I. Организационный | - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (л.).
| — Добрый день, ребята! Проверьте, подготовили ли вы букварь, тетради, ручки и карандаши. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | (Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.) |
II. Минутка чистописания | - осуществление взаимоконтроля (р.).
| ⎯ Ребята, сейчас вспомним словарные слова. Я буду диктовать словосочетания, вы записываете. к…стюм ш…фёра б…седа с д…рект…р…м (ф, в) п…р…ди тр…лейбус б.га. п…с…жира, за...тр....к в кв...ртире ⎯ Поменяйтесь тетрадью со своим соседом по парте. Представьте себе, что каждый из вас — учитель. Посмотрите на экран, приготовьте цветной карандаш и проверьте работу своего соседа. ⎯ Верните тетради друг другу. Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки. У кого допущена одна ошибка? У кого две ошибки? Есть такие ребята, кто допустил больше двух ошибок? ⎯ Молодцы, работаем дальше. |
|
IV. Открытие нового знания | - выражение своих мыслей, способность их правильно изложить и объяснить (к.);
- работа с информацией в учебнике, нахождение в тексте необходимых ответов (п.).
| ⎯ Посмотрите на доску. Прочитайте текст. Понятен ли он вам? Они сидели за партой. Он работает по теме урока, пишет в тетради, а она по сторонам смотрит. Он как сделает ей замечание, а она все равно из стороны в сторону вертится и отвлекается, рисует на полях. Она подошла и сделала ей замечание. Только тогда она успокоилась. ⎯ Не помогут ли сделать тест понятным слова: Маша, Гриша, учительница? Вместо каких слов они нужны? Везде ли? Если текст стал понятным, спишите его. Почему от замены слов текст улучшился?
⎯ Местоимения, или слова-указатели в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные и даже числительные. Самыми главными являются личные местоимения, без которых мы с вами никак не можем обойтись. Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют их. ⎯ Ребята, а как вы думаете, если такие слова ничего не называют, то зачем они нам нужны?
⎯ Личные местоимения делятся на три лица – в зависимости от того, кто о ком рассказывает. Местоимения 1-го лица указывают на говорящего (Я) или на группу людей, в которую входит говорящий (МЫ).
⎯ Местоимения 2-го лица ТЫ или ВЫ указывают на собеседника.
⎯ Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или такому человеку, которого очень уважаем или тому, кто старше нас.
⎯ Местоимения 3-го лица ОН, ОНА, ОНО, ОНИ указывают на тех, о ком говорят. Но не стоит использовать личные местоимения, упоминая о ком – то или о чем – то в первый раз, иначе собеседник не поймет, на кого или что указывает рассказчик.
А теперь давайте поиграем в игру – нам нужно расселить местоимения по квартирам. В какую квартиру мы поселим местоимение я? Почему? (дальше – по аналогии).
| (Читают текст, отвечают на вопросы, списывают в тетради.)
(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)
(ответы детей)
(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)
(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)
(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)
(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)
⎯ (Играют, объясняют почему определенное местоимение занимает определенное место в домике).
|
V. Физкультминутка | ⎯ Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете. Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно. ⎯ Какие местоимения вы услышали? |
⎯ Я, ты, мы, он, она, оно, вы. |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | - нахождение в тексте необходимых ответов (п.).
| ⎯ А теперь поработаем по учебнику. Упражнение 111.
⎯ Скажите, на кого или на что указывает местоимение в каждом предложении. Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение вы, а когда – ты?
⎯ Упражнение 110. Прочитайте загадки, отгадайте их. Выпишите местоимения, а рядом с ними – существительные, которые они заменяют.
⎯ Итак, в каком местоимении только одна буква, но два звука?
⎯ А какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
⎯ Теперь такой вопрос. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка, а если их соединить вместе – будет овощ. ⎯ Молодцы, ребята, а теперь предлагаю вам сыграть в игру. Перед вами на доске написаны слова, запишите их к себе в тетрадь. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните. Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. | ⎯ (Работа с учебником, с.53)
⎯ (отвечают). Вы – когда обращаемся к нескольким людям, незнакомцам или старшим. Ты – когда говорим с теми людьми, кого хорошо знаем, с членами семьи. ⎯ (работают, один ученик говорит ответы).
⎯ В местоимении «я».
⎯ Местоимения «я» и «мы», вместе получается «ямы». ⎯ «Ты» и «ква», овощ – тыква. ⎯ (выполняют задание)
|
VII. Итог урока. Рефлексия | - оценивать свои достижения (л.).
| ⎯ Я читаю утверждение, а вы показываете пальцами знак "+", если согласны с ним, и знак "-", если не согласны.
- Местоимение – часть речи.
- Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
- Он – это местоимение.
- Местоимения не называют предмет и не указывают на него.
- Личные местоимения заменяют имена существительные.
⎯ Теперь, пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребляя в своем ответе личные местоимения.
⎯ Спасибо вам большое за урок! | ⎯ (Отвечают).
⎯ («Мне понравился урок», «я хорошо усвоил новый материал», «мы хорошо поработали», «я испытываю трудности в усвоении материала»).
|