Открытый урок по русскому языку на тему: «Сочинение-описание по личным наблюдениям "Снег"»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Учить открывать мир
(или несколько слов о работе в «Мастерской»).
Какая прекрасная вещь – открытие! Разные чувства испытываются при постижении чего-то нового, но одно присутствует непременно – это удивление. А с удивления начинается мышление, значит, и развитие интеллекта.
Именно возраст ученика начальных классов наиболее сензитивен к открытию, к познанию радости открытия, ощущения успеха от совершенного им открытия.
Открытие для ученика это приобретение новых знаний, возможность испытать себя в новой ситуации, стать исследователем.
Технология «Мастерская» помогает открыть для ребёнка страну знаний. Мастерская – это не традиционный урок, с его рассадкой детей в три колонки, это свобода действий ученика, уважение к его личности, разуму.
Мастерская направлена на обучение ребят общению друг с другом. На воспитание вкуса к поиску истины, на творчество. В центре учебного процесса – личность ученика, отношения учителя и ученика являются открытыми, заботливыми, эмпатичными. Мастерская держит мыслительный процесс на высоком уровне: обдумывание своих выступлений, споры с одноклассниками, отстаивание своей позиции.
Учитель-мастер организует исследовательскую работу через систему заданий, в результате каждый ребёнок самостоятельно выстраивает своё знание. Возможно, сначала оно неполно, ошибочно, но разговор в группе, неоднократные корректировки после слова мастера, сказанного в момент, когда его знания уже не могут остановить мысль ребёнка, позволяет ребёнку исправить ошибки.
Учитель в «Мастерской» нужен тогда, когда ребята преодолели все препятствия и им кажется, что сделано всё, открытие истины состоялось. Новое задание учителя направлено на создание преграды, преодолеть которую, имея прежние знания, нельзя. Учитель верит в ученика, задания стимулируют рождение вопросов, не торопится отвечать на вопросы ребят, предлагает детям высказать свою позицию. Учитель приветлив, чувствует настроение ребят, не поправляет, не понукает, не объясняет, а помогает детям преодолевать интеллектуальные и психологические препятствия. Из молчаливого наблюдателя в ходе мастерской рождается исследователь, сам проявляющий инициативу.
В ходе мастерской появляется интерес к общению, его результат заранее не регламентирован, для всех не предсказуем. Успех сотрудничества связан с погружением в особую творческую атмосферу.
Самое трудное для учителя при работе в мастерской – это научиться мало говорить, не торопиться со своими объяснениями, радоваться тому, что дети задают много вопросов, и не огорчаться, если ребята уходят с мастерской с вопросами без ответов, - это хорошо. Учитель стимулирует самостоятельный поиск ответов учащихся на вопросы, что очень важно в современной школе.
Учит открывать мир непросто, приходится много читать, но жить становится интереснее и урок приносит радость открытия не только ученикам, но и учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sneg.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку
на тему: «Сочинение-описание по личным наблюдениям "Снег"»
Технология «Мастерская». Класс 2
Учитель: Марочкина Наталья Анатольевна.
Цели.
1. Приобщить ребёнка к слову, увлечь словом, дать ему возможность разглядеть слово, почувствовать его, привлечь внимание к красоте зимних явлений средствами искусства.
2. Формировать умение строить речь в определённой композиционной форме.
3. Обогащать словарь учащихся и развивать творческие способности, формировать исследовательскую культуру младших школьников.
4. Воспитывать культуру общения, развивать умения самостоятельно решать поставленные задачи.
Оборудование. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; Песня на стихи Л. Козлова «Снег кружится», бумажные снежинки у детей и доске;
толковый словарь Ожегова;
орфографический словарь Грушникова;
репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица»,
В. Кандинского «Зимний пейзаж»,
Ф. Васильева «Оттепель», Н. Рериха.
Ход мастерской.
I. «Индуктор»
Учебная задача для учителя: создать эмоциональный настрой.
1.Вводная беседа
На доске- снежинки.
У. Снежная Королева приглашает нас в своё волшебное царство.
Какое сейчас время года?
- О зиме можно рассказать не только словами.
Художники заменили слова красками. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку. Картины, фотографии, музыка - все это может создать зимнее настроение. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних» или «белых» слов.
- Какое же слово главное, с чего начинается зима?
В нашей мастерской сегодня мы превратим обыкновенный учебный кабинет в волшебное снежное царство, и наполним это царство красивыми снежными словами.
Давайте запишем главное слово нашего урока:
Снег.
2. Работа с материалом.
Давайте узнаем историю этого слова? Что для этого нам нужно сделать? (обратиться к словарю)
Снег - русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. Всего у слова снег 42 однокоренных слова.
В народном творчестве многих стран - в песнях, сказках - снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.
«Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах потонуть», - писал Сергей Есенин.
Итак, мы отправляемся в путешествие по этому пышному царству и попробуем создать своё снежное произведение.
- А звучит ли снег? (ответы детей)
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.
- Какая она - «еле слышная музыка снега?» Давайте подберем звуки для описания снега?
Д. Легкий, спокойный, высокий, прозрачный...
У. А музыкальный характер - это танец, песня или марш?
Д. Танец.
У. А какой танец?
Д. Вальс.
У. Сейчас вы послушаете «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», Петра Ильича Чайковского. Закройте глазки, слушайте и представляйте, как идет снег.
Какое настроение у вас после прослушивания музыки?
Как падал снег? (то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра)
- Проработайте в своей мастерской, запишите самые красивые слова-признаки.
II Индивидуальная работа
Поделитесь своими наблюдениями. Каким может быть снег? Запишите в своей мастерской несколько самых красивых слов: какой снег.
