Правописание глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
конспект урока "Правописание глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_glagolov.docx | 40.15 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka_-pravopisanie_glagolov-_4_klass_.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание глаголов».»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Дата урока: 20.04.2022
Задачи урока:
Обучающая: повторить правила правописания глаголов: временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
2) Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.
3) Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока.
- Оргмомент. Приветствие
2. Введение в тему. Постановка целей и задач
-Сейчас весна. Вы любите тепло? Скажите, чего ждем от природы, чего хотим много-много? Я вам загадаю загадку.
Тихо по небу плывёт
И тепло нам отдаёт. (солнце)
-Что делает солнце, чтобы нам с вами было хорошо?
Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте.
Греет, светит, смотрит, сверкает.
- Правильно, сейчас вы запишите слова в тетрадь. Пишем чисто и красиво.
-Что можно сказать о данных словах? (глаголы)
-И тема нашего урока?
- «Глагол. Повторение о глаголе»
- Какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?
-Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Глагол» и вспомним, что знаем об этой части речи.
- Что мы знаем о глаголах? Какие слова называются глаголами?
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
Делают вывод.
Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?
Ответ учеников: Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной. (дети оценивают работу друг у друга).
- Повторение знании.
1 шаг. Заблудившиеся глаголы. Распределить по временам.Совещаются, разбирают глаголы.(парами)
Встречает визжал прочитает
трещит поскрипывал запишет
скрипит дул нарисует
воет скулил вспомнит
удивил
Каждый делает вывод.
Глаголы изменяются по временам.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. (оценивание работ).
2шаг.
Цель: развивать умение образовывать глаголы неопределённой формы и умение определять спряжение .
Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение: обед, черный, звон, рассказ, победа.
Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
(Обедать – 1спр., чернеть - 1 спр., звонить– 2 спр.,рассказать – 1 спр., победить – 2 спр.)
Вывод.
Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)
- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете. А также глаголы брить, стелить)
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть , обидеть, слышать , видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.
4.Физминутка .
Если глагол 1 спр- сидим, если 2 спр- встаём.
Потушить, дышать, тянуть, встречать, ненавидеть, гнать, держать,брить
Вставь пропущенную гласную.
Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов.
Смотр…т, готов…т, мо…т, терп…т, верт…т, называ…тся, гон…тся, любу…тся, отреза…т.
3 шаг. Повторение знании.
Раскрой скобки.
Сформулируй правило о написании не с глаголами.
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.
Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.
_-спишите любую загадку в тетрадь
- шаг. Выбери нужное окончание. Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.
У двери стоял..( о, а, и) маленький ребенок.
В шкафу стоял..( о, а, и) хрустальная посуда.
Среди грядок стоял..( о, а, и) соломенное чучело.
На полке стоял..( о, а, и) разные книги.
5 шаг Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.
Тише едеш(?) – дальше будеш( ? ).
Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду.
6 шаг. Сформулируй правило о написании ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах.
Дети пошли купат(?)ся на озеро.
Они веселят(?)ся и громко кричат. Физминутка
- шаг. Выполняем роль учителя.(текст ищем ошибки)
8шагВыполнение теста.
1. Глагол – это
а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей
2.Найди глаголы прошедшего времени.
а) дымит
б) плясал
в) печатает
г) пилил
3. Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа.
а) Бегу быстрее тебя на стадион.
б) Не отказываемся убрать снег со двора.
в) Всегда спешим на помощь друзьям.
г) Не достаю я до этого крючка!
4. Поставь глаголы в неопределенную форму.
Скучали - ___________________. Прячут - __________________________.
Бегает - _____________________. Гуляла - __________________________.
Поглядел -___________________. Любит - __________________
5.Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ОТЬ, -АТЬ, -УТЬ, то он относится к
а)1 спряжению
б)2 спряжению
6.Найди "лишний" глагол
а) смотреть
б)видеть
в)терпеть
г)глядеть
д)обидеть
7. Выберите глагол женского рода
а) полетело
б)пришла
в)посмотрел
г)писали
6. Итоги урока. Рефлекция. Домашнее задание.
Дети и педагог подводят итоги урока
Продолжите предложения:
Я понял, что …..
