Русский язык "Типы текстов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Формировать у учащихся понятия: текст-описание, текст-повествование, текст -рассуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык
Учитель: | |
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 4 |
Тема урока: | Типы текстов |
Цель: | формировать у учащихся понятия: текст-описание, текст-повествование, текст- рассуждение. |
Задачи | |
обучающие: | Систематизировать знания детей о тексте, типах текста. |
развивающие: | развивать умение осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
воспитательные: | совершенствовать навыки общения, уважения друг к другу |
Тип урока: | урок «открытия» новых знаний. |
Используемые технологии: | информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. |
Планируемые результаты: Личностные: | анализировать свои действия и управлять ими; |
Метапредметные: | |
Регулятивные: | Постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала |
Коммуникативные: | Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; |
Познавательные: | Проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии; |
Предметные: | Учащиеся научатся в практической деятельности ,используя худ. литературу, определять типы текстов. |
Ресурсы: | |
Основные: | учебник «Русский язык» 4 кл. ( к УМК «Школа Россия» авт. В.П.ККанакина). |
Дополнительные: | Презентация, доска.,худ.литература. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивация учения. | Организзация рабочего места. (учащиеся сидят группами по 4 человека) | Создает эмоциональный настрой на урок. | -Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки. Для вас я подготовила интересные задания | Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: действие смыслообразования; |
2. Актуализация знаний. Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи; | Самостоятельная работа. Учащихся выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают по кругу соседу. Проверяют, исправляют ошибки, оценивают и возвращают обратно карточку. | Создает условия для активной работы, взаимопроверки. Проверяет уровень усвоения правописания . |
Роса Я видел впервые – Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём задумался герой? – Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу? – Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного? – Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. – Объясните встретившиеся в тексте орфограммы. – Объясните знаки препинания во втором предложении. – Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, Письмо. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса, и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; Коммуникативные: контроль, коррекция, прогнозирование, оценка действий; |
2.Чистописание (листочки - по 4 на каждого ученика) на доске вывешивается плакат каллиграфического написания строчных букв т,е,к,с,. -Придумать 4 имен существительных - чья группа закончила, поднимают руки -Какие слова получились? В группах есть ли у вас одинаковые слова?(учитель опрашивает по группам) Получилось слово «текст» 3.-Посовещайтесь в группе и составьте маленький текст 4.- Подчеркнуть изученные орфограммы 5.Повторение о признаках текста - Группе №1 рассказать,что текст состоит…, начинает тот, кто у кого желтая эмблема - Группе №2 рассказать ,что предложения расположены…, начинает тот, у кого зеленая эмблема, поблагодарите друг друга - Группе №3 рассказать , что текст выражает …, начинает тот, у кого желтая эмблема, поблагодарите друг друга - Группе №4 рассказать , что текст имеет…, начинает тот, у кого синяя эмблема, поблагодарите друг друга | ||||
3. Проблемное объяснение нового знания. Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока. | Участие в беседе после прослушивания. Отвечают на вопросы учителя, обосновывают выбор решения. Проговаривают по кругу друг другу правило | Пробуждает высказыванию своего мнения. Введение нового понятия (когда учащиеся повторяли правила, учитель записал на доске одно предложение с предлогами из тех, что придумали сами учащиеся) Задает проблемные и подводящие вопросы. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | 1. Послушайте три текста: 1) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну). 2) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому). 3) Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена. -Мы повторили с вами признаки текста , можно ли сказать, что это текст?Докажите. ( по группам) Предложения связаны по смыслу,объедины одной темой. - Назовите главную мысль каждого текста -Попробуйте определить тип каждого текста - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Обсудите в группах. Появляется презинтация «Типы текстов» -назовите тему нашего урока Работа в группах - Проговорите по кругу один раз, типы текста. - Чем, отличаются типы текстов? (если, учащиеся не смогут сразу ответить на данный вопрос, то, прочитать материал рубрики «Вспомните!» с.11 | Познавательные: постановка и формирование проблемы; ли. Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; — умение действовать по плану и планировать свою деятельность; |
