Основные орфограммы по русскому языку для учеников в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Орфограммы по русскому языку в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfogrammy_dlya_rebyat_vse_pravila.docx | 204.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфографические правила русского языка
- Звуки и буквы
Алфавúт – это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.
В русском алфавите 33 буквы.
Не путай звуки и буквы!
Буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [и], [ы], [э]
В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
буквы А и Я - звук [а], буквы О и Ё - звук [о],
буквы У и Ю - звук [у], буквы Е и Э - звук [э],
буква И – звук [и], буква Ы – звук [ы]
Гласные звуки – ударные и безударные.
Согласные звуки – мягкие и твёрдые, звонкие и глухие, парные и непарные.
Всегда мягкие: й [й`] ч [ч`] щ [щ`]
Всегда твёрдые: ж [ж] ш [ш] ц [ц]
Б В Г Д З Ж - звонкие парные
П Ф К Т С Ш - глухие парные
Не имеют парных звуков:
Л М Н Р Й – звонкие непарные
Х Ц Ч Щ – глухие непарные
Буква ь – звука не обозначает и служит для обозначения
мягкости согласного звука. Например: конь [кон`], соль [сол`]
Буква Ъ – звука не обозначает и служит для обозначения
твёрдости согласного звука.
Буквы, обозначающие согласные звуки – 21.
Буквы А , О , У , Ы , Э или Ъ - обозначают твёрдость согласных звуков,
после которых следуют. кот [кот] торт [торт]
Буквы Е , Ё , И , Ю , Я или Ь - обозначают мягкость согласных звуков,
после которых следуют. кит [к`ит] тень [т`эн`]
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
е - [й`э] ё - [й`о] ю - [й`у] я - [й`а]
а) в начале слова: яма [й`áма]
б) после гласных: маяк [май`áк] пою [пай`ý]
в) после разделительных ь, ъ: съем [сй`эм] полью [пал`й`ý]
г) буква и после ь тоже обозначает два звука: соловьи [салав`й`ú]
Звук в квадратной скобке пишем
Так, как мы его услышим.
Буква мягкой может быть,
Когда нежнее чуть звучит.
«Мяу» - сказал мой кот устало,
Перед «я» [м`] мягкой стало.
Сверху ставьте запятую,
Маленькую и простую.
- Ударение
В каждом слове только один гласный звук произносится дольше других
Это ударный гласный звук.
Остальные гласные звуки в слове – безударные.
Ударный гласный в слове обозначается специальным знаком.
Например: горá, алфавúт, вóздух
Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога.
Например: кот, слон, дверь
Знак ударения не ставится, если в нём есть буква ё.
Например: ёжик, ковёр, жёлтый
Ударение может менять значение слова.
Например: зáмок – замóк, мукá – мýка
- Слог
Слова делятся на слоги.
Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении.
Слог - это один гласный звук или сочетание одного или нескольких согласных звуков с гласным.
В слоге всегда есть только один гласный звук, он и образует слог.
Слог может состоять:
- из одного гласного звука ё – жик, о - сень
- из гласного и одного согласного по – су - да
- из гласного и нескольких согласных цве – ток, ска - терть
Одни согласные не образуют слог!
Сколько в слове гласных звуков,
столько и слогов в слове.
В разных словах различное количество слогов.
Слова, состоящие из одного слога, называются односложными.
Деление слов на слоги не всегда совпадает с делением слов для переноса!
- Правила переноса
Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.
Например: ко-ро-ва, тет-радь, но-ябрь
- Одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить на другую строку.
Например: оси-на, язык, фа-ми-лия
- Буквы й, ь, ъ никогда не следует отделять от буквы, которая стоит перед ними.
Например: май-ка, конь-ки, подъ-езд
- Если слово не переносится, то слово пишется целиком:
Например: язык, осень
- При переносе слов с двойными согласными, одну букву оставляют на строке, а другую букву переносят.
Например: груп-па, шос–се, Ан-на
- Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
ЖИ – ШИ пиши с буквой и
Например: машина, шишка, лыжи
ЧА – ЩА пиши с буквой а
Например: чайка, часы, щавель
ЧУ – ЩУ пиши с буквой у
Например: чудо, щука, чужой
- Правописание сочетаний: ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, НЧ
Сочетания: ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, НЧ пиши без Ь
Например: дочка, точка, ночной, птенчик
- Слово и предложение.