«Самоконструкция» - самостоятельный подбор слов и запись.
Д. Снег (какой!) холодный, белый, мягкий, пушистый, хрустящий, колючий, тихий, робкий, новый, первый, молодой, блестящий.
«Социолизация». Поделитесь словами в своей группе и запишите три самых необыкновенных слова признака на снежное поле (большие листы для афиширования).
«Афиширование» Представьте свою работу на снежном поле.
«Разрыв»
Задача для учителя: Соотнести полученное с произведениями культуры.
Какой снег бывает утром, вечером, днем?
Дети отвечают.
- Так как снег бывает разного цвета, давайте разберемся, от чего этот цвет зависит.
Д. От цвета неба, от состояния самой природы.
У. Давайте проследим, как меняется цвет снега. Представьте, что сегодня яркий солнечный день, снег искрится и блестит на солнце. Какого цвета он может быть?
Д. Белый, светлый, серый, разноцветный.
Учитель демонстрирует репродукцию картины Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
У. Каким изобразил снег художник?
Учитель демонстрирует репродукцию картины Грабаря «Февральская лазурь».
У. Какое настроение он вызывает? Что вы чувствуйте когда смотрите на эту картину?
- Где летом бывает снег?
Д. На Севере, на Южном полюсе, в горах, в Саянах.
У. Посмотрите, как художник Николай Рерих изобразил высокую снежную вершину.
У. Опишите картину, какой снег?
(молочный, жемчужный, небесный, лазурный, серебристый, розовый, лиловый)
Послушайте какие слова дарят нам поэты.
- Какой бывает снег?
Снег бывает разный:
Глубокий и пушистый,
В морозный день - скрипучий,
Холодный и колючий.
Первый снег бывает легкий,
Будто пух он лебединый.
В марте грязный он и рыхлый,
Состоит из мелких льдинок.
Если вам понравились слова признаки дополните свои работы и запишите их.
- Итак, яркий, разноцветный, сверкающий на солнце снег морозного утра создает настроение веселья и радости.
Снега, снега, белы снега,
Снега во всю Россию.
Продолжаем учиться передавать неповторимость и красоту окружающего мира.
III. «Самоконструкция»
У. Давайте подберем слова, обозначающие действия снега.
Запишите каждый слова в свою мастерскую.
«Самоконструкция».
Поделитесь словами в группе и представьте три самых снежных слова – действия.
Д Снег (что делает!) падает, идет, опускается, порхает, валит, кружится, сверкает, белеет, блестит, сыплется.
«Афиширование» Представьте свою работу на снежном поле.
«Разрыв»
Задача для учителя: Соотнести полученное с произведениями культуры.
Звучит песня «Снег кружится».
У.Дополните словами действиями свои снежные листы, которые подарила нам эта песня.
У. Продолжите фразу. Снег как…
IV .«Самоконструкция».
У. Поделитесь своими наблюдениями, запишите образные сравнения.
«Самоконструкция».
Представьте сравнения в своей группе и выберите три самых неповторимых
Д. Снег как пушистый ковёр, пуховый платок, белое одеяло.
«Афиширование» Представьте свою работу на снежном поле.
«Разрыв»
Задача для учителя: Соотнести полученное с произведениями культуры.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.
С чем сравнивает снег поэт?
- Много мы узнали, вспомнили о снеге.
А теперь мне бы хотелось узнать, какое настроение у вас создает снег?
Выслушиваются ответы детей.
Итак, снег бывает разный, и настроение у разных людей он может вызвать разное.
V. «Самоконструкция».
- Попробуйте про снег рассказать так, чтобы слушатели угадали, какое настроение он у вас вызывает.
«Самоконструкция» и «Афиширование».
Обсудите в группах ваши произведения и представьте на ваш взгляд две или три самые интересные работы. А кто ещё хочет поделиться своим произведением?
«Разрыв»
Задача для учителя: Соотнести полученное с произведениями культуры.
Послушайте, какие поэтические строки создал Сергей Островой о снеге.
Подготовленные ученики читают стихотворение «Зимнее»:
А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал...
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Живет он в белом шалаше,
Колдует там необычайно.
Ах, этот снег...
В его душе
Всегда какая-нибудь тайна.
То станет жестким, будто лед,
То все заткет суровой пряжей,
А то вдруг крыльями взмахнет,
И - вот он - легкий да лебяжий.
Летит... летит... Лови его.
Губами. Горстью. Без оглядки.
Гляди на это волшебство
Как он с землей играет в прятки.
Как затаится вдруг. Немой.
Как петь начнет. А то засвищет.
Ни по кривой, ни по прямой
Никто и следа не отыщет.
И снова добрый. И простой.
И просветленный весь. И новый.
Омою душу чистотой
И прямотой его суровой.
Он весь, как музыка. Он - весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег... Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.
- Какие эпитеты и олицетворения использовал поэт при описании снега?
Дети отвечают.
VI. «Рефлексия».
Какие чувства рождались в вашей душе при создании вашего произведения?
Можно ли сказать, что у нас тоже получилось красиво, как у настоящих писателей и поэтов.
За что сегодня на уроке вы себя можете похвалить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 3классе "Сочинение на основе личного опыта «Как мы сделали пасхальное яйцо» " , система РО Л.В. Занкова
Открытый урок по русскому языку в 3классе "Сочинение на основе личного опыта «Как мы сделали пасхальное яйцо» " , система РО Л.В. Занкова...
Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины А.А.Рылова "В голубом просторе" 3 класс
Презентация знакомит с творчеством живописца Рылова А.А. Здесь даны репродукция картины, этапы урока, план....
Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс
В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»).
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»)....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России&q...