4. Первичное закрепление. Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий и решение с проговариванием во внешней речи. Смысловое чтение. | Отвечают на вопросы учителя в группах, проверяют друг друга, делают выводы. Выполняют самостоятельно упражнение в тетрадях по окончанию сверяют с соседом по лицу | Организует взаимопроверку; коллективную проверку; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; | Упр.9 с.11 -Прочитайте тексты -Определите тип первого текста (текст-описание) -Обсудите в группах и докажите свое мнение -Как вы поняли, кто такой Соболько? (Это пес) -Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Какой?) -Определите тип второго текста. (Это повествовательный текст) -Как вы это определили? Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что произошло?_ -К какому типу относится последний текст? (Это текст-рассуждение) -Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Почему?) Выполните письменное задание к упражнению. (Самопроверка) -И еще ребята повторим. 1.- Проговорите по кругу один раз, о типах текста - Как типы текста вы знаете? - Как определить текст - описание? - Как определить текст-повествование? -Как определить текст-рассуждение? 2.Практическая част Упр.10 с.12 (Работа в группах) -Прочитайте тексты -Определите тему текста -Какова главная мысль каждого текста? -Какой текст носит описательный характер? -Какой заголовок можно к нему подобрать? - Какие тексты можно встретить в учебниках, научно-популярных изданиях? | Познавательное: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: повторить и закрепить знания типах тектов. | Выводят конечный продукт в группах и зачитывают правило. Самостоятельно выполняют задание Передвигаются по классу и пополняют свой словарный запас, развивают речь Составляют Текст-повествование, подчёркивают изученные орфограммы | Осуществляет индивидуальный контроль. Организует взаимопроверку; коллективную проверку; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; Организует практическую работу, используя художественную литературу. Организует практическую работу, используя художественную литературу. | 1.-Выведите правило в группах и оформите карточку «Надо знать!» Типы текстов: 1 группа Описание- зто____________________________ 2 группа Повествование-это_________________________ 3 группа Рассуждение-это____________________________ . - № 1 зачитайте -Вспомним какое слово вывели в начале урока ? - Какие типы текстов вы знаете? 2. - Теперь, передвигаясь по классу, составьте текст –описание про осень - Зачитайте(Вывод №3) 3. – Придумайте в группах текст-рассуждение по теме «Осень» -Расскажите свой текст - Запишите понравившийся текст в тетрадях , при записи подчеркните изученные орфограммы, подумайте как проверить? 4. –Вы обсуждали в группах, для чего необходимо знать типы текстов ? Теперь придумайте в группах текст-повествование по теме «Типы текстов.» (чтение-обсуждение по художественной литературе) -Расскажите свой текст - Запишите понравившийся текст в тетрадях , при записи подчеркните знакомые орфогаммы, подумайте как проверить? - Зачитайте свой текст ( по группам) | Познавательные: общеучебные: работа с информацией; Регулятивные: прогнозирование Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону, формулировать свое мнение и позицию, осуществлять контроль по результату | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Выбирают темы для сочинения. Обсуждают предложенные темы. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Организует работу в группах с текстом на кар- точках. Каждой группе дает карточку с текстом. Предлагает три варианта текста – на одну тему, но разного типа. | – Тема «Осень» предполагает создание описательного текста; в формулировке темы заключена и тема, и главная мысль. – При создании текста нужно не только описать осенний наряд березки, но сделать это так, чтобы все поняли, что она действительно красива и автор любуется ее красотой. – Прочитайте текст. Определите тип текста. Дайте название своему тексту. – Какую работу нужно выполнить с данным текстом? (Списать, определить тему и главную мысль текста, найти характерные признаки для определения типа текста, выделить орфограммы, разобрать предложения и т. д.) И.С. Тургенев «Бежин луг»: Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание]. Ученики прочитывают по цыпочке предложения и определяют к какому типу текста относятся. Каждая группа называет тему, главную мысль текста, доказывает принадлежность текста к тому или иному типу. | Познавательные: общеучебные: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; -проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; Коммуникативные: оценка действий партнера Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; |
7. Рефлексия. Цель: зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | – Ребята, что нового узнали на уроке? – Что такое текст? – Назовите типы текстов. – Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов? – Закончите предложения: • Несколько предложений, объединенных по смыслу, называются … (текстом). • Текст, в котором рассказывается, о чем произошло, называется … (повествованием). • Текст, к которому можно поставить вопрос «какой?», называется … (описанием). • Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос «почему?», называется … (рассуждением). – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Мы, ребята, молодцы Поработали на славу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Текст. Тема текста. Монолог." 2 класс
Урок русского языка разработан для учащихся 2 класса по системе Л. В. Занкова...
Технологическая карта урока по русскому языку "Текст. Типы текстов"
Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Текст. Типы текстов." в виде технологической карты с презентацией. УМК "Перспектива"...
Презентация к уроку русского языка "Текст. Типы текстов" (3 класс)
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в третьем классе по учебнику В.П.Канакиной....
Урок русского языка. Текст. Типы текстов. УМК «Перспектива», 3 класс
Тема: Текст. Типы текстов. Закрепление....
Урок русского языка текст.Типы текстов
Систематизация знаний учащихся по теме текст.Групповая деятельность.Личностно-ориентированный урок...
Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие...
Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс
Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс....