Организация самостоятельной работы на уроках русского языка
статья по русскому языку (3 класс) на тему
Самостоятельная работа на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка. На уроках русского языка в начальных классах самостоятельная работа-это в основном разнообразные упражнения. Поэтому очень важно, чтобы учитель хорошо осознавал функции каждого типа упражнений, его место в системе орфографической работы.
Согласно основным способам усвоения орфографии различают следующие типы упражнений:
- упражнения на звукобуквенный анализ-этот тип упражнений требует от учащихся графической фиксации, а от учителя - сопроводительных указаний типа: подчеркни буквы, которые в этих словах обозначают два звука; спиши, отметь ударение; выпиши только те слова, в которых звонкие согласные;
- упражнения на запоминание - при выполнении этих упражнений очень важно иметь в виду, чтобы они активизировали в комплексе зрительный, речедвигательный и мыслительный компоненты, взаимодействие которых и обеспечивает силу произвольного и непроизвольного запоминания;
- упражнения на решение орфографических задач - это упражнения на затрудненное распознавание понятий, ситуаций и на применение определенных правил, предусматривающих определенную последовательность действий.
От цели, которую ставит учитель, на каждом этапе изучения материала зависит содержание самостоятельных задач. В одних случаях самостоятельной работой учитель старается создать условия для четкого осознания учащимися специфики грамматических явлений,
в других - подвести к обобщению или закрепить определенный способ действия и т.д..
В начальных классах изучается много правил, которые требуют от учащихся последовательного выполнения определенных умственных действий - определение безударных гласных звуков или звонких или глухих согласных, падежных или личных окончаний; различия префикса и предлога, существительного и глагола подобное.
Система заданий для самостоятельных работ по русскому языку, основной целью которых является предотвращение грамматических ошибок, выработка навыка правильного письма и повышение интереса к языку. Примеры задач по теме «Прилагательное» в начальных классах.
1. Прочитай, подумай и отгадай загадки. К каждому слову-отгадке (существительному), подбери по несколько прилагательных и запиши.
Тоненький, кругленький, сердце черненькое, кто на его след посмотрит, мысль его узнает.
Текло, текло и легло под стекло.
Глянешь - заплачешь, а лучше него нет в мире.
Кто рисунок на окне за ночь сделал мне?
Отгадки: карандаш, река, солнце, мороз.
Пример: Карандаш красный, короткий, тонкий, длинный.
2. С представленными словосочетаниями составь предложения, употребляя существительные и связанные с ними прилагательные в именительном и винительном падежах единственного числа.
Зимний день. Могучий дуб. Широкая степь. Ясное солнце. Синее море.
3. Замени одним словом.
И сам не гам, и другому не дам.
У лжеца язык и до ушей достает.
Слова для справок: скупой, лживый.
На уроках русского языка важное значение играют также индивидуальные карточки. Применение таких карточек помогает своевременно выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предлагать дифференцированные задания. Особенно полезны карточки с заданиями, в которых учитель определяет для ученика последовательность умственных и практических действий.
Например, при изучении темы «Имя существительное» в начальных классах.
Карточка № 1
Запиши по одному существительному мужского, женского, среднего рода.
Придумай с каждым из словом предложения.
Запиши предложения. Подчеркни в нем подлежащее и сказуемое.
Карточка № 2
Прочитай слова: весна, солнце, снег, трава, стебельки, почки, листья, пчелка, товарищ.
Определи отличие существительных. Для этого:
а) определи род;
б) найди окончание слова;
в) по роду и окончанию определи отличие.
3. Запиши существительные столбиками в следующем порядке: I, II, III
Карточка № 3
1. Прочитай слова: край, письмо, выстрел, вечер, чудо.
2. Запиши их столбиком.
3. Подбери к ним родственные существительные. Отметить отличие цифрой.
Пример: край - страна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка
Самостоятельная работа на уроках русского языка...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках русского языка
В статье раскрывается технология использования дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка, методика составления дифференцированных заданий, виды дифференцированной ...
Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".
Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....
МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Организация самостоятельной работы на уроке английского языка является одним из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности уч-ся....
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
АВТОРЫ: Дергунова Татьяна Александровна к. п. н., доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Филиппова Людми...
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 кл с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 классы с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты (из опыта работы)...