Конспект урока сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Телицына Анастасия Николаевна

Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока подготовки сочинения по картине

Тема урока: сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Цель урока: научить детей писать сочинение по картине

Задачи урока:

  • познакомить младших школьников с художником И.И. Левитана и его творчеством;
  • познакомить детей с новым видом деятельности: сочинение по картине;
  • учить внимательно рассматривать художественную картину;
  • работа над умением использовать выразительные художественные средства в соответствии с определенными словами;
  • работать над развитием речи детей, обогащать и активизировать словарь детей, вводить в него лексику, обозначающую ощущения, эмоции, эстетические оценки;
  • вызвать интерес детей к произведениям живописи.

Ход урока

1. Вступительное слова учителя (создание мотивации, рассказ о художнике и/истории создания картины, подготовка к восприятию картины)

- Сегодня мы будет писать сочинение по картине известного русского художника-пейзажиста Исаак Ильич Левитана. Левитан - выдающийся художник, которого называют мастером «пейзажа настроения». Он создавал картины, наполненные реалистичностью и глубоким смыслом. Исаак Левитан родился 30 августа 1860 года в городке Кибарты Августовской губернии Российской империи. В своем творчестве художник стремился показать каждому человеку, в каком прекрасном месте им повезло родиться и жить. Для Левитана природа всегда оставалась не только безграничным источником вдохновения, но и местом, где он мог творить.

- Какие картины И. Левитана вы можете назвать? («Березовая роща», «Весенний звон», «Солнечный день», «Март», «У омута»)

- Представьте, что вы оказались у реки в один из осенних дней. На деревьях шуршат золотые листочки, плавно перетекает речная гладь. Что вы чувствуете? Какое у вас настроение? Какие звуки вы слышите? (на фоне музыкальное сопровождение, где дети слышат легкий шум листьев, которые колышутся на ветру, журчание реки. Дети делятся своими представлениями.)

- А теперь давайте посмотрим золотую осень в виденье Левитана.

2. Рассматривание картины.

- Перед вами репродукция картины «Золотая осень». Прежде, чем вы начнете писать сочинение, давайте внимательно ее рассмотрим.

3. Беседа о картине (определение темы, жанра, анализ образного «языка» картины; определение идеи картины)

- Внимательно взгляните на картину. В каком жанре она написана?

(Пейзаж)

- Определите тему картины.

(Золотая осень)

- Что художник изобразил на картине?

(Красоты осенней поры)

- Какие детали позволяют сделать вывод, что здесь изображена осень?

(Золотая и желтая листва деревьев, опавшие листья, хмурое небо)

- Обратите внимание на снег. Какого он цвета? От чего он становится таким?

(Самого солнца не видно, но на снегу изображены тени от предметов и отблеск на деревьях)

-Хотите ли вы оказать в этом месте? Почему?

(Да, осень мое любимое время года. Это место передаёт состояние спокойствия, умиротворения, свободы)

- Какие цвета преобладают в этой картине?

(Желтый, зеленый, белый, голубой)

- Обратите внимание на то, какие деревья изобразил художник?

(Березы в золотых платьях)

- Как думаете, какое настроение у берез?

(Веселое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями)

- Посмотрите на речку. Какая она?

(Речка тихая, темно-синяя, холодная, задумчивая)

- Присмотритесь к ее берегам. Чем они покрыты? Какая трава?

(Зеленая, но уже начинает увядать. Сухая трава клонится к земле)

- А что прикрывает реку?

(Кустарники)

- А что виднеется вдалеке?

(Зеленая трава)

- Да, это озимь. Трава на лугах вянет и желтеет, а озимь поднимается ровным зеленым бархатным ковром.

- Почему Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень», как вы думаете?

(Потому что осенью листья деревьев приобретают золотой цвет, и все вокруг наполняется красками)

4. Словарно-стилистическая работа (подбор синонимов (в том числе контекстных), названий цвета, настроения, выразительных средств языка –эпитетов, сравнений)

Синонимы:

Художник – автор картины, живописец, пейзажист.

Картина – репродукция, холст, полотно.

Создает – рисует, пишет, изображает.

Шуршать – колыхать, шелестеть, шуметь.

Передать – показать, назвать, описать.

Солнечно – ярко, светло, ясно.

Цвет:

Желтый – золотой, соломенный, медовый.

Зеленый – изумрудный, болотный, травяной.

Белый – молочный, снежный, белесый.

Голубой – небесный, лазурный, бирюзовый.

Прилагательные:

Картина (Яркая, красочная, насыщенная)

Настроение (Радостное, спокойное, осеннее)

Трава (Пожелтевшая, увядшая)

Деревья (Золотые, радостные, нарядная)

Речка (Спокойная, холодная, глубокая)

Олицетворение:

Река бежит, облака плывут, деревья скидывают листву.

Эпитеты:

Деревья нарядные, золотая листва, золотая живописная осень, спокойная река.

5. Составление плана сочинения и определение опорных слов.

Примерный план сочинения:

1. Исаак Ильич Левитан – великий русский художник, создатель лирического пейзажа.

2. Ясный солнечный осенний день на картине.

3. Небольшая речка, уходящая вдаль.

4. Мое отношение к картине. Чувства и эмоции, которые вызвало это полотно.

- Перед вами слова, выберите из них наиболее важные для описания этой картины: Облака, деревья, листья, хмурый, золотой, зеленый, спокойный, печальный.

6* Составление устного высказывания по картине (по плану и опорным словам).

- Теперь давайте составим описание картины вместе. Каждому в классе предлагается рассказать по одному абзацу, задумкой которого является план, составленный коллективной работой. Не забудьте использовать речевые приемы, которые мы разобрали.

7. Написание сочинения.

Исаак Левитан - один из тех художников, которые сумели показать в своих полотнах красоту скромных русских пейзажей. Осень - его любимая тема. У художника очень много картин, на которых изображены разные моменты этого времени года.
На картине изображен осенний день во всей его красе. Небо мы видим голубым и светлым, но появились уже легкие облачка. Вдали виднеется озимь.

На темно – зелёном поле стоят берёзы в золотых нарядах. Некоторые деревья уже потеряли свою листву, а какие - то еще стоят в зелёных листьях. Скоро все деревья будут готовы к зиме.

И вот мы видим темную речку. Такое ощущение, что наступила осень, и речка стала холоднее и спокойнее. А кустарники пытаются её прикрыть от непогоды…

Золотая осень прекрасна и живописна. Мне показалось, что природа гордится осенней порой. Картина кажется спокойной, хочется оказаться в этой тишине.

8. Саморедактирование.  

- Проверьте свою работу. Проверьте написали ли вы сочинение по картине в соответствии с планом. Если есть недочеты, исправьте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Конспект урока: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.А. Лазаревой.Программа 1- 4.Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана « Золотая осень».Тип урока: урок – творческая мастер...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Цели урока:развивать умение составлять связный текст, развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, учить составлять план и устанавливать  последовательность действий, ...

Конспект урока Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень». 3 класс.

Конспект урока Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень» 3 класс....

Конспект урока. Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень" 4 класс

. Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень" 4 класс...