Урок Личные местоимения 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Беляева Виктория Андреевна

Урок русского языка на тему Личные местоимения в 4 классе по УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_-_lichnye_mestoimeniya.docx669.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Личные местоимения»

Класс

4

Учебник

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс 2 часть, М.: «Просвещение» 2013

Тип урока

Открытие нового знания

Цели урока

−        Формирование грамматического понятия «местоимение»;

−        Ознакомление с лицом и числом личных местоимений;

−        Знакомство с ролью местоимений в речи;

−        Формирование умения распознать личные местоимения в тексте, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Технологии, методы, приемы

Поисковые методы обучения

Оборудование

Проектор

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Планируемый результат

Предметные:

  • учащиеся научатся распознавать личные местоимения среди других частей речи;
  • определяют лицо и число местоимений;
  • употребляют местоимения в тексте.

Личностные УУД: способность к оценке своей учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; анализируют собственную деятельность; осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Познавательные УУД: выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя, работать с информацией в учебнике.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (л.).

— Добрый день, ребята! Проверьте, подготовили ли вы букварь, тетради, ручки и карандаши. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

(Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.)

II. Минутка чистописания

  • осуществление взаимоконтроля (р.).

 Ребята, сейчас вспомним словарные слова. Я буду диктовать словосочетания, вы записываете.

к…стюм ш…фёра

б…седа с д…рект…р…м

(ф, в) п…р…ди тр…лейбус

б.га. п…с…жира,

за...тр....к в кв...ртире

 Поменяйтесь тетрадью со своим соседом по парте. Представьте себе, что каждый из вас — учитель. Посмотрите на экран, приготовьте цветной карандаш и проверьте работу своего соседа. 

 Верните тетради друг другу. Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки. У кого допущена одна ошибка? У кого две ошибки? Есть такие ребята, кто допустил больше двух ошибок?

 Молодцы, работаем дальше.

III. Актуализация знаний

  • смысловое чтение (р.).

 Прочитайте стихотворение (СЛАЙД №2).

Зеленые листики –

И нет зимы.

Идем

Раздольем чистеньким –

И я, и ты, и мы.

 Что вы представили, читая эти строки?

 Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? На кого могут указывать? (Местоимения немного изучались в 3 классе)

 (ответы детей)

 Местоимения. Не называют. На того, кто говорит, или на другого человека.

IV. Открытие нового знания

  • выражение своих мыслей, способность их правильно изложить и объяснить (к.);
  • работа с информацией в учебнике, нахождение в тексте необходимых ответов (п.).

 Посмотрите на доску. Прочитайте текст. Понятен ли он вам?

Они сидели за партой. Он работает по теме урока, пишет в тетради, а она по сторонам смотрит. Он как сделает ей замечание, а она все равно из стороны в сторону вертится и отвлекается, рисует на полях. Она подошла и сделала ей замечание. Только тогда она успокоилась.

 Не помогут ли сделать тест понятным слова: Маша, Гриша, учительница? Вместо каких слов они нужны? Везде ли? Если текст стал понятным, спишите его. Почему от замены слов текст улучшился?

 Местоимения, или слова-указатели в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные и даже числительные. Самыми главными являются личные местоимения, без которых мы с вами никак не можем обойтись. Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют их.

 Ребята, а как вы думаете, если такие слова ничего не называют, то зачем они нам нужны? 

 Личные местоимения делятся на три лица – в зависимости от того, кто о ком рассказывает. Местоимения 1-го лица указывают на говорящего (Я) или на группу людей, в которую входит говорящий (МЫ).

 Местоимения 2-го лица ТЫ или ВЫ указывают на собеседника.

 Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или такому человеку, которого очень уважаем или тому, кто старше нас.

 Местоимения 3-го лица ОН, ОНА, ОНО, ОНИ указывают на тех, о ком говорят. Но не стоит использовать личные местоимения, упоминая о ком – то или о чем – то в первый раз, иначе собеседник не поймет, на кого или что указывает рассказчик.

А теперь давайте поиграем в игру – нам нужно расселить местоимения по квартирам. В какую квартиру мы поселим местоимение я? Почему? (дальше – по аналогии).

(Читают текст, отвечают на вопросы, списывают в тетради.)

(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)

(ответы детей)

(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)

(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)

(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)

(Слушают, отвечают на вопросы, учувствуют в обсуждении)

 (Играют, объясняют почему определенное местоимение занимает определенное место в домике).

V. Физкультминутка

 Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

 Какие местоимения вы услышали?

 Я, ты, мы, он, она, оно, вы.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

  • нахождение в тексте необходимых ответов (п.).

 А теперь поработаем по учебнику. Упражнение 111.

 Скажите, на кого или на что указывает местоимение в каждом предложении. Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение вы, а когда – ты?

 Упражнение 110. Прочитайте загадки, отгадайте их. Выпишите местоимения, а рядом с ними – существительные, которые они заменяют.

 Итак, в каком местоимении только одна буква, но два звука?

 А какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

 Теперь такой вопрос. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка, а если их соединить вместе – будет овощ.

 Молодцы, ребята, а теперь предлагаю вам сыграть в игру. Перед вами на доске написаны слова, запишите их к себе в тетрадь. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

 (Работа с учебником, с.53)

 (отвечают). Вы – когда обращаемся к нескольким людям, незнакомцам или старшим. Ты – когда говорим с теми людьми, кого хорошо знаем, с членами семьи.

 (работают, один ученик говорит ответы).

 В местоимении «я».

 Местоимения «я» и «мы», вместе получается «ямы».

 «Ты» и «ква», овощ – тыква.

 (выполняют задание)

VII. Итог урока. Рефлексия

  • оценивать свои достижения (л.).

 Я читаю утверждение, а вы показываете пальцами знак "+", если согласны с ним, и знак "-", если не согласны.

  1. Местоимение – часть речи.
  2. Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
  3. Он – это местоимение.
  4. Местоимения не называют предмет и не указывают на него.
  5. Личные местоимения заменяют имена существительные.

 Теперь, пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребляя в своем ответе личные местоимения.

 Спасибо вам большое за урок!

 (Отвечают).

 («Мне понравился урок», «я хорошо усвоил новый материал», «мы хорошо поработали», «я испытываю трудности в усвоении материала»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...

урок личные местоимения

Открытый урок по русскому языку....

Технологическая карта урока «Личные местоимения»

конспект урока по русскому языку...

Конспект урока "Личные местоимения" (3 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока русского языка "Личные местоимения" 3 класс...

Открытый урок "Личные местоимения", 4 класс

Технологическая карта урока, задания для урока...

Конспект урока "Личное местоимение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...

Урок Личные местоимения 4 класс

Урок русского языка на тему Личные местоимения в 4 классе по УМК Школа России...