Конспект урока письма по теме "Буква Ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Торопыно Наталья Михайловна

Конспект урока письма по теме "Буква Ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx317.65 КБ

Предварительный просмотр:

Торопыно Наталья Михайловна

учитель начальных классов

Филиал Туроснянская ООШ МБОУ-Смотровобудской СОШ

Конспект урока письма (1 класс)

Тема: Буква ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Тип урока: урок-закрепление.

Цель урока:

-писать буквы ь в соответствии с образцом;

- учиться слышать ь и писать слова с ь в середине и на конце слов;

- читать и писать предложения, в которых есть слова с ь;

- выполнять звуко-буквенный анализ слова с ь на конце;

- писать слова и предложения, используя прием комментирования;

- писать правильно имена собственные;

- обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения – знаками препинания;

- списывать с печатного шрифта;

- способствовать развитию умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Динь – динь - динь,

звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

- С каким настроением пришли на урок? (выбирают и показывают снеговика с соответствующим настроением)

II. Актуализация знаний.

- Мы познакомились с буквой ь. Найдите эту букву на ленте букв.

- Почему  букву ь не поместили ни к гласным, ни к согласным, а выдели ей отдельное место? (Буква ь не обозначает звука)

- А для чего нужен ь? (Для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)

- Хлопните, если в слове пишется Ь:

Руль, лось, пух, сок, тюлень, гусь, моль, дом, медведь, олень, волк, пудель.

III. Постановка цели и задач урока.

- Узнайте, какая буква сегодня будет главной на уроке.

Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.

Букву лишнюю найдите,

Всем нам чудо покажите.

(На лепестках ромашки буквы: я, е, и, ь)

- Какая лишняя буква? (ь)

- Почему? (не обозначает звука)

Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак:

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Кто научился писать Ь?

- Кому надо потренироваться в написании?

- Чему будем учиться на уроке?

- Чему бы вы хотели сегодня научиться?

IV. Закрепление изученного материала.

(Пропись 3 часть с. 31)

Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

1. Письмо букв.

Гимнастика для рук

Вот помощники мои, (вытягиваем ручки вперед)
Их как хочешь поверни. (поворачиваем кистями в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)
Постучали, повертели

И работать захотели.
- Обведите элементы букв.

- Какие буквы можно записать из данных элементов? (ь ы в а о)

- Запишите их.

- Вспомним написание буквы Ь. Напишите целую строку. Поставьте точку под самой красивой на ваш взгляд буквой.

2. Письмо слов.

- Прочитай слова, найди лишнее: собака, карась, корова, медведь.

(карась – рыба)

- Каких рыб знаете?

- Прочитайте в прописи слово карась, запишите его.

- Поставьте в слове ударение.

3. Звуко-буквенный анализ слова.

- Составим схему слова карась. (Один учащийся составляет на магнитной доске)

- Покажите разрезными цифрами сколько в слове: букв - 6, звуков - 5, гласных - 2, согласных - 3, слогов -2.

- Почему букв больше, чем звуков? (ь звука не обозначает)

4. Письмо предложения.

- В названии каких рыб есть мягкий знак?

- Прочитайте предложение Окунь и карась – рыбы.

- Какая схема подходит к этому предложению?

I______     _______    _______ .

I______     _______    _______      _________.

- Как пишутся слова в предложении?

Физкультминутка «Рыбки»

https://vk.com/video-92122480_171872886

5. Работа с деформированным предложением.

- Прочитайте слова. Какое предложение из них можно составить? (У Коли коньки)

- Подумайте, с какой буквы надо написать каждое слово?

6. Группировка слов.

- Доскажи словечко...

Бродит хищный кот в лесах

С кисточками на ушах.

Дальше от него держись —

Быстро нападает… (Рысь)

Деревце колючее,

Зелёное, пахучее.

 Прилетела к нам метель,

 Стала белой наша… (Ель)

До чего большая кошка!

Поиграть бы с ней немножко.

Но мне стало не до игр,

Как узнал, что это… (тигр)

- На какие группы можно разделить слова-отгадки?

- Запишите слова по группам.

- Дополните каждую группу слов.

7. Составление слов. Без Ь никак.

Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Давайте в доме уберём,

Из букв мы слово соберём.

1 вариант:   Ь У С Г

2 вариант: Н К Ь О

- Запишите слова гусь, конь.

- Какую работу выполняет Ь в словах?

V. Итог урока. Рефлексия.

- С какими заданиями справились хорошо?

- Что хотели бы повторить?

- С каким настроением уходите с урока? (выбирают и показывают снеговика с соответствующим настроением)

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»

презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...

Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...

Русский язык 1 класс. Тема урока: Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков.

Цель урока: формирование умений обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знакомЗадачи:- показать роль мягкого знака в слове.-развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким ...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс...