Конспект урока в 4 классе "Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Колмакова Валерия Евгеньевна

Данный проект можно использовать на уроке русского языка в 4 классе в разделе "Проекты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, УМК

 Русский язык, «Школа России»

Класс

4 «Б»

Тема

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Цель

Закрепляет и обобщает знания об имени прилагательном

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические: Закрепить знания об имени прилагательном

Предметные:

Пр1: даёт характеристику имени прилагательному

Развивающие

Развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Способствовать умению слушать, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении  

Развивать умение слушать и слышать собеседника

Метапредметные:

Р1: планирует свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией.

П1: проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П2: структурирует материал, полученный на предыдущих уроках

К1: сотрудничает с одноклассниками, отстаивает своё мнение

К2: строит устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

Воспитательные: Воспитывать поведение при работе в группе 

Воспитывать правильное поведение на уроке

Л1: Соблюдает правила поведения при работе в группе

Л2: соблюдает правила поведения на уроке

Тип урока

Урок-проект

Методы, приемы  обучения

Словесный(учебный диалог), наглядный(презентация, представление проектов),практические (задания);организационные( привлечение внимания, объяснение заданий ) , активизация УПД( организация обсуждений)

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная ,групповая

Оборудование

ТСО, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, конверты с заданиями, ватман, карточки с заданием

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Перед началом работы с помощью разноцветных бумажек предлагаю ученикам разделиться на команды.

-Здравствуйте. Я рада вас приветствовать на уроке русского языка.

Делятся на команды и садятся за нужный стол

Приветствуют учителя

Л2: соблюдает правила поведения на уроке

Актуализация знаний

-На столе у вас лежит карточка с заданием. Ваша задачи вспомнить всё, что вы знаете про имя прилагательное и вписать недостающие слова. На выполнение я даю вам 2 минуты.

Имя прилагательное — это часть речи, обозначающая _____________________________,

отвечает на вопросы _____________________________, изменяется по___________________, может иметь______________ форму, зависит от имени______________.

-Давайте проверим, как хорошо, вы справились с работой.

-У кого нет ошибок?

-У кого они были? Почему так произошло?

Выполняют задание

Имя прилагательное—это часть речи, обозначающая признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое», «какие?» и т.д, изменяется по родам, числам, падежам, может иметь краткую форму, зависит от имени существительного.

Ответы  учеников

Пр1: даёт характеристику имени прилагательному

П2: структурирует материал, полученный на предыдущих уроках

Основной этап

На уроках литературного чтения вы недавно изучали «Сказку о рыбке и рыбке» А.С Пушкина. Давай кратко вспомним про что она?

-Верно

-Наш сегодняшний урок будет не простым. Как вы думаете, как связаны имена прилагательные со сказкой?

-Верно. Сегодня на уроке мы создадим проект на тему «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»».

Посмотрите на свои места. На парте у вас лежат: 3 конверта с заданиями, они помечены цифрами; лист продвижения; ватман,

Наша работа будет состоять из 4 частей: 1 часть-выполнение 1 задания, 2 часть-выполнение 3 задания,3 часть-третьего задания и 4 часть-защита проекта.

В каждом конверте находится задание. На выполнение каждого из них я даю вам время. После того, как время заканчивается, вы приступаете к следующему.

Перед началом заданий, вы придумываете название команды, назначаете капитана.

На своих листах передвижения вы это всё записываете, а также пишите пошагово то, что вы делаете и кто это делает. Если определённое действие вы выполняете все, то так и пишите. Если выполняете не все, то пишите имена, соответственно.

В процессе выполнения заданий вы можете оформлять работу на ватмане или писать ответы на обычных листах. После выполнения всех заданий, я дам вам немного времени для оформления ватмана. Оформлять вы можете как угодно, используйте свою фантазию.

-Есть вопросы?

-Сейчас я даю вам 1 минуту, для того, чтобы выбрать капитана и записать название команды.

-Теперь, когда капитаны назначены и названия для команд выбраны, вы можете приступать к выполнению 1 задания. Открывайте 1 конверт, на выполнение я даю вам 5 минут.

1 задание

Назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами с прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдете несколько имён прилагательных

Имена прилагательные: Ветхая, новое,  ласковое, золотая, дорогой, царские, синее, заморские, чёрная.

-Время вышло,теперь вы можете открывать 2 конверт с заданием .На выполнение даю вам 5 минут

2 задание

Подобрать к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки

Пример: Синее море

______землянка, ________корыто, _________трава, _________рыбка, ________слово, ____________голос, ____________чудо, ________корыто, _________баба ,________вороты, _________крестьянка, ____________ дворянка, ¬_________ ___________ душегрейка, ___________ кичка, __________перстни, ____________сапожки, ____________ слуги, __________ царица, _________царство, _____________ пряник, _______ вины, __________ стража, _________ невежа, __________ палаты, ___________ владычица, __________ буря,_________ волны.

-Время вышло. И последнее наше задание в конверте № 3. На выполнение даю 5 минут.

Ответьте на вопросы:

1)с какой целью автор употребил именно такие имена прилагательные?

2) Какие имена прилагательные употреблены в переносном значение? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы? (не менее 3 примеров)

Выберите два любых устаревших слова из словаря и расскажите своим одноклассникам их значение во время выступления.

-Теперь, когда все наши задания выполнены, я даю вам немного времени, чтобы закончить оформление работ и дописать листы продвижения, если вы не делали это в процессе.

-Ответы детей

-Имена прилагательные часто повторяются в сказке и т.д

Внимательно слушают учителя

Задают вопросы, если есть

-Назначают капитана и придумывают задание

Ответы учеников:

Ветхая землянка

Новое корыто

Ласковое слово

Золотая рыбка

Дорогой душегрейке

Царские палаты

Синее море

Заморские вина

Чёрная буря

Ответы учеников:

ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

Ответы детей:

1)Автор употребляет эти прилагательные, для того, чтобы показать особенности предметов,людей

2) В переносном значение: золотая (рыбка), чёрная (крестьянка), чёрная (буря), сердитые(волны)

Синонимы: ветхий-старый; грозный-сердитый; разбитое- сломанное; ласковое-доброе; великое-огромное; заморская-иностранное

Антонимы: низкий- высокий; ветхая-новая; ласковый-грубый; новое-старое; сварливая-покладистая; дорогая-дешёвая; усердные-ленивые; грозная-мирная; старый-молодой.

 

-Оформляют работы

Р1: планирует свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией.

П1: проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

К1: сотрудничает с одноклассниками, отстаивает своё мнение

К2: строит устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

Л1: Соблюдает правила поведения при работе в группе

Л2: соблюдает правила поведения на уроке

Подведение итогов

-Сейчас я предлагаю каждой команде выйти к доске и презентовать вашу работу.

-Отлично, вы все поработали очень хорошо. У вас получились отличные работы. Вы большие молодцы.

-Презентуют проект

Л2: соблюдает правила поведения на уроке

К2: строит устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина"

Материал представляет собой один из вариантов работы по теме проекта и включает презентацию и индивидуальные карточки....

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Проект по русскому языку "Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина"...

Защита проекта "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Сценарий защиты проекта "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина...

Проект на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

Проект на тему:« Имена прилагательные в«Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»...

Презентация по русскому языку "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Данный проект можно использовать на уроке русского языка в 4 классе в разделе "Проекты"...

Конспект урока по Литературному чтению. Тема: "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин.

Конспект урока по литературному чтениюКласс: 2Тема урока: Сравнение авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и народной «Сказки о рыбаке и его жене» Братьев Грим...