4.1 – 1 (2) Ребята по-разному доказали, почему в слове ёжик нужно писать букву И. Таня вспомнила правило: жи-ши пиши с буквой И. Коля проверил эту орфограмму по сильной позиции: ёжик – ежи. Антон посмотрел в словарь. Даша обратилась к правилу написания суффиксов -ек и -ик.
1. Напиши, кто из ребят предложил ошибочные версии и почему? 2. Гипотеза кого из учеников заслуживает внимания, хотя и требует проверки? |
4.1 – 2 (1) Прочитай высказывания. Вставь, где нужно, пропущенный Ь.
Небо вот-вот прояснится от туч_. Плащ_ всадника развевает_ся на ветру. В поле поспела рож_. Мяч_ влетел в ворота противника. Мыш_ прячет_ся в норке. В клетке пел чиж_. Кащей для охраны сокровищ_ собрал самых страшных чудовищ_. |
4.1 – 3 (2) Прочитай словосочетания.
Платье из шёлка, щетка для обуви, кричать шёпотом, открыть дверь ключом, маленький чёрный галчонок, в клетке за решёткой, весёлым мячом, зелёный волчонок, читать плащом.
В каждом сочетании слов повторяется одна и та же орфограмма сильной позиции. Какая? Объясни, от чего зависит выбор буквы для обозначения звука [о́] после шипящего. |
4.1 – 4 (2) Вставь буквы на месте пропусков. Каким способом проверки ты пользовался? Под крыш_й, копа_шь, в школ_, котён_к, красн_й, пр_пуск, плать_, д_вчонка, пров_ды, мы пиш_м, ч_татель, (с,з)бить.
|
4.1 – 5 (1) Проверь, правильно ли ученик записал загадку. Если есть ошибки, исправь их, укажи способы проверки.
Два близнетца, два братца на нос верхом садятца.
Нарисуй отгадку. |
4.1 – 6 (1) Спиши стихотворение, обозначив звуки буквами. Какая орфограмма встретилась в тексте? Как проверяется она?
Не надо больше сори[ца]! А то и мяч не лови[ца], И книжка не читае[ца], И дождик начинае[ца]… |
4.1 – 7 (1) Вставь буквы на месте пропусков. Каким способом проверки ты пользовался? Распиши подробно проверку окончаний в выделенных словах.
Дело уч_т, и муч_т, и корм_т. За один раз дерева не сруб_шь. Кто труд люб_т, долго спать не буд_т. Порядок береж_т время. Голод и волка из лесу гон_т. |
4.1 – 8 (2) Ребята проверяли орфограмму слабой позиции в окончании слова (он) чита_т. Прочитай, как рассуждал каждый из них:
Рассуждение Даши: «Определяю спряжение слова, называющего действие. Для этого ставлю его в 3-е лицо мн.ч.: читают. Окончание –ют, значит, слово 1-го спряжения. Пишу букву Е». Рассуждение Коли: «Определяю спряжение слова – действия. Ставлю его в неопределенную форму: читать. Слово заканчивается на –ать, оно 1-го спряжения. Это не исключение. Пишу букву Е».
С кем из ребят ты можешь согласиться? Если у тебя есть свое рассуждение, приведи его. |
4.1 – 9 (2) Составь и запиши предложения с каждым словом из пары: Стремиться – стремится Удивиться – удивится Ложиться – ложится |
4.1 – 10 (2) Ребята писали текст под диктовку учителя. Вот что получилось у Даши. Ласточка день начинает, а соловей кончает. А между ласточкой и соловьём любит петь скворец. В его песне чего только не услышешь. Есть там и ласточка, есть и соловей. И никого это не удевляет. Как ты думаешь, почему ошиблась девочка? Какие правила письма ты посоветуешь ей повторить? Исправь ошибки. |
4.1 – 11 (2) В группах слов зачеркни лишнее. Объясни свой выбор. 1) играть, уехать, приготовить, разогреть; 2) обидеть, зависеть, болеть, смотреть; 3) тормозить, грузить, провожать, проводить.
|
4.1 – 12 (2) Рядом со словами-предметами запиши однокоренные действия. Сначала – в инфинитиве, а затем – в форме 2-го лица единственного числа. Выдели суффикс, который подскажет спряжение. О б р а з е ц: друг – дружûть (2 спр.), дру́жишь. Враг – __________________________________________________ Хлопоты – _______________________________________________ Счёты – _________________________________________________ Пила – __________________________________________________ Груз - ___________________________________________________ |
4.1 – 13 (2) Распредели слова в три колонки по временам: Нырять, живут, объяснял, проведёт, шуршит, взглянула, уводить, приговаривали, загрущу, бережёшь, стеречь, упадёте
|
4.1 – 14 (2) Запиши слова в два столбика. В первый – те, орфограммы в которых ты уже умеешь проверять. Во второй – те, где сделать этого пока не можешь: Изд_лека, уг_лок, над болот_м, вскач?, он обид_т, в неб_, ч_совщик, п_дрезать, садовн_к, мног_, весе́л_е, ж_лток, влев_, рож?, он чита_т, ч?рный, больш?й. _________________________ _____________________________
|
4.1 – 15 (1) Проверь орфограммы слабых позиций в словах: Уд_вляться – С_няк – П_тнистый – Пл_тить - На светл_м (небе) - |
4.1 – 16 (2) Обведи пары слов, у которых одно и то же окончание (не забудь про склонение). В папке – в пенале, на травке – на земле, стол – полка, (нет) лошадки – (нет) лошади, шкаф – стеллаж, (есть) куклы – (нет) куклы. |
4.1 – 17 (1) Выбери из слов в скобках проверочное. Обведи его. На палуб_ - (на корабле, на земле, на цепи), в город_ - (в селе, в столе, в стене), за гараж_м – (за домом, за столом, за пером). |
4.1 – 18 (1) Запиши слова с орфограммой шип.+[о] в две колонки.
Ч?рт, ключ?м, чуж?й, еж?нок, щ?тка, горяч?, плеч?, крыж?вник, больш?й, меч?м, с врач?м, свеж?, руч?нка.
Пишу букву, так как Пропускаю букву, так как могу доказать не могу доказать _________________________ _____________________________
|
4.1 – 19 (2) Определи, правильно ли ученик проверил орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях. Неправильные проверки вычеркни. Играть на лужайке (на стене́), шёл к пристани (к степи́), густым (злы́м) туманом (столо́м), орфограмма в корне (в селе́), о холодном (пусто́м) утре (ве́чере). Найди проверки для тех орфограмм, которые ученик проверил неправильно. |
4.1 – 20 (1) Все ли три слова в каждой группе принадлежал к одному набору падежных окончаний? Найди «лишнее» слово. Обведи его.
- стекло, метро, молоко
- у дороги, у площадки, у площади
- на верблюде, на автомобиле, на машине
Подбери к «лишнему» слову слова, с тем же набором падежных окончаний. - ______________________________________
- ______________________________________
- _______________________________________
|