Игровая деятельность на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность на уроках русского языка
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
• Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант
Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.
Детям даётся установка:
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.
1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)
2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)
3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)
4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)
5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)
6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.
• Умный редактор
Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.
Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...
1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи.
2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть.
3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали.
4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству.
5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.
- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде.
1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата.
2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море.
3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду.
4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята.
5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу.
6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом,
7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.
• Игра «Справочное бюро»
Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.
• Словарный диктант
Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.
• Диктант - шутка
Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.
* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.
• Диктант-«молчанка»
Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний . Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.
• Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
• Найди пару
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
1) Николай и не заметил, надо прилежно учиться. 1 4
2) Скучен день до вечера, установилась теплая, солнечная погода. 2 5
3) Чтобы получить хорошую профессию, тихо шелестящих под ветром. 3 1
4) Которая бывает в начале сентября, что стало светать. 4 2
5) Воздух пропитан ароматом трав, коли делать нечего. 2 5
Лексико-фразеологические игры
• Переводчик
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
• Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:
Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
• Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и
предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же
они называются?
Мыльня — (баня). Всеградник — (космополит).
Ветродуй - (вентилятор). Представщик - (актер).
Самодвйг - (автомат). Ошейник - (галстук).
Звонознание - (акустика). Скоропись - (стенография).
Единопродавство - (монополия). Любомудр - (философ).
• Найди пару
Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары,
противоположные по смыслу.
Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай.
Ни зги не видно Жить своим горбом
заварить кашу воспрянуть духом
коломенская верста от горшка два вершка
по чайной ложке на ночь глядя
чуть свет как кошка с собакой
повесить нос хоть иголки собирай
на чужой шее сидеть единым духом
душа в душу расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки не покладая рук
• Аукцион
В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.
• Замени фразеологизмом
Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.
возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
• Угадайте слово по его описанию.
-Объясните, как вам это УДАЛОСЬ сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» плеч. Родной или крёстный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)
2) На дворе, па траве. (На дворе трава, на траве дрова.)
3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)
5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)
6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)
• Знаете ли вы пословицы?
1. Слово -..., а молчание - золото. (Серебро.)
2. Авось да как-нибудь до добра не ...(доведут).
3. Доброе ... и кошке приятно. (Слово.)
4. Делу ..., потехе - час. (Время.)
5. Где тонко, там и ... (рвется).
6. Копейка ... бережет. (Рубль.)
7. Один с сошкой, а ... с ложкой. (Семеро.)
• Отделите плод от растения СОШИСНШАКА
Комментарий: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения - слово «сосна». Также решаются остальные задачи.
• Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА Ответ: вода, сахар
• Уберите горячее — останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ
Ответ: кипяток, айсберг
• Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА-________________
ИПЬРТПЕИР - ________________
ЭПВФСФПЕ - ________________
ВЮЛГВДЛАЮ - _______________
ЖЗСУУЧЖАЗ - ________________
ОАСАОТАЛО-________________
ГЦИДВГЦЫД! - _______________
Ответ: Будьте всегда счастливы! • Составьте анаграммы.
Например: Карета — ракета
Урон - (руно), арап - (пара), мошкара - (ромашка), осколок - (колосок),
соха - (хаос), ниша - (наши).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школы
Данный доклад посвящен роли игры в обучении младших школьников английскому языку...
«Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста»
Обобщение педагогического опыта....
Выступление на педагогических чтениях по теме"Усвоение грамматических понятий младшими школьниками в прцессе игровой деятельности на уроках русского языка"
Игровая деятельность на уроках русского языка....
Игровая деятельность на уроках английского языка в младших классах
Из практики учителя.Статья «Игровая деятельность на уроках английского языка в младших классах»Ключевые слова: игра, игровая деятельность, грамматические игры, фонетические игры, лексические игры, мла...
Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе.
Статья содержит информацию об использование игровой деятельности на уроках английского языка в начальных классах (2-4 кл.). На мой взгляд,использовании игровой технологии на уроках - является одной из...
игровая деятельность на уроке английского языка в начальной школе
В данной статье рассказывается про игровые приемы, которые можно использовать на уроках иностранного языка....
Применение игровой деятельности на уроках английского языка у младших школьников. Методические рекомендации для учителей английского языка.
Игры на уроках английского языка в начальной школе. Методические рекомендации для учителей английского языка....