Прописная (заглавная) буква в начале предложения.
Запомни! Слова в предложении пишутся раздельно.
Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
Запомни! Начало предложения пишется с заглавной буквы.
В конце предложений ставят точку (.)
вопросительный знак (?)
восклицательный знак (!)
Это знаки препинания.
Предложение всегда произносится с какой-то целью.
По цели высказывания
повествовательные побудительные
(сообщают, рассказывают) побуждают к действию (просьба, приказ)
Начался урок. Не разговаривайте во время урока!
вопросительные
(спрашивают)
Когда прозвенит звонок?
По интонации предложения бывают:
восклицательные невосклицательные
Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.
Предложения делятся на восклицательные (в конце ставится !) и невосклицательные.
С интонацией восклицания могут произноситься любые предложения.
Повествовательные: Какой интересный фильм мы вчера смотрели!
Вопросительные: Сколько ты съел мороженого?!
Побудительные: Немедленно убери со стола!
- Прописная (заглавная) буква в именах собственных.
Запомни! С прописной (заглавной) буквы пишутся:
- имена, фамилии, отчества людей; Смирнова Елена
- клички животных; собака Жучка
- географические названия;
( название стран, рек, озёр, морей, посёлков, площадей,
улиц, океанов, городов, деревень и т.д.)
река Нева, город Санкт-Петербург, страна Россия, столица Москва
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Ь-м).
Запомни! Для обозначения мягкости согласных на письме используют мягкий знак (ь) или буквы гласных е, ё, и, ю, я.
Мягкий знак пишется:
- в конце слова после согласных: тень, день, корь
- в середине слова между двумя согласными: коньки, письмо
- Разделительный мягкий знак (Ь-р).
Запомни! Разделительный мягкий знак (Ь-р) пишется
после согласной
и перед гласными Е, Ё, И, Ю , Я.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с последующим гласным.
Например: вьюга, листья, соловьи
- Разделительный твёрдый знак (Ъ-р).
Разделительный твёрдый знак (Ъ-р) пишется после приставок, оканчивающихся на согласную и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
Показывает, что согласный не сливается с гласным.
Например: подъём, подъезд
Части слова
- Окончание как часть слова
Часть слова, которая изменяется, называют окончанием.
При изменении формы слова его значение не меняется.
Окончание обозначают так:
Например: сады земля земли
Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.
С помощью окончания изменяется форма слова.
Только стоящие в нужной форме слова составляют предложение.
В некоторых словах окончание скрыто «шапкой – невидимкой».
Оно не выражено звуками. Его называют нулевым окончанием.
Нулевое окончание находят при сравнении форм слова и обозначают пустым квадратиком:
Например: сад - сады дом - дома
- Корень. Однокоренные слова.
Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными (однокоренными).
Например: лес – лесок, луг – луговой, поле - полюшко
Общая часть родственных слов называется корнем.
Корень – это главная часть слова. Корень обозначается так:
В корне слова может происходить чередование звуков, замена одного звука другим в родственных словах.
Например: снег – снежный, друг – дружить, скука – скучать
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением
Запомни! Чтобы проверить безударный гласный в корне, надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот гласный звук стал ударным.
Повторяю правило:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
Например: земля̀ – зѐмли, ночь – ночно̀й, лес – лесно̀й
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяй двумя проверочными словами.
Например: голоса̀ – го̀лос – подголо̀сок; полоса̀ –по̀лосы – поло̀ска
- Правописание парных по звонкости - глухости согласных
на конце слова и в середине слова.
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с
Запомни! Чтобы проверить парную согласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук или буквы Н, М, Л, Р.
Повторяю правило:
Парные согласные
Самые опасные,
В корне ты их проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Например: сады – сад, грибы – гриб, зубы – зубной - зуб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...
Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса . "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по русскому языку для второго класса. Планирование расчитано на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI" века....
Основные правила по русскому языку и математике в начальной школе
Правила по математике и русскому языку в начальной школе...
Программа по внеурочной деятельности «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы...
Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...