Урок русского языка по теме "Знакомство с родственными словами"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Носырева Анна Викторовна

Урок русского языка по теме "Знакомство с родственными словами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_-_kopiya.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе

Учитель начальных классов Носырева Анна Викторовна

УМК "Школа России"

Тема: Знакомство с родственными словами.

Педагогические задачи: научить определять группу родственных слов.

Цель: сформировать представление о родственных словах и их образовании.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать слова, решать учебные и практические задачи - правильно писать словарные слова, определенные программой; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированностиоценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: общеучебные - освоение умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; приобретение навыка выбора адекватных языковых средств при общении; уяснение значения общей части родственных слов; логические - формулирование правила речевого взаимодействия (учитывать существование различных точек зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве).

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: вырабатывают адекватную позитивную самооценку; расширяют познавательные интересы.

Тип урока: «открытие» новых знаний




Содержание и технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I Этап

Самоопределение к деятельности

Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Слайд

-Проверьте готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли готово: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

- Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

- Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и нам предстоит узнать еще одну тайну русского языка.

Готовят к уроку рабочее место.

Личностные: - самоопределение;
Регулятивные:
 - целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II этап. Актуализация знаний. Чистописание. Словарная работа.


Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации

Проверяем посадку, положение тетради.

Слайд

-Ребята с чего мы начинаем урок русского языка?

Д: С минутки чистописания.

-Правильно, начинаем с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединений.

Запись в тетради числа, а чтобы узнать какую букву мы будем прописывать на минутке чистописание, вы узнаете, отгадав загадку

Яблочко растёт на ветке,

Его любят наши детки.

Яблочко люблю и я-

С ним запомню букву….

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/05/s_5de92ca7ab9fa/1279812_1.png

Характеристика буквы Я.

-Буква Я - гласная, хитрая, особая. Может обозначать один звук, когда стоит после согласной, имеет звук [а].

-А может обозначать два звука, когда стоит вначале слова, после гласной, после разделительного ъ, ь знаков, имеет два звука [й, а] .

Каллиграфическая минутка.

Образец записи на доске.

Прописываем поочередно заглавную и строчную буквы ...

- Выделите самую красивую букву в строке, нарисуйте над ней корону.

-После минутки чистописания, что мы с вами записываем?

(Мы записываем словарные слова, цель которых запомнить правильное написание)

Слайд 3

Словарная работа

Один ученик записывает слова на доске, остальные в тетрадях.

Запишите слова на доске.

-Ребята, Аня записывает слова на доске, а вы в своих тетрадях.

Язык, фамилия, ребята.

-Поставьте ударение, подчеркните орфограмму, разделите на слоги).

- А теперь необходимо проверить написание слов по эталону.

-Ребята, правописание, какой буквы мы сегодня отрабатывали?

(Буквы Я)

-Посмотрите на словарные слова и скажите в каком слове буква Я имеет один звук.

(в слове ребята).Составьте схему этого слова.

- Давайте составим с этим словом предложение.

Молодцы!

-Запишите, пожалуйста, предложение в тетрадь.

Р ебята лепят снеговика. .https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/05/s_5de92ca7ab9fa/1279812_3.png

.

-Постройте схему этого предложения.

Записывают дату с комментированием.

Каллиграфическая минутка.

Вспоминаем правильное написание букв и формируем красивый почерк.

Словарная работа

Это слова с непроверяемой безударной гласной.

Язык, фамилия, ребята

Один ученик у доски.

Самопроверка по эталону.

Один ученик записывает предложение у доски.

Записывают предложение в тетрадь.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков;

Личностные:
мотивация к изучению данной темы

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - тихо, тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

Выполняют движения

III. Открытие нового знания.

-Я вам предлагаю ещё раз поработать с буквой Я..

-Расшифруйте ребус.

-Ребята, а что такое семья?

(Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)

-Как можно одним словом назвать членов семьи, по отношению друг к другу?

(Родственники)

-Верно, родственники, родные люди, у них один род.

-Ребята, а как вы думаете, а у слов в русском языке встречаются родственники? (Не знаем)

-Попробуем ответить на этот вопрос.

-Я предлагаю послушать сказку и ответить на вопрос.

Читает учитель отрывок из сказки «Родственники» (по С.Иванову)

Гулял он однажды со своей семьёй и встретил на поляне незнакомую даму). И вот какой разговор между ними произошёл.

--Вы кто такие?
-Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
-А я ваша тётя – Гусеница.

-Назовите героев этой сказки.

-Права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей?

(Нет, гуси –птицы, гусеница – насекомое)

-Кого мы отнесем к родственникам? (гусь, гусыня, гусята).

Почему?

(Потому что они имеют одно значение - птицы.)

-А сами слова гусь, гусыня, гусята как будут называться?

(родственными)

- Запишем эти слова: гусь, гусыня, гусята.

