Урок русского языка по теме "Знакомство с родственными словами"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок русского языка по теме "Знакомство с родственными словами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2_-_kopiya.docx | 43.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе
Учитель начальных классов Носырева Анна Викторовна
УМК "Школа России"
Тема: Знакомство с родственными словами.
Педагогические задачи: научить определять группу родственных слов.
Цель: сформировать представление о родственных словах и их образовании.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать слова, решать учебные и практические задачи - правильно писать словарные слова, определенные программой; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированностиоценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные - освоение умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; приобретение навыка выбора адекватных языковых средств при общении; уяснение значения общей части родственных слов; логические - формулирование правила речевого взаимодействия (учитывать существование различных точек зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве).
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: вырабатывают адекватную позитивную самооценку; расширяют познавательные интересы.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Содержание и технология урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I Этап Самоопределение к деятельности | Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм. Слайд -Проверьте готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли готово: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. - Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. - Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и нам предстоит узнать еще одну тайну русского языка. | Готовят к уроку рабочее место. | Личностные: - самоопределение; |
II этап. Актуализация знаний. Чистописание. Словарная работа. | Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации Проверяем посадку, положение тетради. Слайд -Ребята с чего мы начинаем урок русского языка? Д: С минутки чистописания. -Правильно, начинаем с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединений. Запись в тетради числа, а чтобы узнать какую букву мы будем прописывать на минутке чистописание, вы узнаете, отгадав загадку Яблочко растёт на ветке, Его любят наши детки. Яблочко люблю и я- С ним запомню букву…. Характеристика буквы Я. -Буква Я - гласная, хитрая, особая. Может обозначать один звук, когда стоит после согласной, имеет звук [а]. -А может обозначать два звука, когда стоит вначале слова, после гласной, после разделительного ъ, ь знаков, имеет два звука [й, а] . Каллиграфическая минутка. Образец записи на доске. Прописываем поочередно заглавную и строчную буквы ... - Выделите самую красивую букву в строке, нарисуйте над ней корону. -После минутки чистописания, что мы с вами записываем? (Мы записываем словарные слова, цель которых запомнить правильное написание) Слайд 3 Словарная работа Один ученик записывает слова на доске, остальные в тетрадях. Запишите слова на доске. -Ребята, Аня записывает слова на доске, а вы в своих тетрадях. Язык, фамилия, ребята. -Поставьте ударение, подчеркните орфограмму, разделите на слоги). - А теперь необходимо проверить написание слов по эталону. -Ребята, правописание, какой буквы мы сегодня отрабатывали? (Буквы Я) -Посмотрите на словарные слова и скажите в каком слове буква Я имеет один звук. (в слове ребята).Составьте схему этого слова. - Давайте составим с этим словом предложение. Молодцы! -Запишите, пожалуйста, предложение в тетрадь. Р ебята лепят снеговика. . . -Постройте схему этого предложения. | Записывают дату с комментированием. Каллиграфическая минутка. Вспоминаем правильное написание букв и формируем красивый почерк. Словарная работа Это слова с непроверяемой безударной гласной. Язык, фамилия, ребята Один ученик у доски. Самопроверка по эталону. Один ученик записывает предложение у доски. Записывают предложение в тетрадь. | Коммуникативные: Личностные: |
Физминутка | Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - тихо, тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим. | Выполняют движения | |
III. Открытие нового знания. | -Я вам предлагаю ещё раз поработать с буквой Я.. -Расшифруйте ребус. 7Я -Ребята, а что такое семья? (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка) -Как можно одним словом назвать членов семьи, по отношению друг к другу? (Родственники) -Верно, родственники, родные люди, у них один род. -Ребята, а как вы думаете, а у слов в русском языке встречаются родственники? (Не знаем) -Попробуем ответить на этот вопрос. -Я предлагаю послушать сказку и ответить на вопрос. Читает учитель отрывок из сказки «Родственники» (по С.