Конспект урока "Единственное и множественное число имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Комина Ольга Ивановна

Урок нацелен на формирование знаний учащихся об изменении имен прилагательных по числам. Задачи урока: научиться определять число имен прилагательных, развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык, 2 класс

Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. 

Планируемые результаты:

-предметные: формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам; определять число имен прилагательных; развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе.

-личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы. 

-метапредметные:

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, осуществляют логические действия, используют новые знания для решения поставленной задачи.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать; уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор                 

Ход урока.

1.Организационный момент.

С добрым утром! Начат день,

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха ни пера!

-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Я смотрю, у вас у всех солнечное настроение.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Ребята, закройте глаза и послушайте запись, какое время года напоминают эти звуки? (звуки весны  на слайде).

Весна

Почему? Что вам помогло понять, что это весна?

-Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает в данном слове согласный, звонкий непарный, мягкий звук. Определите следование букв в данном ряду:

2. Минутка чистописания.

олв, вло, олв, вло… (чистописание).

Посмотрите, пожалуйста, на ряд букв, найдите закономерность и продолжите ряд.

-Среди букв на доске+ у детей на листе, спрятались слова, которые характеризуют весну. Найдите их. (устно) в паре на карточках.

Аувручейьполнепвкмлатравалп

Совтёплаяшешуоблакодагбабочкищвжл

Ручей

Трава

Тёплая

Облако

- Дети, какое слово лишнее и почему? - Определите число имен существительных.

- А теперь попробуйте определить число имени прилагательного.

-Почему не можем?

-Потому что не знаем

3. Постановка учебной задачи.

-Значит цель нашего урока: научиться определять…….

-И тема нашего сегодняшнего урока:……. (выводится на доску).

-Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном?

-Теперь вернёмся к нашим словам (записать в столбик).

Ед.ч.

Ручей

Ед.ч.

Трава

Ед.ч.

Облако

-Подберите по одному прилагательному к данным существительным. (из слов из справок). Звонкий, зеленая, белое, красивые.

-Напомните мне, почему они называются прилагательными?

-Существительное «ручей» стоит в ед.ч., прилагательное «звонкий» относится к сущ. «ручей» и обозначает признак этого одного предмета.

-Как вы думаете, в каком числе стоит имя прилагательное?

- В ед.ч.

-А на какой вопрос оно отвечает?

-Делаем вывод:

Прилагательное в ед.ч. обозначает признак одного предмета и отвечает на вопрос какой?

Давайте посмотрим, может быть ещё есть вопросы, на которые отвечают прилагательные в ед. ч.?

«Трава» и «облако» по аналогии.

Ребята, поставьте существительные во мн.ч.

Ед.ч.                  мн.ч.

Ручей  - ручьи

Трава -  травы

Облако  -  облака

Подставим к ним те же прилагательные.

  Мн.ч.

Ручьи  (какие?)  звонкие

Травы  (какие?) зелёные

Облака (какие?) белые

Существительное «ручьи» стоят во мн.ч., т.е обозначает много или несколько предметов, прилагательное «звонкие» относится к сущ. «ручьи» и обозначает признак многих или нескольких предметов.

Как вы думаете, в каком числе стоит имя прилагательное?

На какой вопрос отвечает имя прилагательное во мн.ч.

-Давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали нового. (запишите правило, взади на листе).

Физкультминутка.    

  1. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

4. первичное закрепление во внешней среде.

-Проверим, правильный ли вывод мы сделали? (учебник стр.92). Алгоритм. Вывод: Как определить число имен прилагательных? Составление алгоритма:

  1. Определи число существительного.
  2. Поставь вопрос к прилагательному.
  3. Определи число прилагательного.

Как определить, в каком числе нам нужно употребить имя прилагательное?

- От какой части речи это зависит?

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения. (в парах). Проверка с учебником.

______ месяц март.   _______  небо, снега _______.  На снегах тени - как синие молнии.  ______ даль,_______ льды.  ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______! (Н.Сладков)

Вывод: Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

- А теперь посмотрите на доску. У меня написаны словосочетания. Найдите в них ошибки. Исправлять можно только имена прилагательные.

-Определите число имён прилагательных.

Слабая морозы ,сладкое ягода , сильный ветры, лесной озеро, молодая дерево, золотая руки.

Прочитайте предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.  Определите  число.

В этом году ранняя весна. Светит тёплое солнышко. Дует тёплый ветерок. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись душистые почки. Чирикают весёлые воробьи.

   Рефлексия.

 Цель: умение применять свои знания на практике; подведение итога урока,  создание положительного настроя;  дать  возможность каждому высказаться.

Сегодня на уроке я научился определять……..

Имена прилагательные бывают………

Прилагательные в ед.ч. обозначают……..

Прилагательные во мн.ч. обозначают……..