Мне было интересно…..
Мне было трудно …..
Выставление оценок.
-А где мы можем использововать наши умения и знания о глаголах. Для чего они нам нужны?
- Вы отлично поработали на уроке, и в память о нем я дарю вам солнышки. Будьте как солнце. Дарите своё тепло и нежность друзьям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Греет, светит, смотрит, сверкает .
Правописание глаголов
Правописание глаголов Не с глаголами Окончания у глаголов прошедшего времени Безударные окончания глаголов ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах Правописание глаголов на конце с шипящей
ГЛАГОЛ Встречает визжал прочитает трещит поскрипывал запишет скрипит дул нарисует воет скулил вспомнит удивил
п рош . в р . Прошедшее время Настоящее время Будущее время визжал встречает прочитает поскрипывал трещит запишет дул скрипит нарисует скулил воет вспомнит удивил
обед, черный, звон, рассказ,победа
Вставь пропущенную гласную. Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов. Смотр…т, готов…т, мо…т, терп …т, верт …т, называ … тся , люб…т , отреза…т.
Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании не с глаголами. ( Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят .
Выбери нужное окончание. Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени. У двери стоял..( о, а, и) маленький ребенок. В шкафу стоял..( о, а, и) хрустальная посуда. Среди грядок стоял..( о, а, и) соломенное чучело. На полке стоял..( о, а, и) разные книги.
Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей . Тише едеш (?) – дальше будеш ( ? ). Нужно береч (?) платье снову , а честь смолоду. Спряч (?) вещи в шкаф.
Сформулируй правило о написании ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах . Дети пошли купат (?) ся на озеро. Они веселят(?) ся и громко кричат.
Отдохнём
Найди ошибки Загатка В народной речи слово загадать азначало « задумыватся,размышлять ». Не случайно язык загадок называит тайной речью. Загатка возбуждаит любопытство своим тайным смыслом. Она развиваит в человеке догадливость. Услышет , прочитаит человек загатку и начинаит ломать голову над отгаткой .
Найди ошибки Зага Д ка В народной речи слово загадать О значало « задумыват Ь ся,размышлять ». Не случайно язык загадок называ Е т тайной речью. Зага Д ка возбужда Е т любопытство своим тайным смыслом. Она развива Е т в человеке догадливость. Услыш И т , прочита Е т человек зага Д ку и начина Е т ломать голову над отга Д кой .
Тест 1. Глагол – это а) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? б) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей
2.Найди глаголы прошедшего времени. а) дымит б) плясал в) печатает г) пилил
3. Найди предложение с глаголом первого лица единственного числа. а) Бегу быстрее тебя на стадион. б) Не отказываемся убрать снег со двора. в) Всегда спешим на помощь друзьям.
4.Поставь глаголы в неопределённую форму. Скучали------- бегает---------- поглядел---------- прячут-------------
5.Если глагол в неопределённой форме оканчивается на – оть,-ать.-уть , то он относится а)1 спряжению б) 2 спряжению
6.Найди «лишний»глагол а)смотреть б)видеть в)терпеть г)глядеть д )обидеть
7.Выберите глагол женского рода а)полетело б)пришла в)посмотрел г)писали
Молодцы
Рефлексия Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился правильно определять орфограммы глаголов и могу помочь другим. Я считаю, что могу правильно определять орфограммы глаголов, но мне ещё нужна помощь. Я считаю, что было трудно на уроке.
Домашнее задание П.г. . стр. 11упр.4
Спасибо за работу
Интернет – ресурсы: http://0701.nccdn.net/1_5/2f0/0b8/0e7/HiRes.jpg сова http://antalpiti.ru/files/99604/knigi.3.png книги http://img-fotki.yandex.ru/get/6413/136487634.65a/0_a9292_e2d3ddfe_XL.png листья внизу http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/21197587.29/0_96737_f8268728_L.jpg листья справа http://i054.radikal.ru/1005/2d/09f78a31f0d3.jpg колокольчик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Урок на тему: "Знакомство с возвратной формой глагола.Правописание глаголов с -тся - и -ться"
Русский язык . 4 класс, программа" Школа 2100"...
Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...
Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ
Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"» Пояснительная запискаДанный урок относит...