Иванову) Гулял он однажды со своей семьёй и встретил на поляне незнакомую даму). И вот какой разговор между ними произошёл. --Вы кто такие? -Назовите героев этой сказки. -Права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? (Нет, гуси –птицы, гусеница – насекомое) -Кого мы отнесем к родственникам? (гусь, гусыня, гусята). Почему? (Потому что они имеют одно значение - птицы.) -А сами слова гусь, гусыня, гусята как будут называться? (родственными) - Запишем эти слова: гусь, гусыня, гусята. Один ученик у доски. -Как будут называться такие слова? (Родственные) Родственные слова - Кто догадался, как звучит тема урока? -Тема урока: Родственные слова.(Слайд) Какие цели мы перед собой поставим сегодня на урок? Определим цель урока: 1.Узнать, какие слова называются родственными. 2.Уметь находить группу родственных слов.( Слайд) | Отвечают на вопросы учителя Пишут в тетради. 1 ученик у доски. Формулируют тему урока. Родственные слова (На доске каточка) Формулируют цель урока. | Коммуникативные: |
IVэтап. Первичное закрепление. | -Запишем слова гусь, гусыня, гусята -Прочитайте еще раз слова. -Скажите, почему мы исключили слово гусеница? -Слова, которые мы записали, называются родственными. Подумайте, почему они так называются? -Слова гусь, гусыня, гусята, мы выяснили, что они относятся к птицам. -Что можно сказать о значении данных слов? (все слова сходны по значению). -Это первый признак родственных слов. -Посмотрите на слова, а что еще общего у родственных слов? (Они имеют одинаковые буквы) -Ребята, правильно говорить надо у родственных слов есть общая главная часть. -Сделаем вывод. У доски: Родственные слова 1. с одинаковым значением и 2.и имеют общую главную часть. Так слово гусеница – родственное или нет? Ведь в нем тоже есть часть – гус? (нет, потому что имеет другое значение) - Значит, мы с вами сделали еще одно открытие! - Что мы с вами открыли? (Правило) - Кто сможет сформулировать правило про родственные слова? Родственные слова имеют: -общую главную часть -одинаковое значение -общую часть будем выделять дугой -Давайте вернемся к нашим целям урока. -Узнали мы, что такое родственные слова? (Да) -Отвечаем на второй вопрос. Дальше будем учиться находить группу родственных слов по алгоритму. Слайд Алгоритм: 1. Читаем слова. 2. Выясняем значения слов. 3. Находим общую часть. Слайд Написаны слова . Прочитайте слова и найдите родственные слова Сколько здесь семей родственных слов? Докажите что это родственные слова. -Как пишется общая часть в родственных словах? - Общая часть в родственных словах пишется одинаково. -Общая часть выделяется дугой. -Запишите эти слова в рабочую тетрадь. Выделите общую часть. Учитель проходит по рядам и проверяет. Проверка. | Регулятивные: - пошаговый контроль по результату; | |
Физминутка | Надо всем, друзья, размяться. Раз – на цыпочки подняться. 2 – нагнулись до земли И не раз, а раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора. | Делают движения. | |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд -Прочитайте текст. Найдите родственные слова, запишите, выделите общую часть. Работа в парах Поиграем в игру «Узнай родственника» Один ученик играет роль вахтера. Вахтер может пропустить только родственника.Дети придумывают по два - три родственных слова. Подходят к вахтёру и называют слова. Если эти слова родственные, то вахтер даёт им пропуск в виде смайликов. Если слова не родственные, то ребята помогают подобрать нужные слова. Найди родственные слова, соедини слово с картинкой, выдели общую часть. Лист Лиса Лисичка, листок, лисий, листочек, лисонька, листик Слайд 2.Работа в парах. Запишите только родственные слова, выделите дугой общую, одинаковую часть родственных слов. Пользуемся алгоритмом. Моряк, рыбак, море, морской Сад, садик, огород, садовый Изба, дом, домик, домашний Проверка на экране по рядам | Самостоятельная работа. Проверка Работают в группе Работают в паре | Регулятивные: |
VI. Рефлексия деятельности. | Слайд – Ребята, что нового узнали на уроке? -Какие слова называются родственными? Как определить родственные слова? На какие вопросы мы должны были ответить? Мы нашли на них ответы? Если урок вам был интересен, нарисуйте на полях улыбающегося смайлика. | Да. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»
Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения....
Урок русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.
В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова". Конспект урока составлен по технологии деятельностного метода. Для проведения урока использует...
Урок русского языка во 2 классе "Родственные слова"
Цели: 1.упражнять в нахождении родственных слов по их признакам; 2. развивать умение рассуждать при выполнении заданий...
конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.
В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одно...
Урок русского языка.2 класс Тема: Родственные слова. Слабая и сильная позиция гласных.
Урок русского языка по учебнику Н.В.Нечаевой 2 класс...
Конспект урока русского языка во 2 классе "Родственные слова"
Конспект урока русского языка во 2 классе "Родственные слова" УМК "Школа России"...
Открытый урок русского языка во 2 классе: «Родственные слова»
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.Планируемые результаты:Предметные: знают понят...