Прилагательные в ед.ч. отвечают на вопросы………

Прилагательные во мн.ч. отвечают на вопросы………

Мне было трудно……

Самым интересным было ………

- Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!
- Какая у нас сегодня была работа на уроке? (Интересная, увлекательная, серьёзная,…)
- Какое настроение было у вас сегодня? (Хорошее, весёлое, бодрое, поэтическое…)
- А улыбка какая была? (Милая, откровенная, дружеская, …)
- А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые…)

Аувручейьполнепвкмласосулька

Совтёплаяшешуоблакодагщвжл

вопрос

Существительные   (ед.ч)                                                                 прилагательные

 ______________________                                                       _____________________

 ______________________                                                       _____________________

 

 ______________________                                                        _____________________

Слова для справок: звонкий, прозрачная, белое.

Существительные (мн.ч)                 вопрос                             прилагательные        

______________________                                                       _____________________

 ______________________                                                      _____________________

 ______________________                                                       _____________________

 ______________________                                                       _____________________

Аувручейьполнепвкмласосулька

Совтёплаяшешуоблакодагщвжл

вопрос

Существительные   (ед.ч)                                                                 прилагательные

 ______________________                                                       _____________________

 ______________________                                                       _____________________

 ______________________                                                       _____________________

 ______________________                                                        _____________________

Слова для справок: звонкий, прозрачная, белое.

Существительные (мн.ч)                 вопрос                             прилагательные        

______________________                                                       _____________________

 ______________________                                                      _____________________

 ______________________                                                       _____________________

 ______________________                                                       _____________________

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак________________________________________ и могут отвечать на любой из вопросов____________________________________________________.

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак ___________________________ и отвечают на вопрос_________________.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак________________________________________ и могут отвечать на любой из вопросов____________________________________________________.

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак ___________________________ и отвечают на вопрос_________________.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак________________________________________ и могут отвечать на любой из вопросов____________________________________________________.

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак ___________________________ и отвечают на вопрос_________________.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак________________________________________ и могут отвечать на любой из вопросов____________________________________________________.

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак ___________________________ и отвечают на вопрос_________________.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак________________________________________ и могут отвечать на любой из вопросов____________________________________________________.

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак ___________________________ и отвечают на вопрос_________________.

Прочитайте предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.  Определите  число.

В этом году ранняя весна. Светит тёплое солнышко. Дует тёплый ветерок. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись душистые почки. Чирикают весёлые воробьи.

Прочитайте предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.  Определите  число.

В этом году ранняя весна. Светит тёплое солнышко. Дует тёплый ветерок. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись душистые почки. Чирикают весёлые воробьи.

Прочитайте предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.  Определите  число.

В этом году ранняя весна. Светит тёплое солнышко. Дует тёплый ветерок. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись душистые почки. Чирикают весёлые воробьи.

Прочитайте предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.  Определите  число.

В этом году ранняя весна. Светит тёплое солнышко. Дует тёплый ветерок. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись душистые почки. Чирикают весёлые воробьи.

Прочитайте предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.  Определите  число.

В этом году ранняя весна. Светит тёплое солнышко. Дует тёплый ветерок. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись душистые почки. Чирикают весёлые воробьи.

Прочитайте предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.  Определите  число.

В этом году ранняя весна. Светит тёплое солнышко. Дует тёплый ветерок. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись душистые почки. Чирикают весёлые воробьи.

- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения. (в парах).

 

______ месяц март.   _______  небо, снега _______.  На снегах тени - как синие молнии.  ______ даль,_______ льды.  ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______! (Н.Сладков)

 Выпишите словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении и определите число имён прилагательных. (на карточках).

длинный пояс  -  длинный язык

золотые руки  -  золотые серьги

свежая рыба  -  свежая рубашка

Заколдованная сказка

(вставить прилагательные)

           На планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер.  

Домики у человечков были…, с крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что… домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили  в гости.

Кто быстрее?

За определенное время (2-3 минуты) нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным учителем словам.

Трава: зеленая, молодая, весенняя, нежная….

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный…

Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый…

Книга: интересная, серьезная, толстая, библиотечная, новая…

Друг: верный, старый, хороший, настоящий…

2.Актуализация знаний.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности.

-Прочитайте два текста.

Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко  над облаками кружат ласточки.

Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

-Сравните эти тексты. Чем они отличаются? Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?

- Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?

- Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи? (Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным).

3.Постановка проблемы.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.

Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

- Определите число у существительных. Как определяли? (Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число).

Какой вывод можно сделать? (Существительные могут быть единственного и множественного числа).

- У кого здесь возникли затруднения? -

Определите число у прилагательных. …….

- У кого возникли затруднения? Почему?

- На какой вопрос мы сегодня будем отвечать на уроке? Чему должны научиться?

