Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку

Дмитриева Светлана Сергеевна

Ежедневное выполнение работы над ошибками - важнейшее условие формирования и развития орфографической грамотности у обучающихся младших классов. В данной статье говорится о работе над орфографическими ошибками в начальной школе, перечислены приемы и способы проверки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы над ошибками на уроках русского языка

в начальной школе

Дмитриева Светлана Сергеевна

учитель начальных классов

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»

Аннотация: Ежедневное выполнение работы над ошибками - важнейшее условие формирования и развития орфографической грамотности у обучающихся младших классов. В данной статье говорится о работе над орфографическими ошибками в начальной школе, перечислены приемы и способы проверки.

Каждый год учителя сталкиваются с большим количеством орфографических ошибок у обучающихся и неумением самостоятельно провести работу над исправлением ошибок, что указывает на низкий уровень самостоятельности в работах над ошибками у обучающихся начальных классов.

Поэтому важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

Работа над ошибками — неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Необходимо каждого обучающегося научить работать над своими ошибками самостоятельно. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе. Начинается она с анализа тех орфограмм, которые являются основными в письменной работе.

На данный момент существует множество методик, пособий, «памяток» по работе над ошибками. Проанализировав литературу, обобщив педагогический опыт учителей начальных классов, мы решили использовать в нашей работе пособие «На ошибках учимся» Вороговской А.И., заслуженного учителя РФ. Оно включает в себя правила по русскому языку и алгоритмы работы над ошибками.

Назначение данного пособия – помогать обучающимся овладеть системой повседневной работы над орфографическими, грамматическими и пунктуационными ошибками. Эта система является одной из форм обучения ребенка самостоятельно работать над совершенствованием своей грамотности.

Обучение детей работе над ошибками осуществляется постепенно, последовательно в два этапа.

На первом этапе работа проводится следующим образом: педагог проверяет выполненное учеником задание по русскому языку, исправляет ошибку, а на полях, на строке, где она допущена, указывает номер правила из пособия Вороговской А.И., отсылая школьника к теоретической основе правописания.

Правила в сборнике расположены в системе и включают 5 разделов теоретического материала по русскому языку: звуки и буквы; перенос слов; состав слова; части речи; предложение.

Выделение разделов не отражается на нумерации правил: оно является сквозным, и таким образом, каждое правило, независимо от того, в какой раздел оно входит, выступает под своим номером и номера не повторяются.

Учащийся, в свою очередь, в сборнике находит правило под указанным номером, читает его, повторяет либо заучивает. После того, как правило прочтено, ученик,строго следуя пунктам алгоритма работы над ошибками, выполняет задание.

На данном этапе дети выполняют работу над ошибками в таблице. На всю ширину тетрадной страницы чертят таблицу, которая состоит из трех колонок: 1 колонка - пишу слово правильно; 2 колонка – объясняю; 3 колонка – проверяю, закрепляю.

В первой колонке ученик должен записать слово, в котором была допущена ошибка, правильно подчеркнуть орфограмму и определить, в какой части слова она находится.

Во второй колонке таблицы учащийся записывает название правила, указывает его номер.

В третьей колонке школьник записывает проверочное слово, а также подбирает аналогичные примеры для закрепления.

Данная работа в таблице является несколько трудоемкой: требует усилий ребенка, затраты времени на постоянное черчение в тетради, но такая форма более результативна, т.к. она вносит в работу школьника четкость, системность.

Таблица 1

Работа в таблице над орфографическими и грамматическими ошибками

Пишу слова правильно

Объясняю

Проверяю

Запоминаю

дочка

Сочетание чк без мягкого знака. № 2

Девочка, белочка, ночка, речка, полочка.

заехал

Безударная гласная в приставке за- . № 44

Запер,  зашел, запрыгать, занести, задуматься

синяя (лента)

Безударное окончание прилагательного женского рода, ед.ч., И.п. № 65

Лента (какая?) синяя;

зима (какая?) вьюжная

молодежь

Мягкий знак после шипящих имени существительного женского рода, ед.ч., 3 скл. № 61

Молодежь (она, моя) – ж.р.; мышь, ночь, речь, печь, рожь, дрожь.

на грядке

Безударное окончание имени существительного 1 скл., ед.ч., П.п. №60

На земле, на воде, на землянике, на реке.

село Ельня

Большая буква в именах собственных. №54

Село Ульдурга, озеро Байкал, город Иркутск.

 въехал

Разделительный ъ (твердый знак). № 48

Въезд, разъезд, разъем, съемка, объявление.

творцы

Безударная гласная  ов чередующих корнях твор – твар. № 33

Творчество, вытворять, затворять

не угадал

Отрицательная частица нес глаголом. № 81

Не выдержали, не верю, не знал, не написать, не сказал.

семьсот

Мягкий знак в середине сложных числительных.

№ 93

Восемьсот, девятьсот, пятьсот, семьдесят.

строил

Суффикс в глаголе прошедшего времени перед – л. № 79.

Строить – строил,

делать – делал,

сеять – сеял.

 Однако вполне можно обойтись без таблицы.

 Второй этап обучения учащихся работе над ошибками начинается тогда, когда школьник уже хорошо ориентируется в справочнике и может самостоятельно найти в нем нужное правило или алгоритм. На этом этапе учитель не выносит на поля номер правила, а только обозначает ошибки условными знаками, как это делается при проверке письменных работ, например: орфографическую ошибку – палочкой, пунктуационную – галочкой и т.д.  Ученик сам анализирует свою ошибку: определяет характер ее, ищет в сборнике соответствующее правило, алгоритм, выполняет работу над ошибкой в таблице или без нее.  

При такой системе каждодневная проверка тетрадей осуществляется медленнее, чем обычно, но такая работа дает незамедлительные результаты в повышении грамотности учащихся.

Таким образом, следует отметить, что самое важное в работе над орфографическими ошибками в начальной школе – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. Предложенная система работы над ошибками позволяет учащимся младших классов справиться со своими проблемами, которые возникают у него в процессе обучения орфографической грамотности. Эта система, как нам кажется, позволяет и учителю получить результат в обучении учащихся орфографии и пунктуации.

Библиографический список

  1. Вороговская, А. И.На ошибках учимся / А. И. Вороговская. – М.: Диалог – МГУ,  1998. -100с.
  2. Шклярова, Т. В. Справочник для начальных классов. 1-5 классы / Т. В. Шклярова. – М.: Грамотей. 2019.-128с.
  3. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах /М. Р. Львов – М.: Просвещение. 1990. – 124 с.
  4. Бунеева, Е.В. Методические рекомендации. Русский язык 1-2 класс / Е.В. Бунеева. – М.: Баласс. 2000. – 241с.
  5. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. Русский язык 3 класс /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение. 2020.

2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Данная статья включает в себя систему работу над ошибками в младших классах коррекционной школы, в которой предлагаются упражнения, при помощи которых не только закрепляются, но и уточняются знания де...

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка "Работа над ошибками на уроках русского языка"...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. Задача учителя – сделать её максимально эффективной и не чрезмерно утомительной для ребенка....