Один ученик у доски.

-Как будут называться такие слова?

(Родственные)

Родственные слова

- Кто догадался, как звучит тема урока?

-Тема урока: Родственные слова.(Слайд)

Какие цели мы перед собой поставим сегодня на урок?

Определим цель урока:

1.Узнать, какие слова называются родственными.

2.Уметь находить группу родственных слов.( Слайд)

Отвечают на вопросы учителя

Пишут в тетради. 1 ученик у доски.

Формулируют тему урока.

Родственные слова

(На доске каточка)

Формулируют цель урока.

Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- владение монологической и диалогической формой высказывания;
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Познавательные:
- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
- моделирование;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

IVэтап. Первичное закрепление.

-Запишем слова гусь, гусыня, гусята

-Прочитайте еще раз слова.

-Скажите, почему мы исключили слово гусеница?

-Слова, которые мы записали, называются родственными. Подумайте, почему они так называются?

-Слова гусь, гусыня, гусята, мы выяснили, что они относятся к птицам.

-Что можно сказать о значении данных слов? (все слова сходны по значению).

-Это первый признак родственных слов.

-Посмотрите на слова, а что еще общего у родственных слов?

(Они имеют одинаковые буквы)

-Ребята, правильно говорить надо у родственных слов есть общая главная часть.

-Сделаем вывод.

У доски: Родственные слова

1. с одинаковым значением и

2.и имеют общую главную часть.

Так слово гусеница – родственное или нет? Ведь в нем тоже есть часть – гус? (нет, потому что имеет другое значение)

- Значит, мы с вами сделали еще одно открытие!

- Что мы с вами открыли? (Правило)

- Кто сможет сформулировать правило про родственные слова?

Родственные слова имеют:

-общую главную часть

-одинаковое значение

-общую часть будем выделять дугой

-Давайте вернемся к нашим целям урока.

-Узнали мы, что такое родственные слова? (Да)

-Отвечаем на второй вопрос.

Дальше будем учиться находить группу родственных слов по алгоритму.

Слайд

Алгоритм:

1. Читаем слова.

2. Выясняем значения слов.

3. Находим общую часть.

Слайд

Написаны слова .

Прочитайте слова и найдите родственные слова

Сколько здесь семей родственных слов?

Докажите что это родственные слова.

-Как пишется общая часть в родственных словах?

- Общая часть в родственных словах пишется одинаково.

-Общая часть выделяется дугой.

-Запишите эти слова в рабочую тетрадь. Выделите общую часть.

Учитель проходит по рядам и проверяет. Проверка.

Регулятивные:
- удержание цели и задач в течение урока

- пошаговый контроль по результату;
- оценка;
- коррекция;
Познавательные:
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные:
- контроль за действиями партнёра;
- формулировка собственного мнения и позиции;

Физминутка

Надо всем, друзья, размяться.

Раз – на цыпочки подняться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Делают движения.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд

-Прочитайте текст. Найдите родственные слова, запишите, выделите общую часть.

Работа в парах

Поиграем в игру «Узнай родственника»

Один ученик играет роль вахтера. Вахтер может пропустить только родственника.Дети придумывают по два - три родственных слова. Подходят к вахтёру и называют слова. Если эти слова родственные, то вахтер даёт им пропуск в виде смайликов. Если слова не родственные, то ребята помогают подобрать нужные слова.

Найди родственные слова, соедини слово с картинкой, выдели общую часть.

Лист                                         Лиса

Лисичка, листок, лисий, листочек, лисонька, листик

Слайд

2.Работа в парах.

Запишите только родственные слова, выделите дугой общую, одинаковую часть родственных слов. Пользуемся алгоритмом.

Моряк, рыбак, море, морской

Сад, садик, огород, садовый

Изба, дом, домик, домашний

Проверка на экране по рядам

Самостоятельная работа.

Проверка

Работают в группе

Работают в паре

Регулятивные:
- контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
- самоопределение;

VI. Рефлексия деятельности.

Слайд

– Ребята, что нового узнали на уроке?

-Какие слова называются родственными?

Как определить родственные слова?

На какие вопросы мы должны были ответить?

Мы нашли на них ответы?

Если урок вам был интересен, нарисуйте на полях улыбающегося смайлика.

Да.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»

Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения....

Урок русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова". Конспект урока составлен по технологии деятельностного метода. Для проведения урока использует...

Урок русского языка во 2 классе "Родственные слова"

Цели: 1.упражнять в нахождении родственных слов по их признакам;           2. развивать умение рассуждать при выполнении заданий...

конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одно...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Родственные слова"

Конспект урока русского языка  во 2 классе "Родственные слова" УМК "Школа России"...

Открытый урок русского языка во 2 классе: «Родственные слова»

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.Планируемые результаты:Предметные: знают понят...