Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта
Предмет: Русский язык
УМК: «Школа России»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 4 Б
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ф.И.О учителя: Смирнова Татьяна Андреевна
Цель | Деятельностная: формирование связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Образовательная: ознакомление с глаголами-исключениями; со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; |
Задачи | Образовательные: -формировать представление о глаголах – исключениях; - формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение; -совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания; -способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности; - воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку |
Формируемые УУД | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты | Предметные: уметь находить в тексте глаголы-исключения, уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний . Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные : уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | I спряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов, глаголы-исключения. |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая |
Ресурсы: - основные
- дополнительные | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко « Поурочные разработки по русскому языку »
Учебник с.94-95, упражнения 192, 193, 194, тетрадь, раздаточный материал. |
Оборудование | Доска, таблица, учебник, компьютер, карточки, памятка «Безударные личные окончания глаголов» |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД | ||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: - актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности и создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
| Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
| - Ребята, начинаем урок русского языка. Я рада видеть каждого из вас, И пусть весна прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Ребята, прочитайте хором русскую народную пословицу: Грамоте учиться – всегда пригодится. - А теперь запишем ее в тетрадях, правильно выполняя соединения букв. | Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учится; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность П: осознают учебно- познавательную задачу. К: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
| ||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Цели: - организовать повторение изученного; -актуализировать знания по теме глагол -активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний. | Организует повторение изученного. | Записывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы, объясняют написание орфограммы.
| - Прочитайте словосочетания Смеялись от радост…, подарить бабушк….,сохранить в памят…, подъезжали к столице, на ветк…сирен…,- шёл по тропинк… Какую орфограмму мы будем повторять? ( Безударные падежные окончания имен существительных.) - Спишите, вставьте пропущенные окончания имен сущ., укажите их падеж. ( Фронтальная проверка с объяснением).
- А что вы знаете о глаголе? - Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол. - Давайте проверим, как вы выполнили работу.
| П : умеют ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы. К: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, приобретают навык сотрудничества, работы в паре Л: имеют мотивацию к учебной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||
Предлагает карточку «Я глагол» (раздаточный материал на каждой парте)
| Обобщают знания по теме глагол. У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.
| |||||||||||||||||||||||||||
3. Самоопределение к деятельности Цель: - создание проблемной ситуации, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы . -создание условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока | Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока. Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
| Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения, делают выводы совместно с учителем.
| - Прочитайте предложения, назовите пропущенные окончания глаголов. Звен…(ят) весёлые ручейки. Уже цвет…(ёт) подснежник. Берёза распуска…(ет) свои клейкие листочки. - Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение? (Оно безударное, а в безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.)
-Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок.)
| П : умеют классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Р: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя. Л: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала | Организует изучение нового материала.
| Читают сведения о языке. Рассказывают сказку про царство «Глагол» Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило. | - А для того, чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями мы с вами изучаем спряжение глагола. - Откройте учебник на с. 94. Прочитайте сведения о языке. - Как определить спряжение у безударных личных окончаний глаголов? ( По неопределенной форме.) -Как определить спряжение? (по окончанию). -Оказывается, определить спряжение нам поможет глагольный суффикс. Выполним упражнение и проведем наблюдение. Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы. Благодарят – благодарИть Владеет – владЕть Летаете – летАть Влияют – влиЯть Колете – колОть Выдели значком ^ гласную букву перед –ТЬ. Это глагольный суффикс, который поможет определить спряжение. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед – ТЬ. - Суффикс –и- указывает на 2 спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на 1 спряжение. Например: делаешь – делать (не и – 1 спр.), косит – косить (и – 2 спр.)
- Какие глаголы относятся ко 2 спр.? - К 1 спр.? - Назовите глаголы –исключения. - Как Вы понимаете выражение глаголы-исключения? ( Это глаголы, которые не подчиняются правилу.) Послушайте сказку про страну Глаголов. Рассказывают заранее подготовленные учащиеся. Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. -И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Слово учителя. Но у этой сказки есть продолжение. Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой: « Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними». Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ. -Я, царь Глагол, повелеваю: жителей своего царства – глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении, а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении. | П : умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других. Л: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата. | ||||||||||||||||||||||||
5.Физкультминутка Цель: отдых, снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
| Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке. | Выполняют физкультминутку.
| Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжения – 2 хлопка за спиной. Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.
|
| ||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление. Цель: закрепление полученных знаний, их применение в практических заданиях. | Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий. | Знакомятся с глаголами- искл., определяют спряжение глаголов по неопределенной форме, распределяют их на группы
| Так и появились глаголы – исключения. -У нас есть схема – помощница, благодаря которой мы быстро выучим алгоритм. (Учитель раздает карточки-помощницы, см. в приложении). - Как вы думаете, почему она так называется? - Посмотрим на схемы и вернемся к нашим глаголам. Воспользуемся нашим алгоритмом и вставим пропущенную гласную. Найдите таблицу на с.93. мечта.шь – мечтать (I) – е - мечтаешь помеша.те – помешать (I) - е - помешаете стро.т – строить (II ) –и- строит кле.шь – клеить (II ) –и- клеишь Ну вот мы справились с заданием.
