из одного слога, называются односложными.

Деление слов на слоги не всегда совпадает с делением слов для переноса!

  1. Правила переноса

Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. 

Например:      ко-ро-ва, тет-радь, но-ябрь

 

  1.  Одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить на другую строку.   

             Например:  оси-на, язык, фа-ми-лия

  1. Буквы й, ь, ъ никогда не следует отделять от буквы, которая стоит перед ними.

             Например:  май-ка,  конь-ки,  подъ-езд

  1. Если слово не переносится, то слово пишется целиком:  

Например:    язык, осень

  1. При переносе слов с двойными согласными, одну букву оставляют на строке, а другую букву переносят.

Например:   груп-па, шоссе, Ан-на

  1. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.  

ЖИ – ШИ  пиши с буквой   и

Например:   машина, шишка, лыжи

                   

                   ЧА – ЩА   пиши с буквой   а

Например:   чайка, часы, щавель

                   

                  ЧУ – ЩУ   пиши с буквой   у

Например:   чудо, щука, чужой

  1. Правописание сочетаний:  ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, НЧ

Сочетания:  ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, НЧ  пиши  без  Ь

Например:     дочка, точка, ночной, птенчик

  1. Слово и предложение.

Прописная (заглавная) буква в начале предложения.

Запомни!   Слова в предложении пишутся раздельно.

Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

Запомни!  Начало предложения  пишется с заглавной буквы.

В конце предложений ставят точку (.)

                                 вопросительный знак  (?) 

восклицательный знак  (!)

Это знаки препинания.

Предложение всегда произносится с какой-то целью.

По цели высказывания

повествовательные                                побудительные

(сообщают, рассказывают)        побуждают к действию      (просьба, приказ)

Начался урок.                                     Не разговаривайте во       время урока!

                                    вопросительные

  (спрашивают)

                              Когда прозвенит звонок?

По интонации предложения бывают:

                восклицательные           невосклицательные

Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.

Предложения делятся на восклицательные (в конце ставится !) и невосклицательные.

С интонацией  восклицания могут произноситься любые предложения.

Повествовательные:  Какой интересный фильм мы вчера смотрели!

Вопросительные:  Сколько ты съел мороженого?!

Побудительные:  Немедленно убери со стола!

  1. Прописная (заглавная) буква в именах собственных.

Запомни!   С прописной (заглавной) буквы пишутся:

  1. имена, фамилии, отчества людей;           Смирнова Елена
  2. клички животных;                                собака Жучка
  3. географические названия;                  

( название стран, рек, озёр, морей,  посёлков, площадей,

               улиц, океанов, городов, деревень и т.д.)

река Нева, город Санкт-Петербург, страна Россия, столица Москва

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Ь-м).

  Запомни!  Для обозначения мягкости согласных на письме используют мягкий знак (ь)  или буквы гласных е, ё, и, ю, я.

Мягкий знак пишется:

  1. в конце слова после согласных:     тень, день, корь
  2. в середине слова между двумя согласными:   коньки, письмо

  1.  Разделительный мягкий знак (Ь-р).

Запомни!   Разделительный мягкий знак (Ь-р)  пишется

после согласной 

                                   и  перед гласными Е,  Ё,  И,  Ю , Я.

Разделительный  мягкий  знак показывает, что согласный звук не сливается с последующим гласным.

            Например:   вьюга,  листья,  соловьи 

  1. Разделительный твёрдый знак (Ъ-р).

Разделительный твёрдый знак (Ъ-р) пишется после приставок, оканчивающихся на согласную и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

Показывает, что согласный не сливается с гласным.

           Например:      подъём, подъезд

Части слова

  1. Окончание как часть слова

  Часть слова, которая изменяется, называют окончанием.

При изменении формы слова его значение не меняется.

Окончание обозначают так:    

 

Например:     сады        земля     земли

Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

С помощью окончания изменяется форма слова.

Только стоящие в нужной форме слова составляют предложение.

В некоторых словах окончание скрыто «шапкой – невидимкой».

Оно не выражено звуками. Его называют нулевым окончанием.

 Нулевое окончание находят при сравнении форм слова и обозначают пустым квадратиком:

Например:      сад        - сады       дом         - дома

  1.     Корень. Однокоренные слова.

Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными (однокоренными). 

   Например:    лес – лесок,  луг – луговой,  поле - полюшко

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень – это главная часть слова.  Корень обозначается так:

В корне слова может происходить чередование звуков, замена одного звука другим в родственных словах.

Например:   снег – снежный,  друг – дружить, скука – скучать

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением

Запомни!  Чтобы проверить безударный гласный в корне, надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот гласный звук стал ударным.

Повторяю правило:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение. 

Например:   земля̀ – зѐмли, ночь – ночно̀й, лес – лесно̀й

       Слова с двумя безударными гласными в корне проверяй двумя проверочными словами.

Например:    голоса̀ го̀лос – подголо̀сок;   полоса̀ –по̀лосы – поло̀ска

 

  1. Правописание парных по звонкости - глухости согласных

на конце слова и в середине слова.

         б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с 

Запомни!   Чтобы проверить парную согласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук  или буквы Н, М, Л, Р.

                                                  Повторяю правило:

        Парные согласные

Самые опасные,

В корне ты их проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Например:   сады – сад,   грибы – гриб,   зубы – зубной - зуб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...

Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой  четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса . "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по русскому языку для второго класса. Планирование расчитано на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI" века....

Основные правила по русскому языку и математике в начальной школе

Правила по математике и русскому языку в начальной школе...

Программа по внеурочной деятельности «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Школа русского языка» для детей-мигрантов  начальной школы...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...