Как вы думаете, какова тема урока? (Единственное и множественное число имен прилагательных.).  

Цель  урока: формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.

Какие задачи поставим? Посмотрите все ли задачи подходят к теме  нашего урока.

  1. Узнаем, как изменяются имена прилагательные.
  2. Будем учиться определять число имен прилагательных.
  3. Будем учиться изменять прилагательные по числам.
  4. Будем учиться переносить слова.

Какая задача лишняя?

4.Построение проекта, выхода из затруднения.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание, создать условия для поиска.

- Кто смог определить число у прилагательных? У кого получилось? Расскажите, как вы это сделали?

- Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему?

- На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

- Какой вывод можно сделать о числе прилагательных? (Прилагательные могут быть единственного и множественного числа)

- Где мы сможем проверить ваши  предположения? (В учебнике стр. 92 читают правило).

Давайте познакомимся с правилом.  Откройте учебник на с. 92.

Что обозначают имена прилагательные в ед.ч.? На  какой вопрос отвечают?

Что обозначают имена прилагательные во мн.ч.? На  какой вопрос отвечают?

5.Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику с. 92 упр.158.  Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу.

Единственное число

Множественное число

Вопрос

 

Окончание

- Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

Укажите над именами прилагательными и существительными их число.

Вывод: Как определить число имен прилагательных? Составление алгоритма:

  1. Определи число существительного.
  2. Поставь вопрос к прилагательному.
  3. Определи число прилагательного.

- Где можно применить полученные знания?

6.Первичная проверка понимания. 

Следующее задание на партах (карточки).

Как вам удобно работать с этим заданием. Работа в парах.  

А поможет вам алгоритм.

Как определить, в каком числе нам нужно употребить имя прилагательное?

- От какой части речи это зависит?

- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения.

______ месяц март.   _______  небо, снега _______.  На снегах тени - как синие молнии.  ______ даль,_______ льды.  ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______! (Н.Сладков)

Почему автор назвал март голубым? В каком предложении выражена главная мысль.

- Как вы определили в каком числе нужно употребить прилагательное голубой в данном тексте?

Проверка по образцу в учебнике. Учебник стр.93, упр. 159. Какой вывод сделаем?

Вывод: Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

7.Физминутка.

8. Первичное  закрепление.

 Найди существительные. Определи число существительных. Соедини существительное с прилагательным. Какие словосочетания у вас получились?

красная             руки

золотое              горы

высокий            кольцо

красные            человек

золотые            лента

высокие            шары

Запишите словосочетания самостоятельно.

- Какое словосочетание употреблено в переносном значении? (золотые руки). Придумайте предложение с ним.

9.Рефлексия.

 Цель: умение применять свои знания на практике; подведение итога урока,  создание положительного настроя;  дать  возможность каждому высказаться.

Я  предлагаю ответить на 7 вопросов. Давайте  определим, сколько правильных ответов будет  на 5, на 4,на 3. (Дети предлагают 7  верных ответов -5, 5-6 ответов – 4,  4 верных ответа -3).

Каждый ученик  берет свой пультик, выполняет тест, а  по завершению теста видит свой результат и отметку. (Использую систему голосования «Живой опрос»- Optivote).

Тест.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в)действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а) с прилагательным;
б) с глаголом;
в) с существительным;
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) что делает? что сделает?;
б)  какой?, какая?, какое?, какие?
в) кто? что?
4. Имена прилагательные:
а) не изменяются по числам;
б) изменяются по числам;
в) никак не изменяются.

5. В каком числе употреблено прилагательное  молодые?

а) в единственном;

б) во множественном.

6. В каком роде  употреблено прилагательное милая?

а) среднем;

б) мужском;

в) женском.

7. На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

а)какая?

б)какие?

в)какой?

Посмотрите на свой результат.

Заканчивается наш урок. Вы получили новые знания.

 - Какие задачи ставили в начале урока?    Выполнили мы их?

- Чью работу на уроке вы отметили?

 -  Какое задание вам было интересно выполнять?

- Какое задание было для вас трудным?

10.Домашнее задание:

 Стр. 93, упр. 160.

Список использованных источников:

  1. Русский язык. В.П. Канакина, Г.С. Щеголева. Сборник диктантов и самостоятельных работ, издательство «Просвещение», М., 2013г.
  2. Л.А.Ахременкова. «К пятерке шаг за шагом»,  издательство «Просвещение», М., 2011г.
  3. Русский язык 2 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  издательство «Просвещение», М., 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных" (4 класс)

Конспект урока русского языка с учащимися 4 классаТема: дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательныхЗадачи:1)    научить правописанию безударных падежных око...

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

план-конспект урока на тему "Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа Россиии"

Данный план-коснпект урока по русскому языку на тему "именительный и винительные падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа России" в 4 классе разработан по тре...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...