- Сколько глаголов – исключений на – ать? Назовите их. -Сколько на – еть? Назовите их. - Сколько на – ить? Назовите их. ( 2 глагола – брить, стелить) -Давайте познакомимся с ними ближе. У вас на партах лежат рифмованные стихотворения. - Прочитайте. ( Читает один ученик.) Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть- Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.
Таким образом, стихотворение и схема помогут вам запомнить глаголы-исключения.
Работа по учебнику.Упр. 192 (устно). | П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Р: оценивают правильность выполнения задания; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение; К : оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других | ||||||||||||||||||||||||
7. Закрепление изученного материала. Цели: закрепление навыков правильного правописания безударных личных окончаний глаголов | Организует закрепление изученного материала.
| Выполняют упр. 193.: выписывают глаголы, определяют спр., образуют форму глаголов 2 л., ед.ч., настоящего времени, упр. 194 | Вернемся к предложению Берёза распускает свои клейкие листочки. - распускает – распускать (на ать), значит в окончании глагола ставим безударную е (1 спр.).
Работа по учебнику - Для выполнения следующего упражнения нам снова понадобится таблица на с.93.
- Упр. 193. Прочитайте (все глаголы пишем только во 2 лице ед.ч.). Сначала провести словарную работу. - Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица ед. ч.? ( ешь, ёшь, ишь) - Выполните задания самостоятельно. -– Оцените свою работу и работу соседа (взаимопроверка)
- Следующее Упр.194 (выполняем по рядам). Выберите один глагол и напишите его в 3л. ед. и мн. числа, обозначьте окончание – 3л. ед.ч. – 3л. мн.ч. – Какие окончания у первого ряда? У второго - ? У третьего - ?
| К: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других обобщают знания; Л: самостоятельно выполняют учебные задания. П: преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют ответы на вопросы. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий.
| ||||||||||||||||||||||||
8. Итог урока. Цель: обобщение полученных знаний | Организует подведение итога урока. | Анализируют полученную информацию, делают выводы. Подводят итог урока | - Какая задача стояла перед нами в начале урока? ( Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов.) - Решили мы эту задачу? ( Решили) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? (Надо поставить глагол в неопределённую форму, определить спряжение, не забывать о глаголах - исключениях.) | П: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р: оценивают собственную деятельность на уроке. Л: проявляют интерес к предмету. К: строят небольшие монологические высказывания | ||||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание.
| Инструктаж по выполнению домашнего задания | Упр. 194 (с. 95), выучить правило (стр. 94). | - Как вы считаете, какое задание вам необходимо выполнить дома ? ( Надо такое задание, которое помогло бы без ошибок писать безударные окончания. Дома нужно потренироваться). | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения | ||||||||||||||||||||||||
10. Оценка работы обучающихся на уроке. | Оценивает работу обучающихся |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель - организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Учащиеся выполняют графический диктант. Делают самопроверку своей деятельности.
| Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ. Педагог проводит графический диктант. – Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–». 1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит. 2. В слове листа..шь безударная гласная И. 3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать. 4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. 5. Глагол встречаете – 1-го лица. 6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь. 7. Во множественном числе глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют. 8. Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает. 9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа. 10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям. Ключ:
IV Проверка. - Поставьте себе отметку за тест. - У кого все ответы верные? - Вы подтвердили свои знания по нашей теме выполненным тестом. - Поднимите руки, у кого есть ошибки. -В каком месте вы совершили ошибку? - Что вам необходимо еще раз повторить, чтобы впредь их не совершать?
| Л: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Р: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; П: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебная таблица-карточка (раздаточный материал)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_._smirnova_t.a.docx | 120.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: Русский язык
УМК: «Школа России»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 4 Б
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ф.И.О учителя: Смирнова Татьяна Андреевна
Цель | Деятельностная: формирование связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Образовательная: ознакомление с глаголами-исключениями; со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; |
Задачи | Образовательные: -формировать представление о глаголах – исключениях; - формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение; -совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания; -способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности; - воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку |
Формируемые УУД | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты | Предметные: уметь находить в тексте глаголы-исключения, уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний . Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные : уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | I спряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов, глаголы-исключения. |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая |
Ресурсы: - основные
- дополнительные | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко « Поурочные разработки по русскому языку » Учебник с.94-95, упражнения 192, 193, 194, тетрадь, раздаточный материал. |
Оборудование | Доска, таблица, учебник, компьютер, карточки, памятка «Безударные личные окончания глаголов» |
Ход урока
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебная таблица-карточка (раздаточный материал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»
Урок русского языка в 4 классе (учебник А.В. Поляковой) по системе Л.В. Занкова....
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". 4класс.
Конспект урока русского языка, презентация к уроку, приложение....
Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...
Урок русского языка в 4 классе (УМК "Школа России" , Учебник Т.Г. Рамзаевой) на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок посвящен дню космонавтики (50-летие первого полета человека в космос)...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Поляковой...